Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 11 апреля 2025 года

Законопроект об изменении правил налогообложения ЭЗО вновь внесен в Госдуму РФ

Прошлая версия законопроекта, о которой мы рассказывали 13 марта, была возвращена авторам по причине отсутствия заключения Правительства РФ.

Теперь такое заключение получено — Правительство РФ поддержало законопроект.

Содержание законопроекта не поменялось.

Напомним, текущая редакция НК РФ предусматривает особые правила для определения расходов на приобретение акций/долей в уставном капитале ЭЗО, полученных налогоплательщиком в рамках исполнения положений Федерального закона № 470-ФЗ.

Так, в случае прямого участия налогоплательщика в ИХК налоговая стоимость акций/долей ЭЗО устанавливается в сумме документально подтвержденных и фактически осуществленных расходов налогоплательщика на приобретение акций/долей в уставном капитале ИХК (для налогоплательщиков-организаций ― сформированной в налоговом учете стоимости акций/долей в уставном капитале ИХК), умноженной на долю балансовой стоимости акций/долей в уставном капитале ЭЗО, принадлежащих ИХК, в балансовой стоимости активов ИХК по данным финансовой отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую 1 марта 2022 года.

Использование доли балансовой стоимости акций/долей ЭЗО в балансовой стоимости активов ИХК зачастую приводит к тому, что инвесторы, приобретавшие доли/акции ЭЗО через ИХК, не в состоянии вычесть полную сумму осуществленных расходов.

Ранее об этой проблеме сообщали и СМИ.

Внесенный в Госдуму РФ законопроект предлагает по решению ЭЗО вместо доли балансовой стоимости использовать долю рыночной стоимости акций/долей ЭЗО в рыночной стоимости активов ИХК по состоянию через 150 дней после вынесения судебного решения о приостановлении прав ИХК. В этом случае оценка будет проводиться по инициативе ЭЗО независимым оценщиком, действующим по российскому законодательству. Рассчитанная с учетом рыночной оценки доля будет публиковаться ЭЗО в течение 30 дней с даты отчета об оценке.

Также законопроект предлагает в любом случае приравнивать долю к единице, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • доля суммы балансовой стоимости акций/долей ЭЗО и балансовой стоимости принадлежащих ИХК безналичных денежных средств (включая депозиты) в балансовой стоимости активов ИХК по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую 1 марта 2022 года, составляет более 95%;
  • отношение суммы принадлежащих ИХК денежных средств (включая депозиты) на день вынесения решения о приостановлении прав ИХК к балансовой стоимости ее активов по данным финансовой отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую 1 марта 2022 года, составляет не более 5%.

Иными словами, если балансовые активы ИХК на ближайшую к 1 марта 2022 года дату состояли в основном из стоимости акций/долей ЭЗО и денежных средств, однако к дате приостановления прав объем денежных средств существенно сократился, то доля балансовой стоимости будет признаваться равной единице, что позволит максимально приравнять налоговую стоимость ЭЗО к расходам на участие инвесторов в ИХК.

Помимо этого, законопроект предлагает внести изменения в положения НК РФ об инвестиционном вычете по НДФЛ для обращающихся акций (возможность освободить положительный финансовый результат от их продажи/погашения от налогообложения при владении от трех лет) ― при продаже/погашении акций ЭЗО, полученных налогоплательщиком в рамках исполнения Федерального закона № 470-ФЗ, можно будет учесть срок «косвенного» владения ЭЗО через ИХК.

Также предлагается внести некоторые изменения в порядок предоставления налоговых льгот для МХК.

В частности, одно из условий применения таких льгот ― не менее 70% расходов МХК на приобретение товаров/работ/услуг должны быть понесены на территории России.

Во избежание неоднозначного прочтения законопроект предлагает исключить из расчета доли расходы по операциям с ценными бумагами.

По задумке авторов законопроекта, такая поправка позволит предотвратить ситуации, когда компании, ранее владевшие ценными бумагами за рубежом, после перерегистрации в России сталкиваются с искусственным увеличением доли зарубежных расходов.

Источник: Официальный сайт Госдумы РФ

Энергетические компании пожаловались на выездные проверки в рамках налогового мониторинга

Как сообщают СМИ, участились случаи назначения выездных налоговых проверок участников налогового мониторинга, которые в целом должны быть от них освобождены.

Проверки инициируются «в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг».

Такую проблему обозначил Совет производителей энергии в своем письме руководителю ФНС России.

Совет опасается, что проверки фактически направлены на «получение возможности доначисления налогов по периодам, закрытым для проверки в рамках налогового мониторинга», так как их массово инициирует и проводит Центральный аппарат ФНС России.

Участники рынка отмечают, что такие проверки «дискредитируют саму идею» участия в налоговом мониторинге.

Источник: Ведомости

Минфин разъяснил порядок налогообложения при уступке иностранной компанией прав требования «пассивного» дохода

В письме рассмотрена следующая ситуация:

  • швейцарская компания (ШвейцКо) оказывала российской компании (РусКо1) услуги по аренде контейнеров-цистерн;
  • судя по тексту письма, эти цистерны-контейнеры находились в России, соответственно доход ШвейцКо подлежал обложению налогом у источника и НДС;
  • оплаты по договору не было, ввиду чего налоги в российский бюджет не перечислялись;
  • в дальнейшем ШвейцКо уступило право требования к РусКо1 другой российской компании (РусКо2).

Соответственно, возник вопрос ― кто и когда должен исполнять обязанность по уплате российских налогов в отношении вознаграждения ШвейцКо за аренду?

Минфин России разъяснил, что налоги должны уплачиваться в следующем порядке:

  • налог у источника должна удержать и уплатить в российский бюджет РусКо2 (цессионарий) при выплате ШвейцКо (цедент) дохода по договору уступки требования, вытекающего из договора аренды железнодорожного оборудования;
  • соответственно у РусКо1 (должник) при выплате в адрес РусКо2 (цессионарий) средств в счет погашения своего долга обязанностей агента по налогу на доходы у источника в РФ не возникает;
  • в то же время в части уплаты НДС налоговым агентом выступает именно РусКо1 (должник) при осуществлении выплат в адрес РусКо2 (цессионарий).

Источник: Консультант Плюс, Письмо Минфина России от 20 декабря 2024 года № 03-08-05/129547

ФНС пояснила, как применяются повышающие коэффициенты при налогообложении земельных участков для ИЖС у коммерческих организаций

Повышающий коэффициент 2 применяется в течение трех лет начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный жилой дом или на любое помещение в нем.

При этом земельные участки для ИЖС, не используемые в предпринимательской деятельности, облагаются по льготной ставке, не превышающей 0,3%, а участки, принадлежащие коммерческим организациям, — по ставке, не превышающей 1,5%.

Ведомство разъяснило, что повышающий коэффициент к сумме земельного налога применяется для незастроенных земельных участков и является обеспечительной мерой экономического характера.

Эта мера направлена на стимулирование своевременного завершения строительства объектов жилищного назначения и их введение в эксплуатацию с одновременной государственной регистрацией прав.

Ведомство подтвердило, что применение повышающего коэффициента не прекращается в случае налогообложения по ставке для «прочих земель» в размере 1,5%, поскольку при этом такое разрешенное использование не меняется.

Источник: Официальный сайт ФНС России, Письмо ФНС России от 7 апреля 2025 года № БС-4-21/3637@

В России предложили ввести запрет на использование ИИ с «неприемлемым уровнем риска»

Профильная рабочая группа из юристов, представителей консалтинговых компаний и участников рынка, развивающих искусственный интеллект (ИИ), разработала законопроект регулирования ИИ в России.

Законопроект предлагает создать классификацию систем ИИ по уровню потенциального риска — «с неприемлемым, высоким, ограниченным и минимальным уровнем риска».

Разработку и эксплуатацию систем ИИ, которые относятся к первой категории, то есть создают угрозу безопасности личности, общества и государства, а также нарушают основополагающие права и свободы человека и гражданина, предлагается запретить.

Для второй категории систем ИИ (применяются в здравоохранении, транспортной отрасли, финансах, правоохранительной деятельности и других сферах, где это может создать существенные риски для жизни, здоровья, основных прав и свобод граждан) хотят установить обязательную государственную регистрацию и сертификацию, а для третьей категории (системы внутреннего контроля качества) — добровольную сертификацию.

Также сообщается, что законопроект предполагает введение ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу для лиц, которые принимают участие в разработке и эксплуатации систем ИИ.

Документ также предусматривает обязательное страхование ответственности операторов систем ИИ с высоким уровнем риска.

Текст документа пока не опубликован.

Источник: Парламентская газета

Реклама безалкогольного пива может быть ограничена

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.

Авторы инициативы отмечают, что реклама безалкогольного пива является скрытой рекламой алкоголя и алкогольных брендов и к ней должны быть установлены те же требования, которые установлены для пива.

Источник: Парламентская газета

Срок действия электронных виз для иностранных граждан хотят увеличить

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.

Он предусматривает увеличение срока действия единой электронной визы с 60 до 120 суток, а разрешенного срока пребывания иностранного туриста — с 16 до 30 суток.

Кратность визы при этом сохраняется.

Источник: Парламентская газета