Результаты заседания Госдумы РФ: в первом чтении принят еще один масштабный налоговый законопроект (о реализации основных направлений налоговой политики)
Законопроект о реализации основных направлений налоговой политики.
Среди наиболее важных изменений:
снижение «входных» порогов для налогового мониторинга: суммы уплаченных налогов ― со 100 до 80 млн руб., суммы доходов и суммы активов ― с 1 млрд до 800 млн руб.;
возможность привлечения (по решению руководителя/заместителя руководителя ФНС России) должностных лиц территориальных налоговых органов к проведению проверок по трансфертному ценообразованию;
ограничение круга лиц, входящих в одну группу, для целей получения ИТ-льготы ― из периметра группы предлагается исключить иностранных лиц (сейчас к профильным ИТ-доходам, среди прочего, относятся доходы от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, разработанных, адаптированных и/или модифицированных самой организацией-налогоплательщиком либо лицом, входящим с ней в одну группу — исключение иностранных лиц из периметра группы сузит круг программ для ЭВМ, баз данных, лицензирование которых будет считаться профильной ИТ-деятельностью);
пересмотр подхода к определению материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами для целей исчисления НДФЛ: вместо ключевой ставки на дату получения дохода можно будет использовать ключевую ставку на дату заключения договора займа/кредита, если она была ниже;
введение до конца 2026 года кассового метода учета доходов/расходов в виде штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных обязательств во взаимоотношениях с иностранными контрагентами из недружественных стран;
исключение условия о составе активов эмитента (не более 50% недвижимого имущества, находящегося на территории РФ) для применения ставки налога на прибыль 0% при реализации небольшого пакета обращающихся акций (не более 1% от общего количества акций).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении запланировано на 4 июля 2024 года.
Предусматривается расширение льгот по страховым взносам для резидентов ТОР Дальневосточного федерального округа и свободного порта Владивосток.
Изменения вносятся в ч. 2 ст. 427 НК Р Ф России, которая в текущей редакции позволяет резидентам ТОР Дальневосточного федерального округа или свободного порта Владивосток, получившим данный статус после 1 января 2023 года, самим определять дату начала применения пониженных тарифов.
Власти предлагают разрешить переносить начало действия налоговой льготы и для тех инвесторов, которые получили статус резидента до 2023 года
Разработчики искусственного интеллекта (ИИ), работающие в экспериментальном правовом режиме (ЭПР), будут обязаны страховать ответственность за возможное причинение вреда жизни, здоровью или имуществу от применения технологии.
Также предусматривается обязанность субъектов ЭПР вести реестры лиц, непосредственно работающих с технологиями ИИ, которые в случае возникновения нештатных ситуаций будут нести ответственность за неправильную эксплуатацию таких технологий.
Вводится административная ответственность за несоблюдение обязательных требований в сфере оборота древесины.
В частности, предусматриваются штрафы за транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке электронного сопроводительного документа, за нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, за непредоставление сведений об объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры в федеральную государственную информационную систему (ФГИС) лесного комплекса и другие нарушения.
Размер штрафа для юридических лиц составит до 500 тыс. руб. (в зависимости от нарушения).
Предлагается предоставить возможность реконструкции частных промышленных объектов через механизмы ГЧП.
Предлагаемые изменения направлены на распространение ГЧП-проектов не только на объекты государственной собственности, но и на частные промышленные сооружения при условии соблюдения определенных требований, основным из которых является участие предприятия в обеспечении технологического суверенитета России.
Предусматривается обязанность организаций, участвующих в обороте метанола и метанолсодержащих жидкостей, быть включенными в соответствующий реестр для ведения своей деятельности.
В реестр будут вноситься сведения о тех, кто производит, реализует, хранит, перевозит и использует метанол и метанолсодержащие жидкости.
Уведомление о деятельности по обороту метанола будет поступать в уполномоченный орган в электронном виде.
Кроме того, законопроектом предлагается ввести запрет на розничную торговлю метанолом.
Помимо этого, в законопроекте содержатся требования к обороту, перевозке, хранению и утилизации соответствующей продукции.
Минфин России смягчил позицию по вопросу увеличения фиксированного платежа с прибыли КИК
Напомним, законопроектом о совершенствовании налоговой системы предложено увеличить фиксированный платеж с прибыли КИК до 5 млн руб. с каждой КИК (сейчас платеж составляет 5 млн руб. за все КИК).
На заседании Экспертного совета Госдумы Р Ф по бюджету и налогам были высказаны предложения смягчить рост налоговой нагрузки на физических лиц ― владельцев КИК.
Заместитель министра финансов Алексей Сазанов согласился, что в некоторых случаях КИК по факту не ведут никакой деятельности, но избавиться от них практически невозможно в силу зарубежных санкций.
Итогом этой дискуссии, по-видимому, стало компромиссное решение.
Как сообщает РБК, в поправках ко второму чтению предлагается ограничить рост фиксированного платежа суммой в 25 млн руб., которая будет уплачиваться за пять и более КИК.
Таким образом, все КИК, начиная с шестой, будут «бесплатными».
систем очистки и отвода сточных вод с территории промышленной площадки.
Можно выделить следующие обстоятельства, которые были учтены при принятии судом решения о квалификации спорных объектов в качестве недвижимости:
объекты изначально были спроектированы в виде единого объекта недвижимости;
объекты неразрывно связаны с объектом недвижимости ― без них сохранение функционального назначения невозможно;
объекты входят в состав единого недвижимого комплекса;
регистрация в ЕГРН;
отсутствие у объектов самостоятельных функций (предназначены для обслуживания объекта недвижимости);
несоизмеримый ущерб при демонтаже объектов;
изменение подхода к учету (сначала учитывались в составе объектов недвижимости, а затем были выделены отдельно, например, после ремонта/реконструкции);
наличие отраслевых стандартов, которые предусматривают эксплуатацию объекта недвижимости только в комплексе со спорными объектами.
Временный порядок учета курсовых разниц: что будет после 1 января 2025 года?
В 2022−2024 годах курсовые разницы для целей налогового учета признаются в особом порядке.
Так, курсовые разницы по требованиям/обязательствам в валюте (за исключением авансов) признаются только на дату их прекращения/исполнения:
в 2022—2024 годах — для доходов в виде положительной курсовой разницы;
в 2023—2024 годах — для расходов в виде отрицательной курсовой разницы.
Напомним, общий порядок налогового учета курсовых разниц подразумевает их признание также в конце каждого месяца.
Возникает справедливый вопрос ― что же будет после прекращения действия временного порядка, то есть после 1 января 2025 года?
Недавно Минфин России сообщил, что с учетом незначительных колебаний курса продление временного порядка не планируется.
Вместе с тем ведомство подчеркнуло, что положения, которыми был введен временный порядок, не утратят силу.
Это означает, что отложенные отрицательные и положительные курсовые разницы, начисленные в 2022−2024 годах, которые не были признаны в составе расходов и доходов в связи с применением временного порядка, будут учтены только на дату прекращения соответствующих требований/обязательств, выраженных в иностранной валюте.
Минфин России предложил упростить взыскание налоговых долгов с физических лиц
Соответствующий законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
В случае принятия поправок налоговый орган будет вправе принять решение о взыскании напрямую, не подавая заявление в суд общей юрисдикции.
При отсутствии возражений должника в отношении налогового уведомления или решения о привлечении к ответственности налоговый орган вынесет и направит судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании задолженности.
Решение о взыскании задолженности будет направляться физическому лицу не только через личный кабинет налогоплательщика, но через портал «Госуслуги».
Правительство РФ утвердило порядок передачи государственного и муниципального имущества резидентам ТОР
Резиденты территорий опережающего развития (ТОР) смогут получить в аренду или собственность государственное и муниципальное имущество без проведения торгов и использовать его для реализации инвестиционных проектов.
Речь идет о технике и оборудовании, которыми оснащены предприятия на участках, вошедших в границы ТОР.
Сейчас такое имущество принадлежит государству, регионам или муниципалитетам.
С учетом недавно утвержденного правительственного постановления оно может быть передано управляющим компаниям ТОР, а затем предоставлено резидентам в аренду для использования в реализации инвестиционных проектов.
После выполнения инвестиционных обязательств резиденты смогут выкупить такое имущество и получить на него право собственности без проведения торгов.
Специальные марки для маркировки табачной продукции: последние изменения
С 1 июля 2024 года ввезенная в Россию для продажи иностранная табачная продукция должна иметь на упаковке маркировку и акцизную марку.
Акцизные марки импортеры смогут получить в уполномоченных таможенных органах (необходимы заявление, предварительная оплата марок).
Марки будут выдавать без предоставления импортером обязательства об их использовании по назначению и без обеспечения исполнения обязательства.
Выдаваемые марки должны иметь индивидуальные серии, отличные от серий марок, выданных по заявлениям импортеров, принятым по 28 июня 2024 года включительно.
Также с 1 июля 2024 года сокращается список документов, которые производители табачной продукции представляют в территориальный налоговый орган для выдачи марок ― исключаются обязательство об использовании марок по назначению и подтверждение об обеспечении исполнения обязательства, не нужно будет предоставлять обеспечение исполнения обязательства.
С 1 июля 2024 года увеличатся минимальные цены закупки и розничной продажи крепкого алкоголя
Так, минимальная розничная стоимость бутылки водки 0,5 л крепостью 40% вырастет с 281 до 299 руб., коньяка ― с 517 до 556 руб., бренди и другого алкоголя, произведенного из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного или вискового дистиллятов, ― с 375 до 403 руб.