Обзоры
2024-06-26 14:53 Новости законодательства

Выпуск от 26 июня 2024 года

Результаты заседания Госдумы РФ: в первом чтении принят еще один масштабный налоговый законопроект (о реализации основных направлений налоговой политики)

Законопроект № 577 665−8 принят в#nbsp;первом чтении


Законопроект о#nbsp;реализации основных направлений налоговой политики.

Среди наиболее важных изменений:

  • снижение «входных» порогов для налогового мониторинга: суммы уплаченных налогов ― со#nbsp;100 до#nbsp;80#nbsp;млн#nbsp;руб., суммы доходов и#nbsp;суммы активов ― с#nbsp;1 млрд до#nbsp;800#nbsp;млн#nbsp;руб.;
  • возможность привлечения (по#nbsp;решению руководителя/заместителя руководителя ФНС России) должностных лиц территориальных налоговых органов к#nbsp;проведению проверок по#nbsp;трансфертному ценообразованию;
  • ограничение круга лиц, входящих в#nbsp;одну группу, для целей получения ИТ-льготы ― из#nbsp;периметра группы предлагается исключить иностранных лиц (сейчас к#nbsp;профильным ИТ-доходам, среди прочего, относятся доходы от#nbsp;реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, разработанных, адаптированных и/или модифицированных самой организацией-налогоплательщиком либо лицом, входящим с#nbsp;ней в#nbsp;одну группу#nbsp;— исключение иностранных лиц из#nbsp;периметра группы сузит круг программ для ЭВМ, баз данных, лицензирование которых будет считаться профильной ИТ-деятельностью);
  • пересмотр подхода к#nbsp;определению материальной выгоды в#nbsp;виде экономии на#nbsp;процентах за#nbsp;пользование заемными (кредитными) средствами для целей исчисления НДФЛ: вместо ключевой ставки на#nbsp;дату получения дохода можно будет использовать ключевую ставку на#nbsp;дату заключения договора займа/кредита, если она была ниже;
  • введение до#nbsp;конца 2026 года кассового метода учета доходов/расходов в#nbsp;виде штрафов, пеней, иных санкций за#nbsp;нарушение договорных обязательств во#nbsp;взаимоотношениях с#nbsp;иностранными контрагентами из#nbsp;недружественных стран;
  • исключение условия о#nbsp;составе активов эмитента (не#nbsp;более 50% недвижимого имущества, находящегося на#nbsp;территории РФ) для применения ставки налога на#nbsp;прибыль 0% при реализации небольшого пакета обращающихся акций (не#nbsp;более 1% от#nbsp;общего количества акций).

Рассмотрение законопроекта во#nbsp;втором чтении запланировано на#nbsp;4#nbsp;июля 2024 года.

Законопроект № 633 935−8 принят в#nbsp;первом чтении

Предусматривается расширение льгот по#nbsp;страховым взносам для резидентов ТОР Дальневосточного федерального округа и#nbsp;свободного порта Владивосток.

Изменения вносятся в ч. 2 ст.#nbsp;427 НК Р#nbsp;Ф#nbsp;России, которая в#nbsp;текущей редакции позволяет резидентам ТОР Дальневосточного федерального округа или свободного порта Владивосток, получившим данный статус после 1#nbsp;января 2023 года, самим определять дату начала применения пониженных тарифов.

Власти предлагают разрешить переносить начало действия налоговой льготы и#nbsp;для тех инвесторов, которые получили статус резидента до#nbsp;2023 года

Законопроект № 512 628−8 принят в#nbsp;третьем чтении

Разработчики искусственного интеллекта (ИИ), работающие в#nbsp;экспериментальном правовом режиме (ЭПР), будут обязаны страховать ответственность за#nbsp;возможное причинение вреда жизни, здоровью или имуществу от#nbsp;применения технологии.

Также предусматривается обязанность субъектов ЭПР вести реестры лиц, непосредственно работающих с#nbsp;технологиями ИИ, которые в#nbsp;случае возникновения нештатных ситуаций будут нести ответственность за#nbsp;неправильную эксплуатацию таких технологий.

Законопроект № 481 602−8 принят в#nbsp;третьем чтении

Вводится административная ответственность за#nbsp;несоблюдение обязательных требований в#nbsp;сфере оборота древесины.

В#nbsp;частности, предусматриваются штрафы за#nbsp;транспортировку древесины без оформленного в#nbsp;установленном лесным законодательством порядке электронного сопроводительного документа, за#nbsp;нарушение требований к#nbsp;размещению и#nbsp;характеристикам складов древесины, за#nbsp;непредоставление сведений об#nbsp;объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры в#nbsp;федеральную государственную информационную систему (ФГИС) лесного комплекса и#nbsp;другие нарушения.

Размер штрафа для юридических лиц составит до#nbsp;500#nbsp;тыс.#nbsp;руб. (в#nbsp;зависимости от#nbsp;нарушения).

Законопроект № 567 438−8 принят в#nbsp;первом чтении

Предлагается предоставить возможность реконструкции частных промышленных объектов через механизмы ГЧП.

Предлагаемые изменения направлены на#nbsp;распространение ГЧП-проектов не#nbsp;только на#nbsp;объекты государственной собственности, но#nbsp;и#nbsp;на частные промышленные сооружения при условии соблюдения определенных требований, основным из#nbsp;которых является участие предприятия в#nbsp;обеспечении технологического суверенитета России.

Законопроект № 521 876−8 принят в#nbsp;первом чтении

Предлагается запретить розничную торговлю бестабачными смесями для нагревания с#nbsp;массовой долей никотина более 3,5%.

Законопроект № 610 892−8 принят в#nbsp;первом чтении

Предусматривается обязанность организаций, участвующих в#nbsp;обороте метанола и#nbsp;метанолсодержащих жидкостей, быть включенными в#nbsp;соответствующий реестр для ведения своей деятельности.

В#nbsp;реестр будут вноситься сведения о#nbsp;тех, кто производит, реализует, хранит, перевозит и#nbsp;использует метанол и#nbsp;метанолсодержащие жидкости.

Уведомление о#nbsp;деятельности по#nbsp;обороту метанола будет поступать в#nbsp;уполномоченный орган в#nbsp;электронном виде.

Кроме того, законопроектом предлагается ввести запрет на#nbsp;розничную торговлю метанолом.

Помимо этого, в#nbsp;законопроекте содержатся требования к#nbsp;обороту, перевозке, хранению и#nbsp;утилизации соответствующей продукции.

Минфин России смягчил позицию по вопросу увеличения фиксированного платежа с прибыли КИК

Напомним, законопроектом о#nbsp;совершенствовании налоговой системы предложено увеличить фиксированный платеж с#nbsp;прибыли КИК до#nbsp;5#nbsp;млн#nbsp;руб. с#nbsp;каждой КИК (сейчас платеж составляет 5#nbsp;млн#nbsp;руб. за#nbsp;все КИК).

На#nbsp;заседании Экспертного совета Госдумы#nbsp;Р#nbsp;Ф по#nbsp;бюджету и#nbsp;налогам были высказаны предложения смягчить рост налоговой нагрузки на#nbsp;физических лиц ― владельцев КИК.

Заместитель министра финансов Алексей Сазанов согласился, что в#nbsp;некоторых случаях КИК по#nbsp;факту не#nbsp;ведут никакой деятельности, но#nbsp;избавиться от#nbsp;них практически невозможно в#nbsp;силу зарубежных санкций.

Итогом этой дискуссии, по-видимому, стало компромиссное решение.

Как сообщает РБК, в#nbsp;поправках ко#nbsp;второму чтению предлагается ограничить рост фиксированного платежа суммой в#nbsp;25#nbsp;млн#nbsp;руб., которая будет уплачиваться за#nbsp;пять и#nbsp;более КИК.

Таким образом, все КИК, начиная с#nbsp;шестой, будут «бесплатными».

Текст поправок пока официально не#nbsp;опубликован.

ФНС России обобщила практику искусственного разделения объектов недвижимости с целью неуплаты налога на имущество

В#nbsp;письме ведомства приведен краткий обзор судебных дел, вынесенных в#nbsp;пользу налогового органа.

Приведены ключевые обстоятельства для признания объектов, в#nbsp;отношении которых были предъявлены претензии по#nbsp;налогу на#nbsp;имущество, к#nbsp;недвижимости.

Так, были установлены признаки искусственного разделения в#nbsp;отношении следующих объектов:

  • оборудования газопоршневой электростанции;
  • оборудования и#nbsp;технологических объектов магистральных нефтепроводов;
  • трубопроводов, турбин, трансформаторов, котлов тепловой электростанции;
  • вращающихся печей;
  • линий энергопередачи;
  • оборудования элеватора;
  • гидротехнических сооружений;
  • систем очистки и#nbsp;отвода сточных вод с#nbsp;территории промышленной площадки.

Можно выделить следующие обстоятельства, которые были учтены при принятии судом решения о#nbsp;квалификации спорных объектов в#nbsp;качестве недвижимости:

  • объекты изначально были спроектированы в#nbsp;виде единого объекта недвижимости;
  • объекты неразрывно связаны с#nbsp;объектом недвижимости ― без них сохранение функционального назначения невозможно;
  • объекты входят в#nbsp;состав единого недвижимого комплекса;
  • регистрация в#nbsp;ЕГРН;
  • отсутствие у#nbsp;объектов самостоятельных функций (предназначены для обслуживания объекта недвижимости);
  • несоизмеримый ущерб при демонтаже объектов;
  • изменение подхода к#nbsp;учету (сначала учитывались в#nbsp;составе объектов недвижимости, а#nbsp;затем были выделены отдельно, например, после ремонта/реконструкции);
  • наличие отраслевых стандартов, которые предусматривают эксплуатацию объекта недвижимости только в#nbsp;комплексе со#nbsp;спорными объектами.

Источник: «Официальный сайт ФНС России», Письмо ФНС России от#nbsp;18#nbsp;июня 2024 года № БС-4−21/6770@

Временный порядок учета курсовых разниц: что будет после 1 января 2025 года?

В#nbsp;2022−2024 годах курсовые разницы для целей налогового учета признаются в#nbsp;особом порядке.

Так, курсовые разницы по#nbsp;требованиям/обязательствам в#nbsp;валюте (за#nbsp;исключением авансов) признаются только на#nbsp;дату их#nbsp;прекращения/исполнения:

  • в#nbsp;2022—2024 годах#nbsp;— для доходов в#nbsp;виде положительной курсовой разницы;
  • в#nbsp;2023—2024 годах#nbsp;— для расходов в#nbsp;виде отрицательной курсовой разницы.

Напомним, общий порядок налогового учета курсовых разниц подразумевает их#nbsp;признание также в#nbsp;конце каждого месяца.

Возникает справедливый вопрос ― что#nbsp;же будет после прекращения действия временного порядка, то#nbsp;есть после 1#nbsp;января 2025 года?

Недавно Минфин России сообщил, что с#nbsp;учетом незначительных колебаний курса продление временного порядка не#nbsp;планируется.

Вместе с#nbsp;тем ведомство подчеркнуло, что положения, которыми был введен временный порядок, не#nbsp;утратят силу.

Это означает, что отложенные отрицательные и#nbsp;положительные курсовые разницы, начисленные в#nbsp;2022−2024 годах, которые не#nbsp;были признаны в#nbsp;составе расходов и#nbsp;доходов в#nbsp;связи с#nbsp;применением временного порядка, будут учтены только на#nbsp;дату прекращения соответствующих требований/обязательств, выраженных в#nbsp;иностранной валюте.

Минфин России предложил упростить взыскание налоговых долгов с физических лиц

Соответствующий законопроект размещен на#nbsp;федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В#nbsp;случае принятия поправок налоговый орган будет вправе принять решение о#nbsp;взыскании напрямую, не#nbsp;подавая заявление в#nbsp;суд общей юрисдикции.

При отсутствии возражений должника в#nbsp;отношении налогового уведомления или решения о#nbsp;привлечении к#nbsp;ответственности налоговый орган вынесет и#nbsp;направит судебному приставу-исполнителю постановление о#nbsp;взыскании задолженности.

Решение о#nbsp;взыскании задолженности будет направляться физическому лицу не#nbsp;только через личный кабинет налогоплательщика, но#nbsp;через портал «Госуслуги».

Правительство РФ утвердило порядок передачи государственного и муниципального имущества резидентам ТОР

Резиденты территорий опережающего развития (ТОР) смогут получить в#nbsp;аренду или собственность государственное и#nbsp;муниципальное имущество без проведения торгов и#nbsp;использовать его для реализации инвестиционных проектов.

Речь идет о#nbsp;технике и#nbsp;оборудовании, которыми оснащены предприятия на#nbsp;участках, вошедших в#nbsp;границы ТОР.

Сейчас такое имущество принадлежит государству, регионам или муниципалитетам.

С#nbsp;учетом недавно утвержденного правительственного постановления оно может быть передано управляющим компаниям ТОР, а#nbsp;затем предоставлено резидентам в#nbsp;аренду для использования в#nbsp;реализации инвестиционных проектов.

После выполнения инвестиционных обязательств резиденты смогут выкупить такое имущество и#nbsp;получить на#nbsp;него право собственности без проведения торгов.

Специальные марки для маркировки табачной продукции: последние изменения

С#nbsp;1#nbsp;июля 2024 года ввезенная в#nbsp;Россию для продажи иностранная табачная продукция должна иметь на#nbsp;упаковке маркировку и#nbsp;акцизную марку.

Акцизные марки импортеры смогут получить в#nbsp;уполномоченных таможенных органах (необходимы заявление, предварительная оплата марок).

Марки будут выдавать без предоставления импортером обязательства об#nbsp;их#nbsp;использовании по#nbsp;назначению и#nbsp;без обеспечения исполнения обязательства.

Выдаваемые марки должны иметь индивидуальные серии, отличные от#nbsp;серий марок, выданных по#nbsp;заявлениям импортеров, принятым по#nbsp;28#nbsp;июня 2024 года включительно.

Также с#nbsp;1#nbsp;июля 2024 года сокращается список документов, которые производители табачной продукции представляют в#nbsp;территориальный налоговый орган для выдачи марок ― исключаются обязательство об#nbsp;использовании марок по#nbsp;назначению и#nbsp;подтверждение об#nbsp;обеспечении исполнения обязательства, не#nbsp;нужно будет предоставлять обеспечение исполнения обязательства.

С 1 июля 2024 года увеличатся минимальные цены закупки и розничной продажи крепкого алкоголя

Так, минимальная розничная стоимость бутылки водки 0,5 л#nbsp;крепостью 40% вырастет с#nbsp;281 до#nbsp;299#nbsp;руб., коньяка ― с#nbsp;517 до#nbsp;556#nbsp;руб., бренди и#nbsp;другого алкоголя, произведенного из#nbsp;винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного или вискового дистиллятов, ― с#nbsp;375 до#nbsp;403#nbsp;руб.