Обзоры
2023-09-06 11:13 Новости законодательства

Выпуск от 5 сентября 2023 года

АС г. Москвы: вычет процентов и курсовых разниц по внутригрупповым займам в условиях создания «искусственного дефицита» денежных средств

Налоговая инспекция оспорила вычет процентов по займам, полученным от иностранных взаимозависимых лиц.
По мнению инспекции, целью привлечения займов являлось уменьшение налоговой базы и искусственное перераспределение прибыли, полученной в России, в пользу иностранной материнской компании группы.
Так, в результате постоянного рефинансирования внутригрупповых займов размер кредиторской задолженности постоянно увеличивался, а у налогоплательщика был убыток в течение 15 лет при положительном финансовом результате от деятельности по реализации продукции.
При этом внутригрупповые займы использовались налогоплательщиком на покрытие «кассовых разрывов», причиной возникновения которых стало превышение сроков расчетов по договорам с покупателями над сроками расчетов с поставщиками — также компаниями группы.
Помимо этого, инспекция установила следующие обстоятельства:
  • договоры на поставку товаров покупателям предусматривали отсрочку в среднем в 90–120 дней с одновременной выплатой премий/бонусов за объем поставки, в то время как договоры на приобретение товаров у компаний группы — от 25 до 56 дней без выплаты каких-либо премий/бонусов;
  • поставщики (компании группы), а также материнская компания были осведомлены, что налогоплательщик оплачивает поставку до получения выручки — это, по мнению инспекции, свидетельствует о том, что использованная модель финансирования была подчинена в первую очередь интересам группы;
  • основная часть привлеченных займов направлялась на оплату договоров поставки, заключенных с компаниями группы, а также на погашение займов и процентов по ранее заключенным договорам;
  • такая бизнес-модель не использовалась группой в других странах — данный вывод был сделан инспекцией на основе сравнительного анализа показателей межстрановой отчетности группы, согласно которой процентные расходы налогоплательщика в среднем в 10 раз больше, чем у сопоставимых компаний группы в других странах;
  • кроме того, данная бизнес-модель не характерна для российского рынка в целом — данный вывод инспекция сделала на основе анализа деятельности сопоставимых российских организаций, входящих в международные группы компаний (отсрочка платежа по договорам с иностранными взаимозависимыми поставщиками у таких компаний была в целом идентична отсрочке, предоставленной по договорам реализации товаров);
  • налогоплательщик не нуждался в заявленных объемах заемных средств — это подтверждается выдержками из финансовых прогнозов;
  • в итоге бизнес-модель была направлена не на извлечение прибыли, а наоборот, на формирование убытка на уровне российской компании группы, что указывает на ее экономическую необоснованность;
  • коммерческая модель ведения группой деятельности на территории РФ не могла быть использована иным не взаимозависимым лицом — это подтверждается как проведенным финансовым анализом платежеспособности компании, так и тестированием кредитной модели налогоплательщика;
  • некоторые компании группы, предоставлявшие заемные средства налогоплательщику, имели признаки технических компаний (отсутствие сотрудников, низкая эффективная налоговая ставка, наличие только внутригрупповых операций, отсутствие сопоставимых рисков по операциям);
  • в 2020 году (после назначения налоговой проверки) группа поменяла подход к финансированию налогоплательщика: был увеличен период отсрочки, вместо займов финансирование осуществлялось за счет вкладов материнской компании, длительное время прологировавшиеся займы были погашены — это также подтверждает «нерыночность» использованной ранее бизнес-модели.
Суд поддержал вывод о том, что на уровне налогоплательщика был искусственно создан постоянный дефицит оборотных средств, для преодоления которого постоянно привлекались внутригрупповые займы.
Цель такой бизнес-модели состояла в получении возможности уменьшать налоговые обязательства за счет вычета процентов.
Интересно, что учет курсовых разниц, связанных со спорными займами (как положительных, так и отрицательных), также был оспорен.
При этом вопрос о переквалификации процентов в дивиденды и уплате налога у источника в деле не ставился.

ФНС России: представление налоговыми агентами уточненных расчетов в связи с изменением даты, на которую определяется курс для расчета налога у источника, является правом, а не обязанностью

Напомним, что недавно в НК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми курс для расчета налога у источника определяется на дату выплаты дохода иностранному контрагенту.
До внесения поправок налоговая служба настаивала на том, что курс должен определяться на дату учета налога в совокупной обязанности по единому налоговому счету ― на 28-е число месяца, следующего за месяцем выплаты дохода иностранному лицу.
Поправки, касающиеся даты, на которую определяется курс, вступили в силу 31 августа 2023 года, при этом они распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.
В этой связи было не вполне понятно, что делать компаниям, которые до августа 2023 года придерживались разъяснений ФНС России и рассчитывали налог у источника по курсу на 28-е число месяца, следующего за перечислением дохода иностранному лицу.
На днях ФНС России пояснила, что расчет налога у источника, перечисленного в бюджет до 31 августа 2023 года, по курсу на дату уплаты налога не может считаться ошибкой.
В связи с этим у налоговых агентов нет обязанности представлять уточненные налоговые расчеты за отчетные периоды 2023 года.
В то же время, принимая во внимание, что нововведения применяются с 1 января 2023 года, налоговые агенты вправе представить уточненные расчеты, пересчитав сумму налога у источника исходя из курса на дату выплаты дохода иностранному лицу.

ИТ-специалисты в возрасте до 36 лет смогут оформить льготную ипотеку без учета требований к минимальной заработной плате

Ранее для получения льготной ипотеки всем ИТ-специалистам необходимо было зарабатывать не менее 120 тыс. руб. (в городах-миллионниках), 70 тыс. руб. (в остальных городах) или не менее 150 тыс. руб. (в Москве) в месяц.
Напомним, что льготная ипотечная программа для ИТ-специалистов начала действовать в 2022 году. Льготная ставка по ней составляет до 5% годовых, а максимальный размер субсидируемого государством кредита для жителей городов-миллионников — 18 млн руб., для остальных — 9 млн руб. Первоначальный взнос — от 15%.
Также появилась информация, что предельный возраст предоставления отсрочки от призыва на срочную службу для ИТ-специалистов увеличен с 27 до 30 лет.

ЦБ РФ установил правила включения участников эксперимента по партнерскому финансированию в реестр

Напомним, что в начале августа был принят закон, запускающий эксперимент по развитию партнерского финансирования в России.
Он будет проходить с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025 года на территории четырех пилотных регионов: Башкортостана, Татарстана, Чечни и Дагестана.
Для участия в эксперименте организация должна быть включена в соответствующий реестр.
На днях ЦБ РФ утвердил правила включения участников эксперимента в данный реестр.
Чтобы попасть в него, организация, которая не является банком или некредитной финансовой организацией, должна предоставить заявление с приложением устава, документы о наличии собственных средств, сведения об акционерах/участниках организации и ее руководителе.
В случае банков и некредитных финансовых организаций необходимо предоставить только заявление.

Банк России утвердил форму договора с пользователями платформы цифрового рубля

В ней определены, в том числе:
  • предмет договора;
  • порядок открытия, закрытия счета цифрового рубля и предоставления доступа к платформе;
  • порядок оплаты услуг, оказываемых в рамках платформы цифрового рубля;
  • права и обязанности оператора платформы и пользователя;
  • порядок разрешения споров;
  • порядок использования приложения клиента и т. д.
Напомним, что с 1 августа 2023 года вступил в силу закон о внедрении цифрового рубля в качестве новой формы национальной валюты наравне с наличной и безналичной.

Установлена единая ставка вывозной таможенной пошлины в размере 7% по некоторым видам удобрений

Это коснется минеральных удобрений, классифицируемых кодами 3102, 3103, 3104 и 3105 ТН ВЭД ЕАЭС (азотные, фосфорные, калийные).
Напомним, что до 1 сентября 2023 года в отношении этих видов минеральных удобрений экспортная пошлина не уплачивалась, если таможенная стоимость 1 тонны удобрений не превышала 450 долл. США.
При превышении указанного уровня ставка вывозной таможенной пошлины составляла 23,5% от суммы такого превышения.
Механизм задумывался как способ изъятия части сверхдоходов экспортеров минеральных удобрений.
Ожидалось, что за счет экспортных пошлин бюджет пополнится на 119 млрд руб., однако из-за падения мировых цен на удобрения поступления составили всего 6 млрд руб.
Для целей сохранения запланированных доходов федерального бюджета механизм экспортной пошлины на удобрения изменен — введена единая ставка на весь экспорт удобрений, классифицируемых указанными выше кодами, в размере 7%.
При этом установлена минимальная ставка в зависимости от вида удобрений:
  • по азотным удобрениям она составит не менее 1,1 тыс. руб. за тонну,
  • по фосфорным и сложным — не менее 2,1 тыс. руб. за тонну,
  • по калийным — не менее 1,8 тыс. руб. за тонну.
Кроме того, согласно постановлению, на два вида минеральных удобрений — водородфосфат диаммония и диводород фосфат аммония — сохранена нулевая ставка экспортной пошлины ввиду высокой себестоимости их производства.
Единая ставка будет действовать с 1 сентября 2023 года по 31 декабря 2024 года.

Действие корпоративных программ повышения конкурентоспособности может быть продлено

Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с руководителями российских предприятий обрабатывающей промышленности.
Среди поручений — рассмотреть вопросы:
  • расширения программы промышленной ипотеки, предусмотрев увеличение предельного срока кредита до десяти лет и его максимального размера до 1,5 млрд руб.;
  • продления до 2030 года действия корпоративных программ повышения конкурентоспособности;
  • увеличения сроков предоставления льготных займов Фонда развития промышленности в рамках программы формирования компонентной и ресурсной базы.

Продлена программа субсидирования кредитов, привлекаемых лизинговыми компаниями для закупки отечественных самолетов

Действующая программа субсидирования процентных ставок по кредитам, которые лизинговые компании привлекают для закупки российских самолетов, распространена на кредиты, взятые в 2023 году.
Напомним, что программа субсидирования для лизинговых компаний, закупающих отечественную авиатехнику, была запущена в 2012 году. В ее рамках государство возмещало 90% затрат на уплату процентов по кредитам, взятым в 2008–2022 годах.