Судебная практика: налоговый орган успешно оспорил место оказания услуг по организации проведения клинических исследований
Российское общество оказывало иностранным аффилированным организациям услуги, связанные с клиническими исследованиями (КИ) лекарственных препаратов, в том числе:
по договору об оказании основных услуг:
консультационные услуги — отбор медицинских центров для проведения КИ; консультирование по российскому законодательству в области КИ и экспортно-импортных операций;
услуги по сбору и обработке информации — сбор данных, полученных медицинскими центрами в ходе исследования;
по агентскому договору, включая заключение по доверенности договоров с исследователями и исследовательскими центрами для проведения КИ в России, Казахстане и Беларуси, получение разрешений и др.
Время, затраченное сотрудниками общества на оказание услуг, распределялось в программе по учету рабочего времени согласно кодам выполняемых задач в следующей пропорции:
6%–14% — агентские услуги, облагаемые НДС в России;
86%–94% — основные услуги, не облагаемые НДС, поскольку территория Россия не признается местом их реализации.
Налоговый орган отнес весь объем оказанных услуги к деятельности по организации и мониторингу КИ в соответствии с законодательством РФ.
Поскольку местом реализации таких услуг признается место деятельности исполнителя, т. е. РФ, обществу были доначилены дополнительные обязательства по НДС.
Суд первой инстанции принял решение в пользу налогового органа с учетом следующих аргументов:
финансирование КИ осуществляется фармацевтическими компаниями — спонсорами (в понимании Национального стандарта РФ «Надлежащая клиническая практика»);
спонсор привлекает контрактно-исследовательские организации (КИО) (в данном случае — иностранных заказчиков услуг общества), которые осуществляют управление проектом, подачу документов в контрольно-разрешительные инстанции и мониторинг исследовательских центров;
КИО, в свою очередь, для организации того же КИ привлекают дочерние организации в странах, где проводится КИ, в том числе общество в России;
спонсор по доверенности поручает обществу инициировать и управлять КИ в РФ, т. е. передает ему именно функции по организации КИ (договор между спонсором и обществом отсутствует);
таким образом, общество фактически занималось организацией клинических исследований и выполняло только те функции, которые ему делегирует спонсор по доверенности;
при этом между обществом и КИО был заключен не единственный агентский договор (по поручению и за счет спонсора), а несколько договоров на оказание отдельных услуг;
сотрудники налогоплательщика при допросе заявили, что занимались организацией клинических исследований, но после выяснения сути претензий налоговой инспекции изменили показания, разделив услуги на отдельные виды;
услуги/работы, фактически оказанные/выполненные, не соответствовали видам, отраженным в первичных документах (актах);
деятельность в сфере КИ за пределами РФ является частью «услуги по организации проведения клинических исследований», и местом оказания такой услуги признается место деятельности исполнителя, т. е. также Россия.
Суд поддержал мнение налогового органа, что услуги, оказанные обществом, не могут рассматриваться как консультационные или как сбор информации и являются частью агентского договора, поскольку:
услуги осуществляются в строгом соответствии с требованиями спонсора и в его интересах;
консультационные услуги являются по сути информированием иностранных заказчиков о ходе организации КИ;
обработка данных является мониторингом проведения клинических исследований;
результатом работы общества и КИО является предоставление спонсору той услуги, для которой их и привлек спонсор, а именно: организации проведения КИ в соответствии с протоколом и стандартами в странах проведения КИ.
В ЕАЭС утвержден новый порядок обложения НДС услуг в электронной форме
По итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета главы государств ЕАЭС подписали ряд документов, включая:
протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в части косвенных налогов с услуг в электронной форме;
решение о начале переговоров с ОАЭ о заключении соглашения о свободной торговле;
решение об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС на 2023 год и др.
Напомним, что в соответствии с протоколом НДС в отношении услуг в электронной форме (т. е. фактически услуг через Интернет, оказание которых невозможно без использования информационных технологий) будет уплачиваться по месту нахождения покупателя услуг в следующем порядке:
исполнитель услуг должен встать на учет в качестве плательщика НДС в стране нахождения покупателей — физических лиц;
если покупателями являются организации/индивидуальные предприниматели, то обязанность встать на учет возникает, только если это предусмотрено национальным законодательством страны нахождения покупателя, в противном случае НДС будет удерживаться покупателем как налоговым агентом;
в ряде случаев при оказании услуг через посредников НДС будет уплачиваться такими посредниками.
Безвозмездно полученные права на результаты интеллектуальной деятельности могут освободить от налогообложения
Соответствующий законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Он предполагает освобождение в отдельных случаях дохода в виде прав на результат интеллектуальной деятельности (РИД), безвозмездно полученные организациями или физическими лицами, от налогообложения.
Налог на прибыль
Законопроектом предусматривается освобождение дохода в виде права на использование РИД, которое предоставляется лицом, входящим с налогоплательщиком в одну группу:
для неисключительных прав — по договору о безвозмездном предоставлении права использования РИД;
для исключительных прав — по договору о безвозмездном отчуждении исключительного права на РИД и только при условии, что такое право получено от лица, являющегося некоммерческой организацией.
Для целей применения освобождения лицом, входящим в одну группу лиц, будет признаваться прямой участник или прямая дочерняя компания, а также сестринские компании с общим участником (доля участия во всех случаях должна быть более 50%).
Напомним, что возможность передавать права на РИД безвозмездно в рамках группы без возникновения налоговых последствий у принимающей стороны существует и сейчас.
В частности, с 2020 года положения пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ о безналоговой передаче активов внутри группы были распространены на имущественные права.
Таким образом даже в рамках текущей редакции НК РФ при соблюдении установленных условий возможна безналоговая передача прав на РИД между дочерними компаниями и их прямыми/косвенными участниками, если доля участия составляет не менее 50%.
По сути, предлагаемые поправки расширят периметр льготы на передачу прав на РИД между сестринскими компаниями.
Также законопроектом предлагается расширить случаи освобождения от налога при получении прав на РИД в результате выполнения государственных/муниципальных контрактов.
НДФЛ
В части НДФЛ предлагается освободить от обложения доходы в виде:
исключительного права на РИД, созданный в ходе реализации государственного/муниципального контракта, или права использования
на такой РИД, которое передано государственным заказчиком или исполнителем контракта;
исключительного права на РИД, созданный в ходе реализации государственного/муниципального контракта, которое передано работодателем своему работнику, являющемуся автором этого РИД.
На промостранице ФНС России можно узнать тонкости работы единого налогового платежа
Напомним, механизм единого налогового счета будет запущен 1 января 2023 года.
Это единая сумма расчетов налогоплательщика с бюджетом с одинаковыми реквизитами для всех налогов.
На промостранице можно найти информацию как заполнить платежку на уплату единого налогового платежа, какие налоги будут уплачиваться через данный механизм, порядок возврата переплат и др.
Кроме того, на сайте опубликованы ответы на часто задаваемые вопросы относительно механизма единого налогового платежа.
Источник: «Официальный сайт ФНС России»
ФАС России предложила дополнительно защитить стратегически значимые предприятия от недобросовестных иностранных инвесторов
Речь идет о нарушении закона об иностранных инвестициях в стратегически значимые для страны компании (в настоящий момент в перечне стратегически значимых видов деятельности числится 48 отраслей).
Ведомство хочет закрепить норму, позволяющую изымать в доход государства все приобретенное зарубежным собственником имущество, которое получено в результате сделки, не согласованной с Правительством РФ.
Согласно законопроекту передача имущества в пользу государства будет проходить в судебном порядке на основании иска ФАС России или российского общества, которое понесло убытки в случае сделки.
По действующему законодательству после признания таких сделок недействительными иностранный покупатель возвращает акции продавцу.
Законопроект согласован с отраслевыми ведомствами.
Расширен перечень современных технологий для заключения СПИК 2.0
Перечень дополнен еще 19 позициями.
В него вошли, в том числе, технологии производства высококачественной стали с низким углеродным следом и цифровых электроизмерительных приборов, крупносерийного производства полного цикла радиоэлектронной продукции, промышленного производства универсального прибора для проверки аппаратов ИВЛ и аппаратов для ингаляционного наркоза.
Напомним, механизм СПИК 2.0 действует с конца 2020 года.
В его рамках инвестор в предусмотренные контрактом сроки обязуется реализовать инвестиционный проект по внедрению или разработке и внедрению современной технологии для освоения на ее основе серийного производства промышленной продукции на территории России.
Государство со своей стороны гарантирует такому инвестору выгодные, понятные и неизменные условия для вложений, в том числе налоговые льготы и особые условия аренды земли без проведения торгов.
Минэкономики России предлагает реформировать классификацию по ОКВЭД для поддержки бизнеса
В настоящее время организации обязаны направлять информацию о своем коде ОКВЭД в несколько реестров, включая ФНС России и ФСС России.
Также бизнес вынужден ежегодно подтверждать или актуализировать вид деятельности.
Это может привести к тому, что в разных реестрах будет указан разный ОКВЭД, а это, в свою очередь, может привести к сложностям в получении адресных мер поддержки, предназначенных для конкретных отраслей (например, как это было в «ковидном» 2020 году).
В новом законопроекте, разработанном Минэкономразвития России, предполагается обязать бизнес отправлять информацию о своем виде деятельности только в ФНС России, исключив обязательную ежегодную актуализацию.
Налоговую службу необходимо будет информировать только в случае изменения вида деятельности или структуры доходов предприятия от разных видов деятельности более чем на 20%.
При этом планируется провести однократную актуализацию кодов ОКВЭД в 2023 году электронно через «Кабинет налогоплательщика».
Для выбора кода ОКВЭД при регистрации бизнеса, а также для актуализации вида деятельности планируется разработать «интерактивного помощника».
Представители бизнеса в целом положительно оценивают инициативу, однако указывают, что административная нагрузка на бизнес не снизится, поскольку корректировку кодов необходимо будет проводить при каждом изменении структуры доходов предприятия.
В Госдуму РФ внесен пакет законопроектов об ответных мерах на фоне европейских санкций
Предлагается:
приостановить действие режима наибольшего благоприятствования в отношении товаров и услуг, происходящих из государств, приостановивших или аннулировавших режим наибольшего благоприятствования для российских товаров;
выйти из состава Европейского банка реконструкции и развития;
выйти из состава членов Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития;
денонсировать соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с недружественными странами.
Банки обязывают обеспечить работу нового способа оплаты – с помощью QR кода
По данным газеты «Коммерсант», Национальная система платежных карт обязала банки обеспечить до конца апреля 2023 года возможность приема нового способа оплаты — QR-кода, который генерируется на экране смартфона владельца карты «Мир», для половины POS-терминалов.
Эта QR-технология позволяет оплачивать покупки с помощью смартфона.
Эксперты отмечают, что для решения данной задачи потребуется заменить часть POS терминалов в России — сопутствующие затраты оцениваются в десятки миллиардов руб.
Обновлены условия для субсидирования проектов в рамках СЗПК
Правительство РФ уточнило условия и порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с созданием/строительством, модернизацией и реконструкцией обеспечивающей и сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.
Установлены в том числе:
основания отнесения объектов инфраструктуры к обеспечивающей или сопутствующей инфраструктуре, необходимой для реализации проекта;
особенности эксплуатации и последующей передачи объектов сопутствующей инфраструктуры в государственную/муниципальную собственность или в собственность регулируемой организации;
форма расчета объема возмещения затрат и порядок ее заполнения;
порядок взаимодействия с регулируемыми организациями, а в применимых случаях — также с уполномоченными органами исполнительной власти, утверждающими программы перспективного развития отдельных отраслей экономики;
особенности прогнозирования поступлений и учета исчисленных для уплаты налогов и иных обязательных платежей в связи с реализацией проектов;
нормативы возмещения затрат;
общие требования к нормативным правовым актам о предоставлении региональных субсидий по СЗПК.
Анализ документов, представляемых участниками таких проектов, будет осуществлять «ВЭБ.РФ».
Также уточнены требования к нормативным правовым актам о предоставлении субсидий.
Субсидия может быть предоставлена не ранее 1 января 2023 года.
Кинотеатры могут получить отсрочку по уплате аренды
С февраля 2022 года многие зарубежные киностудии приостановили прокат фильмов в России.
В итоге кинотеатры терпят значительные убытки.
Так как параллельный импорт не может быть распространен на фильмы, в Совете Федерации озвучили альтернативную меру поддержки.
В частности, предлагается предоставить российским кинотеатрам отсрочку по уплате кредитов, аренды и коммунальных платежей до тех пор, пока Минкультуры России не согласует со всеми участниками рынка формат работы в текущих условиях.