Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 29 ноября 2024 года

Утверждены параметры ФИНВ

Напомним, что летом был принят законопроект о масштабной налоговой реформе, в соответствии с которым налог на прибыль для компаний, применяющих общую ставку, с 1 января 2025 года повышается с 20% до 25%.

Повышение ставки уравновесилось дополнительными налоговыми стимулами.

В частности, с 1 января 2025 года вводится федеральный инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ФИНВ).

ФИНВ предполагает возможность уменьшать федеральную часть налога на прибыль на инвестиции в основные средства и нематериальные активы.

Базовые параметры ФИНВ закреплены в НК РФ:

  • федеральную часть налога на прибыль можно уменьшить на сумму в размере до 50% от стоимости инвестиций в основные средства и нематериальные активы;

  • после применения ФИНВ сумма налога к уплате в федеральный бюджет не может быть ниже суммы налога, исчисленной по ставке 2% (3% — в 2025–2030 годах);

  • право на вычет может быть передано иному лицу в рамках одной группы (при условии передачи налогоплательщику данных налогового учета и копий документов, подтверждающих сумму инвестиций);

  • неиспользованный вычет переносится на будущие периоды, при этом Правительство РФ может ограничить период для переноса вычета;

  • сохраняется право на амортизацию объектов, в отношении которых был применен ФИНВ, а также на применение в отношении них амортизационной премии (амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта за вычетом примененного ФИНВ и амортизационной премии);

  • решение об использовании права на ФИНВ необходимо закрепить в учетной политике;

  • отдельные лица не смогут применить вычет: добровольные резиденты, участники СЗПК, кредитные организации, а также производители отдельных подакцизных товаров (этилового спирта, спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции, пива, табачной продукции, жидкостей для электронных систем доставки никотина, табака, сахаросодержащих напитков);

  • при реализации или ином выбытии (кроме ликвидации) объекта, в отношении которого был использован ФИНВ, ранее чем по истечении пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию (за исключением случаев, когда выбытие произошло после истечения срока полезного использования) сумма налога на прибыль, не уплаченная в связи с применения ФИНВ в отношении такого объекта, восстанавливается к уплате в бюджет.

Теперь Правительство РФ утвердило конкретные параметры вычета.

Налогоплательщики, имеющие право на ФИНВ

Налогоплательщики, основным видом экономической деятельности которых, по данным ЕГРЮЛ по состоянию на 1 января 2024 года, является один из следующих (по ОКВЭД):

  • добыча полезных ископаемых;

  • обрабатывающие производства за исключением производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий;

  • обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха;

  • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания;

  • научные исследования и разработки;

  • деятельность в сфере телекоммуникаций и в области информационных технологий.

Размер ФИНВ

ФИНВ составит 3% от суммы расходов на инвестиции в основные средства и нематериальные активы (ранее предполагалось 6%).

Срок для переноса неиспользованного остатка ФИНВ

Десять последующих налоговых периодов.

Категории основных средств, в отношении которых применяется ФИНВ

«Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты», относящиеся к III─X амортизационным группам, за исключением некоторых транспортных средств (исключение не распространяется на налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является деятельность гостиниц и предприятий общественного питания).

Категории нематериальных активов, в отношении которых применяется ФИНВ

Исключительные права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, внесенные в соответствующий государственный реестр РФ при получении патента.

Понятие группы для целей передачи права на ФИНВ

В периметр группы будут попадать:

  • прямые/косвенные участники налогоплательщика с долей участия более 50%;

  • прямые/косвенные дочерние компании налогоплательщика, если его доля участия в них составляет более 50%;

  • прямые/косвенные сестринские компании налогоплательщика, если доля участия общего учредителя — более 50%.

Решение об использовании ФИНВ принимается в отношении конкретного объекта основных средств/нематериальных активов.

Источник: Официальный сайт Правительства РФ

АС Иркутской области: вычет расходов и входного НДС в отношении оборудования для майнинга

Налоговая инспекция оспорила вычет входного НДС и учет расходов в отношении приобретения майнингового оборудования и услуг по его размещению и обслуживанию.

Причина — такое оборудование не предназначено для использования в деятельности, направленной на получение дохода.

Налогоплательщик же в своих возражения утверждал, что отказ в учете расходов по налогу на прибыль и вычете НДС на том основании, что процесс майнинга не урегулирован налоговым законодательством, является незаконным.

Кроме того, приобретенные системные блоки находятся в рабочем состоянии и могут быть сданы в аренду.

При этом, согласно объяснениям налогоплательщика, доход от майнинга для целей налогового учета им не отражался исключительно по причине отсутствия правового регулирования.

Суд поддержал инспекцию, сделав следующие выводы:

  • в отсутствие в НК РФ специальных правил для операций с криптовалютой соответствующие доходы и расходы учитываются в общем порядке;

  • сам по себе майнинг криптовалюты не может рассматриваться как реализация, поскольку представляет собой производство, «добычу» криптовалюты;

  • доход в данном случае признается только в момент реализации «добытой» криптовалюты;

  • при этом сопутствующие майнингу расходы формируют стоимость «добытой» криптовалюты и учитываются по мере ее реализации — соответственно, у налогоплательщика нет права на единовременный вычет таких расходов в отсутствие факта реализации криптовалюты;

  • в части НДС отсутствие у криптовалюты материальной формы не позволяет установить место ее реализации и, следовательно, признать реализацию криптовалюты объектом обложения НДС — соответственно, спорное оборудование приобреталось вне связи с облагаемой НДС деятельностью;

  • налогоплательщик не подтвердил намерение получать облагаемый доход от сдачи оборудования в аренду — вместе с возражениями на акт проверки он представил бизнес-план, согласно которому предполагалось продвигать услуги сдачи майнингового оборудования в аренду через различные каналы, включая известных блогеров, однако никакие документы, позволяющие оценить бизнес-план и обосновать расчет предполагаемых доходов, представлены не были;

  • никакие действия, направленные на сдачу оборудования в аренду, по факту не предпринимались, несмотря на то, что с момента приобретения оборудования прошло около четырех лет;

  • фактически оборудование использовалось именно для майнинга.

Источник: Картотека арбитражных споров

Правительство РФ одобрило законопроект об изменении правил продажи долей в ООО

В Правительстве РФ одобрили законопроект, который при продаже доли в ООО позволит не применять преимущественное право на покупку этой доли со стороны действующих совладельцев компании.

Существующие нормы закона предполагают, что участник общества может продать свои доли третьим лицам только после отказа остальных совладельцев организации от ее покупки на условиях, предложенных покупателям.

Предполагается, что мера позволит предпринимателям, в том числе тем, которые попали под санкции, быстрее продавать свои доли третьим лицам.

Источник: Forbes

Увеличена квота на экспорт лома и отходов черных металлов

Согласно подписанному постановлению, квота повысится на 100 тыс. т — с 550 до 650 тыс. т.

Решение будет действовать до 31 декабря 2024 года.

Как и прежде, при экспорте лома и отходов черных металлов в рамках квоты пошлина составляет 5%, но не менее 15 евро за тонну, сверх этого — 5%, но не менее 290 евро за тонну.

Источник: Официальный сайт Правительства РФ

Страховку по банковским вкладам снова предложили повысить

В Госдуму РФ внесен соответствующий законопроект.

Максимальный размер страхового возмещения предлагается увеличить с 1,4 до 3 млн руб.

Источник: Парламентская газета