Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 27 июня 2024 года

ВС РФ обобщил практику привлечения к административной ответственности за совершение валютных нарушений

В обзоре отражены некоторые правовые позиции, включая следующие:

  • выплата юридическим лицом ― резидентом иностранному гражданину ― нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ, в том числе в случае уклонения гражданина от открытия банковского счета/оформления банковской карты, является незаконной валютной операцией;
  • перевод резидентом денежных средств на банковский счет нерезидента в отсутствие подтверждения исполнения нерезидентом обязательства по оказанию услуг по внешнеторговому контракту образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ;
  • резидент подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в случае нарушения порядка учета в уполномоченном банке контракта, в исполнение которого им осуществлялись валютные операции;
  • невозвращение резидентом в РФ денежных средств, уплаченных им нерезиденту за неввезенные товары, в связи с прощением резидентом долга нерезиденту образует состав административного правонарушения;
  • об отсутствии вины юридического лица ― резидента в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ (невыполнение обязанности по репатриации средств), свидетельствует принятие им всех зависящих от него мер для получения или возврата денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенные в РФ товары.

Источник: «Консультант Плюс»

Правительство РФ определило случаи, когда уведомления об открытии/закрытии зарубежных счетов нерезидентов, входящих в МГК, представляться не будут

Российские компании, входящие в одну МГК с юридическими лицами ― нерезидентами с 1 июля 2024 года обязаны уведомлять налоговые органы о счетах таких нерезидентов в иностранных банках и представлять отчеты о движении средств по указанным счетам.

Недавно с учетом этих изменений были обновлены формы отчетов о движении средств по зарубежным счетам, а также формы уведомлений об открытии/закрытии зарубежных счетов.

И если в отношении отчетов о движении денежных средств Правительство Р Ф четко определило, когда по нерезидентам ― участникам МГК их подавать не нужно (в частности, если более 50% активов МГК находится за рубежом), то в отношении уведомлений об открытии/закрытии счетов вопрос урегулирован не был.

Наконец на прошлой неделе был опубликован проект правительственного постановления, определяющий случаи, когда представление уведомлений об открытии/закрытии счетов нерезидентов ― участников МГК не потребуется:

  • если более 50% активов МГК находится за пределами территории РФ;
  • если юридическое лицо ― резидент не участвует прямо или косвенно в капитале или иным образом не контролирует юридических лиц ― нерезидентов, входящих с ним в одну МГК;
  • в капитале юридического лица ― резидента не участвуют прямо или косвенно или иным образом не осуществляют контроль за его деятельностью юридические лица ― нерезиденты, входящие с ним в одну МГК.

Источник: «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов»

Предложен порядок привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории ОЭЗ


Соответствующий законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Им предлагается ввести с 1 марта 2025 года послабления при привлечении к работе иностранных граждан управляющими компаниями и резидентами ОЭЗ:

  • получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не потребуется;
  • разрешение на работу иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности резидентом ОЭЗ, будет выдаваться без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, а также квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, устанавливаемых Правительством Р Ф.

Форма разрешения на работу будет определяться федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Опубликован обзор правовых позиций ФНС России по наиболее распространенным категориям споров

В обзоре приведены позиции ФНС России по различным вопросам, включая:

  • отдельные вопросы, связанные с ведением ЕНС (учет пеней, учет совокупной обязанности на ЕНС);
  • вопросы, связанные с осуществлением налогового контроля (предоставление документов, проведение осмотра, истребование документов, определение действительных налоговых обязательств);
  • вопросы, связанные с определением доходов по УСН (например, как считается доход лица, передающего заказы такси ― в полном объеме или только в сумме посреднического вознаграждения);
  • отдельные вопросы по исчислению налога на прибыль (например, необходимость включения стоимости ликвидированного здания в первоначальную стоимость объекта, строящегося на его месте);
  • некоторые вопросы, связанные с регистрацией юридических лиц.

Налоговые льготы на внутренние воздушные перевозки будут продлены до 1 января 2028 года


Речь идет о ставке НДС в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров и багажа через аэропорты Дальневосточного федерального округа, Республики Крым и города Севастополя, а также о ставке НДС в размере 10% для перевозок через аэропорты Московского авиационного узла.

В соответствии с действующими положениями НК РФ срок действия льготы истекает 1 января 2025 года.

Минфин России: курсовые разницы при конвертации валютного обязательства в рублевое


Напомним, что в соответствии с временными правилами курсовые разницы по требованиям (в том числе по договору банковского вклада/депозита) и обязательствам в валюте (за исключением авансов) признаются на дату их прекращения/исполнения:

  • в 2022—2024 годах — для доходов в виде положительной курсовой разницы;
  • в 2023—2024 годах — для расходов в виде отрицательной курсовой разницы.

В случае конвертации валютного обязательства в рублевое возникает следующий вопрос — считается ли такая конвертация прекращением валютного обязательства и, соответственно, основанием для признания курсового дохода/расхода?

Недавно Минфин России попытался ответить на этот вопрос, впрочем, однозначного вывода так и не сделав.

Так, по мнению ведомства, при конвертации валютных обязательств в рубли возникшие по непогашенной кредиторской задолженности курсовые разницы учитываются на дату прекращения обязательства.

Считается ли конвертация прекращением — на эту тему Минфин России размышлять не стал, сославшись на то, что основания прекращения обязательств устанавливаются нормами ГК РФ.

Минфин России: положения о безналоговом прощении иностранных долгов распространяются в том числе на контролируемую задолженность


В 2022─2023 годах действовали нормы о безналоговом прощении займов, привлеченных от иностранных лиц, ― прощенная задолженность не признавалась внереализационным доходом при соблюдении следующих условий:

  • обязательство прекращено в 2022─2023 годах в результате прощения долга;
  • обязательство возникло по договору займа, заимодавцем по которому на 1 марта 2022 года являлась иностранная организация/иностранный гражданин;
  • решение о прощении долга принято такой иностранной организацией/иностранным гражданином либо иным лицом, получившими право требования по такому договору займа до 31 декабря 2023 года.

Минфин России подтвердил, что «безналоговое» прощение распространяется в том числе на контролируемую задолженность ― при выполнении указанных выше условий суммы списанного долга (основной долг, проценты, в том числе учтенные в составе внереализационных расходов, и др.) не признаются внереализационными доходами налогоплательщика-должника.

Напомним, что при прощении долга после 1 января 2024 года нормы о «безналоговом» прощении уже не действуют.

Минфин России: если для получения разрешения на приобретение недвижимости у недружественного лица необходимо внести платеж в федеральный бюджет, то соответствующий расход признается посредством начисления амортизации

Сделки с лицами недружественных стран, предметом которых является недвижимое имущество, могут совершаться только с разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

Если в решении Правительственной комиссии определен платеж в федеральный бюджет, который является неотъемлемым и обязательным условием совершения сделки, то соответствующий расход связан с приобретением такого недвижимого имущества.

Соответственно, при вводе объекта недвижимости в эксплуатацию сумма платежа подлежит списанию через механизм начисления амортизации.

Напомним, ранее Минфин России разъяснял подход к учету обязательного платежа в бюджет, вносимого при получении разрешений на приобретение у недружественных лиц ценных бумаг/долей участия в уставном капитале.

В письме от 18 мая 2023 года № 03−03−06/1/45 343 ведомство подтвердило, что такой платеж, являющийся неотъемлемым условием совершения сделки, может учитываться для целей налогообложения прибыли, но не единовременно, а при определении налоговой базы по дальнейшим операциям с приобретенными акциями/долями в уставном капитале.