ВС РФ обобщил практику привлечения к административной ответственности за совершение валютных нарушений
В обзоре отражены некоторые правовые позиции, включая следующие:
выплата юридическим лицом ― резидентом иностранному гражданину ― нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ, в том числе в случае уклонения гражданина от открытия банковского счета/оформления банковской карты, является незаконной валютной операцией;
перевод резидентом денежных средств на банковский счет нерезидента в отсутствие подтверждения исполнения нерезидентом обязательства по оказанию услуг по внешнеторговому контракту образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ;
резидент подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в случае нарушения порядка учета в уполномоченном банке контракта, в исполнение которого им осуществлялись валютные операции;
невозвращение резидентом в РФ денежных средств, уплаченных им нерезиденту за неввезенные товары, в связи с прощением резидентом долга нерезиденту образует состав административного правонарушения;
об отсутствии вины юридического лица ― резидента в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ (невыполнение обязанности по репатриации средств), свидетельствует принятие им всех зависящих от него мер для получения или возврата денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенные в РФ товары.
Правительство РФ определило случаи, когда уведомления об открытии/закрытии зарубежных счетов нерезидентов, входящих в МГК, представляться не будут
Российские компании, входящие в одну МГК с юридическими лицами ― нерезидентами с 1 июля 2024 года обязаны уведомлять налоговые органы о счетах таких нерезидентов в иностранных банках и представлять отчеты о движении средств по указанным счетам.
Недавно с учетом этих изменений были обновлены формы отчетов о движении средств по зарубежным счетам, а также формы уведомлений об открытии/закрытии зарубежных счетов.
И если в отношении отчетов о движении денежных средств Правительство Р Ф четко определило, когда по нерезидентам ― участникам МГК их подавать не нужно (в частности, если более 50% активов МГК находится за рубежом), то в отношении уведомлений об открытии/закрытии счетов вопрос урегулирован не был.
Наконец на прошлой неделе был опубликован проект правительственного постановления, определяющий случаи, когда представление уведомлений об открытии/закрытии счетов нерезидентов ― участников МГК не потребуется:
если более 50% активов МГК находится за пределами территории РФ;
если юридическое лицо ― резидент не участвует прямо или косвенно в капитале или иным образом не контролирует юридических лиц ― нерезидентов, входящих с ним в одну МГК;
в капитале юридического лица ― резидента не участвуют прямо или косвенно или иным образом не осуществляют контроль за его деятельностью юридические лица ― нерезиденты, входящие с ним в одну МГК.
Предложен порядок привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории ОЭЗ
Соответствующий законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Им предлагается ввести с 1 марта 2025 года послабления при привлечении к работе иностранных граждан управляющими компаниями и резидентами ОЭЗ:
получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не потребуется;
разрешение на работу иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности резидентом ОЭЗ, будет выдаваться без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, а также квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, устанавливаемых Правительством Р Ф.
Форма разрешения на работу будет определяться федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Опубликован обзор правовых позиций ФНС России по наиболее распространенным категориям споров
В обзоре приведены позиции ФНС России по различным вопросам, включая:
отдельные вопросы, связанные с ведением ЕНС (учет пеней, учет совокупной обязанности на ЕНС);
вопросы, связанные с осуществлением налогового контроля (предоставление документов, проведение осмотра, истребование документов, определение действительных налоговых обязательств);
вопросы, связанные с определением доходов по УСН (например, как считается доход лица, передающего заказы такси ― в полном объеме или только в сумме посреднического вознаграждения);
отдельные вопросы по исчислению налога на прибыль (например, необходимость включения стоимости ликвидированного здания в первоначальную стоимость объекта, строящегося на его месте);
некоторые вопросы, связанные с регистрацией юридических лиц.
Налоговые льготы на внутренние воздушные перевозки будут продлены до 1 января 2028 года
Речь идет о ставке НДС в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров и багажа через аэропорты Дальневосточного федерального округа, Республики Крым и города Севастополя, а также о ставке НДС в размере 10% для перевозок через аэропорты Московского авиационного узла.
В соответствии с действующими положениями НК РФ срок действия льготы истекает 1 января 2025 года.
Минфин России: курсовые разницы при конвертации валютного обязательства в рублевое
Напомним, что в соответствии с временными правилами курсовые разницы по требованиям (в том числе по договору банковского вклада/депозита) и обязательствам в валюте (за исключением авансов) признаются на дату их прекращения/исполнения:
в 2022—2024 годах — для доходов в виде положительной курсовой разницы;
в 2023—2024 годах — для расходов в виде отрицательной курсовой разницы.
В случае конвертации валютного обязательства в рублевое возникает следующий вопрос — считается ли такая конвертация прекращением валютного обязательства и, соответственно, основанием для признания курсового дохода/расхода?
Недавно Минфин России попытался ответить на этот вопрос, впрочем, однозначного вывода так и не сделав.
Так, по мнению ведомства, при конвертации валютных обязательств в рубли возникшие по непогашенной кредиторской задолженности курсовые разницы учитываются на дату прекращения обязательства.
Считается ли конвертация прекращением — на эту тему Минфин России размышлять не стал, сославшись на то, что основания прекращения обязательств устанавливаются нормами ГК РФ.
Минфин России: положения о безналоговом прощении иностранных долгов распространяются в том числе на контролируемую задолженность
В 2022─2023 годах действовали нормы о безналоговом прощении займов, привлеченных от иностранных лиц, ― прощенная задолженность не признавалась внереализационным доходом при соблюдении следующих условий:
обязательство прекращено в 2022─2023 годах в результате прощения долга;
обязательство возникло по договору займа, заимодавцем по которому на 1 марта 2022 года являлась иностранная организация/иностранный гражданин;
решение о прощении долга принято такой иностранной организацией/иностранным гражданином либо иным лицом, получившими право требования по такому договору займа до 31 декабря 2023 года.
Минфин России подтвердил, что «безналоговое» прощение распространяется в том числе на контролируемую задолженность ― при выполнении указанных выше условий суммы списанного долга (основной долг, проценты, в том числе учтенные в составе внереализационных расходов, и др.) не признаются внереализационными доходами налогоплательщика-должника.
Напомним, что при прощении долга после 1 января 2024 года нормы о «безналоговом» прощении уже не действуют.
Минфин России: если для получения разрешения на приобретение недвижимости у недружественного лица необходимо внести платеж в федеральный бюджет, то соответствующий расход признается посредством начисления амортизации
Сделки с лицами недружественных стран, предметом которых является недвижимое имущество, могут совершаться только с разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
Если в решении Правительственной комиссии определен платеж в федеральный бюджет, который является неотъемлемым и обязательным условием совершения сделки, то соответствующий расход связан с приобретением такого недвижимого имущества.
Соответственно, при вводе объекта недвижимости в эксплуатацию сумма платежа подлежит списанию через механизм начисления амортизации.
Напомним, ранее Минфин России разъяснял подход к учету обязательного платежа в бюджет, вносимого при получении разрешений на приобретение у недружественных лиц ценных бумаг/долей участия в уставном капитале.
В письме от 18 мая 2023 года № 03−03−06/1/45 343 ведомство подтвердило, что такой платеж, являющийся неотъемлемым условием совершения сделки, может учитываться для целей налогообложения прибыли, но не единовременно, а при определении налоговой базы по дальнейшим операциям с приобретенными акциями/долями в уставном капитале.