Обзоры
2023-07-07 11:08 Новости законодательства

Выпуск от 6 июля 2023 года

ЦБ РФ ответил на некоторые вопросы о применении ограничительных валютных указов

Послабления для сделок с ценными бумагами, учитываемыми в иностранной инфраструктуре
Указом Президента РФ от 1 марта 2022 года № 81 среди прочего были введены ограничения на сделки с лицами недружественных государств, влекущие возникновение права собственности на ценные бумаги/недвижимость.
Впоследствии в своем официальном разъяснении от 18 марта 2022 года № 2-ОР ЦБ РФ разъяснил, что ограничения не распространяются на сделки с ценными бумагами, которые хранятся у иностранного депозитария, иностранного банка, иной иностранной организации финансового рынка ― когда учет прав на ценные бумаги и их хранение осуществляется за пределами территории РФ.
Поскольку разъяснение было опубликовано только 18 марта 2022 года, возник вопрос: нарушают ли сделки, совершенные с 1 марта 2022 года и соответствующие вышеназванным условиям, установленные указом ограничения?
ЦБ подтвердил, что указанные выше послабления действительно начали применяться с 1 марта 2022 года.
В то же время Указом Президента РФ от 3 марта 2023 года № 138 эти послабления были пересмотрены ― ограничения были распространены на операции с российскими ценными бумагами и еврооблигациями, если такие бумаги учитываются иностранной организацией и расчеты по ним производятся по счетам, открытым в иностранных финансовых организациях.
В связи с этим ЦБ РФ уточнил ранее выпущенные разъяснения ― с 3 марта 2023 года пункт про послабления для ценных бумаг, учитываемых в иностранной инфраструктуре, больше не действует.
При этом открытым остается вопрос о том, применяются ли ограничения к сделкам с ценными бумагами иностранных эмитентов, учитываемыми в иностранной инфраструктуре.
Не так давно СМИ публиковали информацию о том, что «инвесторы запутались в разъяснениях» регулятора.
При формальном прочтении президентских указов в совокупности с разъяснениями ЦБ РФ получается, что резиденты не вправе заключать с недружественными нерезидентами сделки купли-продажи иностранных ценных бумаг, учитываемых в иностранной инфраструктуре, без разрешения Правительственной комиссии.
Особые сложности это создает для резидентов-инвесторов, приобретающих/продающих иностранные бумаги через иностранные биржи, поскольку они в принципе не могут знать, кто выступает другой стороной сделки (дружественный или недружественный нерезидент).
В этой связи эксперты отмечают потребность в новых разъяснениях ЦБ РФ.
Действие ограничений в случае погашения займов перед недружественными резидентами путем безакцептного списания средств с зарубежных счетов резидента
Указом Президента РФ от 5 марта 2022 года № 95 установлен временный порядок исполнения долговых обязательств резидентов, по кредитам/займам/финансовым инструментам перед иностранными кредиторами из недружественных государств.
Исполнение таких обязательств в размере, превышающем 10 млн руб. в месяц, по общим правилам возможно только посредством специального счета типа «С».
Погасить долг без использования специального счета типа «С» можно только с разрешения Правительственной комиссии.
Возник вопрос: распространяются ли ограничения на случаи исполнения обязательств в одностороннем порядке путем безакцептного списания денежных средств с зарубежных счетов должника и/или за счет реализации залога, находящегося за пределами РФ?
ЦБ РФ разъяснил, что если условия кредита, согласованные до 5 марта 2022 года, предполагали вышеназванные случаи, то такое исполнение обязательств не является нарушением при условии, что оно осуществляется не за счет средств, полученных от источников в РФ.
Для перевода денежных средств со счета резидента-должника, открытого в уполномоченном банке, из РФ в целях исполнения резидентом обязательств необходимо получить разрешение Правительственной комиссии.
Ограничения на операции по привлечению финансирования от лиц недружественных стран
ЦБ РФ подтвердил, что нет никаких ограничений на привлечение резидентами кредитов/займов в иностранной валюте от иностранных кредиторов на свои зарубежные счета, в том числе на их зачисление единоразово или частями в порядке продления.

Минфин России скорректирует налоги для нефтяников

Напомним, что ко второму чтению готовится законопроект о реализации основных направлений налоговой политики (см. выпуск «Новости законодательства» от 31 мая 2023 года).
Одна из новелл касается корректировки налогов для нефтяников.
Минфин России предлагает в два раза сократить выплаты в рамках топливного демпфера с сентября текущего года до конца 2026 года (ранее планировалось на год).
При сохранении такого уровня выплат бюджет может сэкономить около 60 млрд руб. в месяц.
Поправки также предполагают индексацию индикативных цен на бензин и дизель в формуле демпфера на 3% в 2026 году и увеличение акцизов на топливо на 4% ежегодно до 2026 года.
Помимо этого, будет перенесен со следующего года на 2027 год 20%-й налоговый вычет по НДПИ для выработанных месторождений, которые входят в периметр третьей группы НДД.
Кроме того, ведомство предлагает продлить до конца 2026 года повышенный НДПИ на нефть, а также усовершенствовать методику определения нефтяных цен, используемую для расчета налогов.

Минфин России определил таможенные правила для новых СЭЗ

Федеральным законом от 24 июня 2023 года № 266-ФЗ на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей были созданы свободные экономические зоны (СЭЗ).
Среди прочего на территории новых СЭЗ будет применяться процедура свободной таможенной зоны (СТЗ).
На днях Минфин России утвердил два документа, касающиеся таможенных правил на территории СЭЗ:
  • порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на территорию СЭЗ и вывозимых с территории СЭЗ;
  • порядок идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, в товарах, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ.
Оба документа начнут применяться с 1 августа 2023 года.
Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»

Депутаты предлагают запретить маркетплейсам взимать с покупателей плату за возврат товаров надлежащего качества

Сейчас расходы на возврат суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, несет продавец.
В то же время в ситуации, когда возврат осуществляется не по причине ненадлежащего качества, распределение расходов определяется офертой.
При интернет-продажах иногда возникают ситуации, когда продавцы взимают плату за возврат покупателем товаров надлежащего качества, от приобретения которых покупатель решает отказаться до передачи ему этих товаров продавцом.
По мнению авторов законопроекта, это ставит покупателя в менее выгодное положение, так как в силу специфики способа приобретения товара он не может получить о товаре всей необходимой ему информации.
Инициативой предлагается возложить на дистанционных продавцов обязанность в любом случае самостоятельно нести расходы за возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором розничной купли-продажи товара, а также расходы на доставку от потребителя возвращенного товара.