Власти планируют реформировать механизм инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль
Напомним, инвестиционный вычет по налогу на прибыль был введен Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ.
Он предполагает уменьшение суммы налога к уплате: в региональный бюджет ― на сумму до 90% расходов на инвестиции в основные средства (ОС), в федеральный бюджет — на сумму до 10% расходов на инвестиции в ОС.
Также есть вычет на инфраструктуру, пожертвования, НИОКР, внедрение отечественных ИТ-решений и развитие генетических технологий, безвозмездную передачу имущества учреждениям среднего профессионального образования.
Решение о применении инвестиционного вычета принимается субъектами РФ ― они сами определяют, хотят ли они предоставить эту льготу налогоплательщикам, осуществляющим деятельность на их территории.
По состоянию на 15 февраля 2023 года решение о введении инвестиционного вычета приняли 70 субъектов, однако налогоплательщики воспользовались льготой только на территории половины из них.
Кроме того, количество воспользовавшихся мерой поддержки остается сравнительно невысоким ― на механизм пока нет значительного спроса.
В связи с этим первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов обсудил с регионами реформирование льготы.
Что предлагается?
Ввести кредитную схему для регионов
Считается, что субъекты РФ редко используют инвестиционный налоговый вычет в качестве стимула, так как региональные бюджеты теряют поступления.
В связи с этим в 2021 году было принято решение о выделении субъектам РФ соответствующих дотаций.
Однако получить ее смогли не все регионы из-за установленных ограничений (сумма дотации ― максимум 200 млн руб. на одну компанию; дотация не распространяется на вычет, предоставленный добывающим компаниям; для получения дотации региону необходимо утвердить план по созданию системы сопровождения инвестиционных проектов).
Недавно эта мера поддержки для регионов была продлена на 2022 и последующие годы (на компенсацию будет выделено почти 3 млрд руб.).
Теперь обсуждается предложение о создании кредитной схемы: для компенсации выпадающих доходов регионы смогут взять беспроцентный заем ― его субсидирует федеральный бюджет, а погасить кредит регион сможет за счет прибыли и налогов, которые поступят после реализации инвестиционного проекта.
Перейти на «проектный подход»
По действующему законодательству регионы могут установить дополнительные ограничения для применения вычета, в том числе по видам объектов основных средств и видам хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Сейчас акцент сделан на отраслях: более половины субъектов ввели требование о том, чтобы претендующий на вычет налогоплательщик осуществлял определенные виды деятельности.
Теперь же предлагается сделать акцент не на отраслях, а на конкретных проектах в соответствии с таксономией технологического суверенитета.
Также предложено предоставлять вычет компаниям, реализующим инвестиционные проекты, которые включены в единый реестр Казначейства России и заключили соглашение о взаимных обязательствах с регионом.
Зафиксировать единые критерии применения льготы
Сейчас субъекты РФ определяют основные параметры вычета, включая его размер и сроки применения.
Теперь предлагается зафиксировать единые критерии применения вычета и установить срок его действия в пять лет.
Конкретные аспекты будут прорабатываться более детально.
Взнос c крупных компаний: новые подробности
Напомним, в начале февраля появилась информация, что Правительство РФ обсуждает с представителями крупного бизнеса однократный взнос в бюджет.
Говорилось о том, что размер изъятий может составить 200–250 млрд руб., а сам взнос будет носить добровольный характер.
Позже глава Минфина России Антон Силуанов заявил, что сбор все же будет осуществлен через налоговый инструментарий.
Также Минфин России обозначил и новые ориентиры по совокупным поступлениям в бюджет от уплаты взноса ― порядка 300 млрд руб.
Недавно СМИ опубликовали новые детали.
Размер взноса, который крупным российским компаниям предстоит выплатить в бюджет в этом году, может быть рассчитан исходя из суммы около 4–5% от дополнительной прибыли за двухлетний период.
Формула расчета такой дополнительной прибыли пока не определена окончательно.
По некоторым данным, она будет представлять собой разницу между суммарной прибылью компаний за 2021–2022 годы и прибылью за 2018–2019 годы.
Предполагается, что Кабмин России и представители бизнеса на этой неделе обсудят параметры выплаты.
Чехия включила Россию в «черный» список
В Чехии обновлен перечень юрисдикций, не сотрудничающих в сфере налогообложения.
Он учитывает изменения, принятые ЕС (более подробно см. в выпуске LT от 14 февраля 2023 года), и с 21 февраля 2023 года включает Россию.
Список используется для соблюдения чешских правил о контролируемых иностранных компаниях (КИК).
Если юрисдикция налогового резидентства КИК на конец налогового периода находится в «черном» списке, то некоторые доходы КИК (в основном пассивные) включаются в налогооблагаемый доход контролирующего лица в Чехии.
При этом Россия еще не попала в «черные» списки некоторых других стран на период 2023 года (например, Франция, Испания, Нидерланды).
Президент РФ подписал законы о денонсации СОИДН с Латвией и о прекращении действия договоров Совета Европы в РФ
Реквизиты закона
Краткое содержание
Будет прекращено действие договоров Совета Европы в РФ.
Международные договоры Совета Европы будут считаться прекратившими действие в РФ с 16 марта 2022 года.
Реквизиты закона
Краткое содержание
Россия приняла законы о приостановлении и последующей денонсации СОИДН с Латвией.
Напомним, Россия не применяет СОИДН с Латвией с 26 сентября 2022 года — с даты вступления в силу соответствующего указа Президента РФ.