Госдума РФ открыла осеннюю сессию: в первом чтении принят ряд точечных налоговых инициатив
Банк России снова разъяснил «ограничительные» указы
Регулятор опубликовал на своем сайте ответы на самые популярные вопросы относительно порядка применения «ограничительных» указов.
Приведем некоторые позиции, которые представляются нам наиболее интересными.
Отдельные ограничения распространяются на сделки с резидентами дружественных стран, среди них:
запрет на предоставление займов в иностранной валюте;
ограничения на сделки лиц дружественных стран с ценными бумагами/недвижимостью, которые они приобрели у лиц недружественных стран после 22 февраля 2022 года;
ограничение на исполнение перед лицами дружественных стран обязательств по займам/кредитам/финансовым инструментам, если они приобрели права требования по ним после 1 марта 2022 года;
ограничение на перевод иностранной валюты на зарубежные счета физическими лицами из дружественных стран.
Важно! Если нерезиденты дружественных стран находятся под контролем лиц недружественных стран, то на них распространяются все ограничения, предусмотренные для лиц недружественных стран.
Международные компании, осуществившие редомициляцию в САР, для целей применения ограничительных указов рассматриваются в качестве валютных резидентов. Соответственно, предусмотренные для нерезидентов ограничения к ним неприменимы.
В целях применения Указа № 95 иностранные организации, зарегистрированные в недружественных странах, но контролируемые российскими лицами (при условии раскрытия контроля налоговым органам), не считаются иностранными лицами недружественных стран — при исполнении резидентами обязательств перед ними по кредитам/займам/финансовым инструментам ограничения не применяются.
Подтверждением раскрытия информации о контроле является предоставление уведомления об участии в контролируемых иностранных компаниях. Перечень необходимых документов приведен в письме ФНС России от 10 марта 2022 года № КВ-4-13/2811@. В частности, такими документами являются квитанция о приеме уведомления в виде электронного документа (при представлении документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика), отметка о принятии уведомления (при представлении документа на бумажном носителе непосредственно в налоговые органы) или почтовая квитанция с описью вложения с отметкой органа почтовой связи (при направлении уведомления по почте).
Указ № 95 не ограничивает возможность взаимного прекращения обязательств между резидентами и иностранными кредиторами — лицами недружественных стран без проведения операций по перечислению денежных средств, то есть путем взаимозачета.
Переводы физических лиц — резидентов в рублях на свои счета, открытые за рубежом, осуществляются без ограничений. В данном случае не совсем понятна позиция Банка России относительно возможности переводов средств в рублях, полученных в качестве дивидендов/распределенной чистой прибыли от российских компаний (напомним, что в недавнем письме, не имеющем статус официального разъяснения, Банк России распространил действие ограничений Указа № 79 на такие переводы в рублях).
Ограничение на переводы иностранной валюты резидентами — физическими лицами распространяются не только на случаи зачисления валюты на собственный зарубежный счет, но и на перевод валюты на счет иного физического лица — нерезидента. Например, если резидент рассчитывается с нерезидентом — лицом из дружественного государства за приобретенное имущество, то ограничения также применяются. Сумма таких переводов не может превышать 1 млн долл. США в месяц при переводе с банковского счета и 10 тыс. долл. США в месяц при переводе без открытия счета.
Банки как агенты валютного контроля должны проверять наличие у клиента разрешения на проведение операции, которая подпадает под сферу действия ограничительных указов. Если разрешение отсутствует, то в проведении операции должно быть отказано; при наличии разрешения банк должен располагать его копией.
Президент РФ одобрил подписание протокола о внесении изменений в порядок взимания косвенных налогов при оказании услуг в ЕАЭС
Порядок взимания косвенных налогов при экспорте/импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг в ЕАЭС урегулирован Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС.
В действующей редакции подход к обложению электронных услуг не установлен — дискуссии о необходимости поправок продолжаются уже довольно давно.
На прошлой неделе Правительство РФ одобрило проект протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в части определения порядка взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме.
9 сентября 2022 года Президент РФ распорядился подписать протокол.
Согласно проекту протокола под услугами в электронной форме будут пониматься услуги, оказанные через информационно-телекоммуникационную сеть (сеть электросвязи), в том числе через сеть Интернет, если их оказание невозможно без использования информационных технологий.
Перечень услуг в электронной форме утвердит Совет ЕЭК.
НДС в отношении услуг в электронной форме будет уплачиваться по месту нахождения покупателя услуг в следующем порядке:
исполнитель услуг должен встать на учет в качестве плательщика НДС в стране нахождения покупателей — физических лиц;
если покупателями являются организации/индивидуальные предприниматели, то обязанность встать на учет возникает только в том случае, если это предусмотрено национальным законодательством страны нахождения покупателя, в противном случае НДС будет удерживаться покупателем как налоговым агентом;
в ряде случаев при оказании услуг через посредников НДС будет уплачиваться такими посредниками.
Регистрация в налоговых органах другого государства ЕАЭС в связи с открытием банковского счета, наличием недвижимого имущества, транспортных средств или представительства, которое не выполняет работы (не оказывает услуги), местом реализации которых является территория этого другого государства-члена, не будет считаться регистрацией для целей уплаты НДС и сама по себе не будет приводить к обязанности уплачивать налог в стране такой регистрации.
Дополнен перечень работ/услуг, местом выполнения/реализации которых для целей обложения НДС признается место нахождения продавца. Так, консультационные, юридические, дизайнерские услуги, разработка компьютерных программ и другие, приобретаемые физическим лицом (не являющимся индивидуальным предпринимателем), будут облагаться НДС в той стране, где находится их продавец (за исключением услуг в электронной форме).
Протокол вступит в силу, когда государства — члены ЕАЭС обменяются уведомлениями о завершении внутригосударственных процедур ратификации.
Утверждена рекомендуемая форма заявления об осуществлении корпоративных прав акционером, косвенно участвующим в российском обществе через КИК в недружественной стране
Напомним, что в 2022 году российские контролирующие лица могут взять на себя организационно-управленческие права акционера/участника российской организации, в которой они косвенно участвуют через свою КИК, расположенную в недружественной стране.
Условия для получения таких прав следующие:
КИК зарегистрирована в недружественном государстве;
доля участия в КИК в совокупности составляет более 50%;
действия/бездействие КИК нарушают права российской организации и/или контролирующего лица;
в отношении КИК ранее подано уведомление о КИК.
При этом контролирующие лица, получившие права акционера/участника, смогут осуществлять их с определенными ограничениями до 31 декабря 2022 года.
Для получения права контролирующему лицу следует обратиться с заявлением в налоговый орган по форме, утвержденной приказом ФНС России.
В заявлении необходимо указать информацию о контролирующем лице, КИК и российской организации, а также описать, какие действия/бездействие КИК приводят к нарушению прав.
Действие повышенного порога беспошлинного ввоза товаров планируют продлить до 1 июля 2023 года
Правительство РФ заявило о планах продлить до 1 июля 2023 года действие нормы о беспошлинном ввозе товаров стоимостью до 1 тыс. евро для личного пользования.
Соответствующее обращение в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) уже готовится.
Напомним, что Совет ЕЭК в марте 2022 года принял решение о повышении с 200 до 1000 евро порога беспошлинного ввоза посылок из интернет-магазинов для граждан стран ЕАЭС.
В действующей редакции норма действует до 1 октября 2022 года.
Правительство одобрило проект российско-белорусского договора об общих принципах уплаты НДС и акцизов
Россия и Беларусь планируют подписать договор об общих принципах налогообложения по НДС и акцизам.
Его цель — углубление сотрудничества в налоговой сфере, устранение налоговых барьеров во взаимной торговле, формирование единого информационного пространства в борьбе с уклонением от уплаты косвенных налогов, в том числе при трансграничной торговле.
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение, утверждающее согласованный вариант документа.
Проект договора предусматривает:
установление минимально возможных ставок акцизов на определенный перечень товаров;
единый для двух стран перечень операций, освобождаемых от уплаты НДС или облагаемых НДС по льготной ставке;
создание интегрированной системы администрирования косвенных налогов;
создание наднационального налогового комитета, который будет отслеживать соблюдение сторонами установленных договоренностей.
Если договор будет подписан, то некоторые предусмотренные им изменения будут внесены в национальное законодательство до 1 января 2023 года.
Обновлена форма заявления о регистрации международной компании/международного фонда
Соответствующий приказ ФНС России вступит в силу 19 сентября 2022 года.
В существующую форму были внесены следующие изменения:
появилась дополнительная причина подачи заявления — государственная регистрация создания международного наследственного фонда;
в лист со сведениями о филиале/представительстве внесены строки с информацией о причинах внесения сведений (создание филиала или продолжение его деятельности);
добавлены строки с информацией об аккредитованном филиале/представительстве (ИНН, КПП, дата аккредитации, номер записи об аккредитации).
Минфин России обсуждает концепцию ИИС третьего типа
Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) — это специальный инвестиционный счет с льготным налоговым режимом.
Сегодня существует два типа ИИС:
ИИС-1 предлагает вычет по НДФЛ с суммы вносимых на счет средств, не превышающей 400 тыс. руб. — этот вычет можно получить уже по итогам первого года работы счета;
ИИС-2 предусматривает освобождение от НДФЛ полученного инвестиционного дохода, воспользоваться льготой можно только при закрытии счета.
Налоговая льгота для обоих видов ИИС действует при условии, что счет закрыт не ранее чем через три года.
На ИИС можно вносить не более 1 млн руб. в год.
Довольно давно обсуждается концепция ИИС третьего типа, однако никаких финальных решений по ней пока так не принято.
«Ведомости» сообщают, что Минфин РФ снова вернулся к вопросу стимулирования долгосрочных розничных инвестиций через механизм ИИС.
Режим налоговых льгот по ИИС-3 будет рассчитан на пять лет.
Также планируется увеличить лимит инвестиций по ИИC-2 с 1 до 3 млн руб.
Законопроект может быть внесен в Госдуму РФ в ближайшее время.
Михаил Мишустин дал поручения, связанные с развитием отечественной финансовой системы
По итогам стратегической сессии, состоявшейся 30 августа 2022 года, Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин дал ответственным ведомствам ряд поручений.
Отметим наиболее важные из них:
актуализировать стратегию развития финансового рынка России до 2030 года с учетом сложившейся геополитической ситуации;
проработать вопрос о создании дополнительных механизмов, направленных на формирование и стимулирование долгосрочных сбережений физических лиц;
подготовить предложения по использованию цифрового рубля в бюджетном процессе, а также выработать позицию по законопроектам о регулировании цифровой валюты и майнинга;
разработать концепции национальной системы финансовых и товарных индикаторов, а также механизмы их администрирования;
предложить механизмы удаленной идентификации с целью упрощения доступа иностранных инвесторов и эмитентов на российский финансовый рынок.
Минпромторг России назвал ключевые проблемы в сфере микроэлектроники
Издание «Комерсантъ» сообщило о подготовке Минпромторгом России обновленной концепции развития российской микроэлектроники до 2030 года.
Среди острых проблем отрасли указаны следующие:
отставание технологий на 10–15 лет от мирового уровня;
нехватка производственных мощностей;
критическая зависимость процессов проектирования и выпуска продукции от зарубежных технологий;
невозможность обеспечить рынок необходимой электроникой;
низкая инвестиционная привлекательность;
высокая стоимость производства компонентов в России;
острый кадровый дефицит;
недобросовестная конкуренция со стороны зарубежных поставщиков электроники.
В качестве одного из решений ведомство предлагает участникам рынка координировать исследования в области передовых технологий, увеличить мощности, создать отрасль электронного машиностроения и отказаться от иностранных технологий при проектировании.
Помимо этого, говорится об упрощении производителям доступа к грантам, субсидиям и льготным кредитам.
Документ планируют представить в октябре на форуме «Микроэлектроника-2022».
Депутаты предложили создать единую информационную систему по племенному животноводству
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.
По мнению авторов инициативы, единая информационная система сможет обеспечить регистрацию племенных животных/стада, обеспечить учет племенных хозяйств, а также выданных разрешений на импорт племенной продукции.
Информацию в систему будут вносить племенные хозяйства. Оборот племенной продукции/материала, не зарегистрированной в системе, с 1 января 2026 года предлагается запретить.