Обзоры
Legislative Tracking

Выпуск от 24 октября 2022 года


Legislative Tracking

Be in the know


Скачать выпуск


Налоговые меры поддержки в связи с мобилизацией


Опубликовано Постановление Правительства РФ от 20 октября 2022 года № 1874 «О мерах поддержки мобилизованных лиц».

Меры поддержки предусмотрены как в отношении самих мобилизованных граждан, так и в отношении организаций, в которых они на дату призыва являются единственными учредителями и одновременно осуществляют полномочия единоличного исполнительного органа.

Предусмотренные меры поддержки включают в основном отсрочки по уплате налогов, представлению деклараций и др.

Ниже мы отметили ключевые из них.
Информацию о мобилизованных ФНС России будет получать от Минобороны России.

Действие постановления распространяется на правоотношения с 21 сентября 2022 года.


Источник: «Консультант Плюс»


Арбитражный суд Самарской области: еще одно дело о включении роялти в таможенную стоимость проиграно импортером-производителем


Российское общество закупало у американской компании MasterCard товар, необходимый для производства пластиковых карт (голограммная фольга горячего тиснения), и ввозило его в РФ.

На фольгу были нанесены голограммы MasterCard, которые подтверждают подлинность производимых банковских карт.

Порядок предоставления и использования голограмм регулировался отдельными положениями договора с поставщиком фольги.

При определении таможенной стоимости импортер не производил какие-либо дополнительные начисления к цене, указанной в инвойсах.

Заявленная таможенная стоимость была принята таможенными органами, и товар был выпущен для внутреннего потребления.

Однако затем таможенный орган провел внеплановую выездную проверку и скорректировал таможенную стоимость ― в нее были включены платежи, которые импортер перечислял компании, аффилированной с поставщиком, за статус сертифицированного производителя пластиковых карт MasterCard.

Суд первой инстанции поддержал решение таможни:

MasterCard является товарным знаком, и производство банковских карт с голограммой считается его использованием;

  • покупатель не мог по своему усмотрению распоряжаться полученным товаром ― голограммы могли использоваться только для размещения на производимых картах;

  • покупателем голограмм мог стать только производитель пластиковых карт, имеющий специальный сертификат MasterCard, а значит, наличие сертификата было условием продажи и самой фольги;

  • в случае прекращения сертификата покупатель лишается возможности приобретать фольгу;

  • импортер как обладатель сертификата уплачивал ежегодный сбор за статус участника программы на основании общих правил сертификации и по отдельному счету, но оплата без покупки голограмм не имеет смысла;

  • производитель мог приобретать фольгу только у указанных правообладателем поставщиков, при этом для других компонентов карты требований к поставщикам не устанавливалось;

  • правообладатель контролировал производство карт в части голограммной фольги: производитель ежегодно отчитывался об объемах использования этого компонента (остальные элементы не контролировались).

Таким образом:

  • без уплаты платежа за сертификацию (лицензионного платежа) приобретение голограммной фольги было невозможно;

  • платеж относился именно к ввозимому товару, поскольку остальные элементы банковской карты не контролировались правообладателем и не являлись обязательными.

Импортер пытался заявить, что часть платежа за сертификацию не относится к ввозимой фольге, однако не смог представить подтверждающие данный факт документы (в таможенную стоимость не была включена только административная часть сбора, выделенная в документах отдельной строкой).

При принятии решения суд сослался на более раннюю судебную практику 2016 года ― известное дело Foxconn (дело № А56−53 020/2014).

На собираемые в РФ компьютеры российский производитель:

  • наклеивал сертификаты подлинности Microsoft, ввозимые в РФ по таможенным декларациям;

  • однократно загружал программное обеспечение Microsoft, скачиваемое через Интернет, ― за загрузку уплачивался отдельный лицензионный платеж.

Этот платеж таможенный орган включил в таможенную стоимость наклеек (сертификатов), и ВС РФ признал это обоснованным, указав, что наклейки (сертификаты) по сути выполняют роль носителя объектов интеллектуальной собственности, за пользование которого производитель уплачивает роялти.

К такому же выводу пришел суд и в рассматриваемом деле.

Источник: «Электронное правосудие»


Расширен перечень запрещенных операций в отношении подсанкционных лиц в связи с недружественными действиями Украины


Напомним, в связи с введением Украиной санкций в отношении российских граждан и организаций Правительство РФ в 2018 году определило перечень ответных экономических мер.

Это блокировка в России счетов и имущества, которые принадлежат отдельным украинским гражданам и организациям, а также запрет на перечисление средств (вывод ими капитала) из России.

Правительство РФ расширило этот перечень.

Теперь специальные экономические меры также включают:

  • замораживание безналичных денежных средств, плательщиком или получателем которых являются подсанкционные лица;

  • запрет на ввоз на территорию РФ товаров, производителем, продавцом или отправителем которых являются подсанкционные лица (за исключением товаров, ввозимых физическими лицами для личного пользования).

Для реализации запретов, установленных специальными экономическими мерами, у контролирующих органов должна быть информация об участии в запрещаемой сделке подсанкционного лица.

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»


Депутаты предлагают перевести супругов мобилизованных граждан, имеющих несовершеннолетних детей, на сокращенную рабочую неделю


Рабочую неделю предлагается сократить на пять часов ― до 35 часов в неделю с сохранением заработной платы.

Также предлагается обязать работодателей предоставлять по заявлению супругов мобилизованных граждан отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в году.

Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»


Минфин России прокомментировал запрос на проведение взаимосогласительной процедуры в рамках СОИДН с Республикой Корея


Причиной такого запроса послужили выводы Национальной налоговой службы Республики Корея о признании сделок по реализации холоднокатаной стали в адрес взаимозависимого российского общества.

Корейская налоговая служба сочла, что такие сделки являются контролируемыми, а установленные цены не соответствуют рыночным.

Тестируемой стороной было выбрано российское общество.

Для корректировки налоговой базы был применен метод сопоставимой рентабельности с использованием операционной рентабельности продаж (отдельно для двух сегментов ― «Производство» и «Дистрибуция»).

Для оценки возможности инициирования взаимосогласительной процедуры Минфин России запросил дополнительные документы:

  • функциональный анализ сторон сделки, проведенный корейскими налоговыми органами, включающий анализ характеристик функций, выполняемых сторонами сделки, в соответствии с обычаями делового оборота;

  • указание принципов сегментации отчетности компании на «Производство» и «Дистрибуцию»;

  • методологию построения интервала рентабельности на основании данных сопоставимых компаний;

  • детальную стратегию поиска сопоставимых компаний;

  • список сопоставимых компаний;

  • данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которых произведен расчет показателей рентабельности продаж сопоставимых компаний;

  • обоснование используемого показателя рентабельности с учетом норм п. 4 ст. 105.12 НК РФ;

  • информацию о проведении корейскими налоговыми органами оценки возможности применения иных методов корректировки цен, в том числе метода сопоставимых рыночных цен.

Также Минфин России обратил внимание на некоторые детали, которые необходимо учитывать при проведении взаимосогласительной процедуры:

  • подход корейских налоговых органов к выборке сопоставимых компаний может не соответствовать требованиям НК РФ, поскольку поиск осуществлялся по всему европейскому региону ― в выборку могли попасть организации, осуществляющие деятельность за пределами РФ, в то время как НК РФ позволяет использовать такие данные только в том случае, если невозможно построить интервал рентабельности на основе отчетности российских сопоставимых компаний;

  • НК РФ не предусматривает использование медианного значения рыночного интервала рентабельности для целей корректировки ― использование же максимального значения интервала, как предписывает НК РФ, приведет к существенно меньшим доначислениям;

  • вполне возможно, что не корейскими налоговыми органами не была учтена иерархия методов ― приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен, к методу сопоставимой рентабельности можно перейти только в случае невозможности применения приоритетного метода.

Источник: «Консультант Плюс»


Скорректированы правила субсидирования затрат на НИОКР и омологацию


Напомним, с помощью этой субсидии предприятия могут компенсировать до 70% от суммы расходов на НИОКР/омологацию.

Предельная сумма субсидий составляет до 900 млн руб. для НИОКР и до 200 млн руб. для омологации.

Одновременно предъявляются требования по объему экспорта продукта, в отношении которого получена субсидия.

Правила предоставления субсидии изложены в новой редакции.

Среди основных изменений:

  • закреплены новые понятия: «требования внешних рынков», «продукция»;

  • уточнены требования к получателям субсидий:
—  теперь компании из офшорных юрисдикций не могут иметь в компании, претендующей на субсидию, более 25% доли участия (ранее 50%);
—  отменяются требования к наличию у претендента технологического/испытательного оборудования с балансовой стоимостью не менее 75 млн руб., а также зданий, строений, сооружений общей площадью не менее 300 кв. м;

  • уточнены виды деятельности, за которые можно получить субсидии;

  • уточнено, что субсидия предоставляется организации на компенсацию части затрат, фактически понесенных организацией не ранее 1 июля года, предшествующего году заключения соглашения о предоставлении субсидии (до внесения изменений ― не ранее чем за 12 месяцев до даты подачи заявки на участие в конкурсе), в связи с этим изменены сроки проведения конкурса;

  • сокращен перечень документов, необходимых для участия в конкурсе.

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»


Поменялись правила предоставления субсидий на сертификацию продукции на внешних рынках


Среди основных изменений:

  • теперь субсидирование будет предоставляться в качестве компенсации ранее понесенных затрат на сертификацию.

Можно будет компенсировать:
—  затраты, связанные с сертификацией продукции, понесенные не ранее 1 января года, предшествующего текущему финансовому году;
—  затраты, связанные с сертификацией лекарств, понесенные не ранее трех календарных лет, предшествующих текущему финансовому году.

Ранее можно было компенсировать как прошлые, так и будущие затраты;

  • для расчета размера субсидии установлена новая формула ― размер субсидии будет составлять 80% от понесенных компанией затрат на сертификацию, но не более 300 млн руб.

Ранее было две формулы: для сертификации продукции и для сертификации лекарственного средства, при этом максимальный размер субсидии для сертификации продукции не мог превышать 50 млн руб., а лекарственного средства ― 500 млн руб.;

  • скорректированы виды затрат, для которых предоставляется субсидия (например, из затрат, связанных с сертификацией продукции, исключены затраты на транспортировку, хранение и утилизацию образцов продукции для проведения испытаний);

  • отменены показатели, необходимые для достижения результата предоставления субсидии.

Для участия в отборе на предоставление субсидии в 2022 году организация должна подать заявку не позднее 3 ноября 2022 года.

Отбор начался 24 октября.

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»


Россия и Беларусь обсуждают возможность создания общего удостоверяющего центра


На заседании группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства были рассмотрены вопросы создания единого пространства доверия в рамках Союзного государства.

Стороны отметили, что уже разработан временный механизм регистрации белорусских компаний в Единой информационной системе для участия в российской системе закупок и беспрепятственного получения оплаты по исполненным договорам и подписания документов о приемке проделанной работы.

Завершающим этапом должно стать взаимное признание электронных подписей и формирование единого удостоверяющего центра.

По словам заместителя министра экономического развития России Дмитрия Вольвача, «это решение позволит обеспечить беспрепятственный доступ к государственным закупкам, а также будет способствовать созданию единого биржевого пространства».

Источник: «Официальный сайт Минэкономразвития России»


Разработаны правила ведения единого реестра инновационных компаний


Опубликовано Постановление Правительства РФ, утверждающее правила формирования и ведения системы «Единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности».

Создание реестра позволит запустить механизм обмена сведениями между государственными/ведомственными информационными системами и информационными ресурсами институтов развития.

Благодаря этому предприятиям, ранее получавшим помощь от государства, не нужно будет повторно предоставлять документы при реализации новых проектов.

Оператором реестра станет Минэкономразвития России.

Поставщиками данных реестра будут являться институты развития, федеральные и региональные ведомства, а также иные организации, осуществляющие государственную поддержку инновационной деятельности.

Источник: «Официальный сайт Правительства РФ»


В отдельных субъектах поменялись квоты на привлечение иностранных сотрудников


Правительство РФ установило допустимые доли иностранных сотрудников на 2023 год.

Общие критерии к доле иностранных сотрудников в РФ остались неизменными по сравнению с 2022 годом.

Однако были внесены некоторые изменения для отдельных субъектов РФ:

  • в Удмуртской области доля снижена до 0% в областях выращивания овощей, сухопутного пассажирского транспорта и легкового такси;

  • в Краснодарском крае доля снижена до 50% для строительства и до 0% для сухопутного пассажирского и автомобильного грузового транспорта;

  • в Приморском крае доля уменьшена до 40% для выращивания овощей, до 20% для лесозаготовок; до 15% для сухопутного пассажирского транспорта; до 10% для автомобильного грузового транспорта;

  • в Рязанской области установлена доля 90% для обрабатывающего производства (ранее ограничений не было);

  • Волгоградская область освобождена от ограничений в части сферы выращивания овощей.

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»

Скачать выпуск