Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 21 июня 2023 года

В НК РФ может появиться понятие «счет цифрового рубля»

В Госдуму РФ внесен законопроект, предусматривающий интеграцию цифрового рубля в систему налогового регулирования и налогового контроля.
Документом предлагается дополнить НК НФ понятием «счет цифрового рубля».
Инициатива позволит налоговой инспекции взыскивать средства со счетов цифрового рубля в счет уплаты долгов по налогам при условии недостаточности или отсутствия денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщиков либо недостаточности или отсутствия у них электронных денежных средств.
Также налоговые органы смогут приостанавливать операции по счетам цифрового рубля и требовать от оператора платформы документы о списании средств.
Кроме того, законопроектом устанавливаются обязанности оператора платформы цифрового рубля при осуществлении налогового контроля и меры ответственности за их несоблюдение.
Помимо этого, законопроектом предлагается установить порядок налогообложения операций со счетом цифрового рубля по аналогии с операциями с банковским счетом.
Предлагаемые дополнения предусматривают освобождение от обложения НДС операций, связанных с открытием и ведением счета цифрового рубля, а также осуществлением переводов (перечислений) денежных средств с использованием платформы цифрового рубля.
В случае принятия закон вступит в силу 1 января 2025 года.
Напомним, что в Госдуме РФ на данный момент рассматриваются еще два законопроекта, связанные с цифровым рублем. Подробности см. в выпуске «Новости законодательства» от 9 января 2023 года.

ЦБ РФ призвал вернуться к раскрытию корпоративной отчетности

Председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила о необходимости возврата к публикации компаниями корпоративной отчетности.
По мнению чиновницы, без нее усложняется привлечение инвестиций.
Она допустила возможность публикации информации в агрегированном виде «с изъятием чувствительных сведений».
Напомним, весной прошлого года компаниям было предоставлено право не раскрывать фактически любую информацию, публикация которой осуществляется в соответствии с законодательством об акционерных обществах и рынке ценных бумаг.
Срок действия послабления истекает 1 июля 2023 года.

Минфин России обновил проект правил обложения НДС электронной коммерции в ЕАЭС

Напомним, первая версия законопроекта была размещена на федеральном портале проектов нормативных правовых актов в апреле этого года.
На днях на портале была опубликована его доработанная версия.
Если кратко, то суть предложений заключается в том, что место реализации товаров во взаимной электронной торговле в ЕАЭС будет определяться по месту нахождения потребителя.
РФ будет признаваться местом реализации, если товар в момент завершения его транспортировки (передачи) покупателю во взаимной электронной торговле товарами находится на территории РФ.
Под взаимной электронной торговлей будет пониматься реализация товаров посредством электронной торговой площадки продавцом одного государства ― члена ЕАЭС покупателю ― физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, получающему товары в другом государстве ― члене ЕАЭС.
Электронной торговой площадкой будет считаться информационная система, функционирующая в Интернете для осуществления взаимной электронной торговли товарами, на которой одновременно:
  • доступны сервисы, позволяющие покупателям заказать товар;
  • размещены условия оплаты и/или организации оплаты товаров покупателем;
  • размещены условия доставки и/или организации доставки товаров покупателю.
Таким образом, российские поставщики, реализующие товары зарубежным покупателям в ЕАЭС через электронные торговые площадки, уплачивать НДС в России не будут. При этом право на вычет входного НДС сохранится.
В свою очередь, организации и ИП государств ― членов ЕАЭС (кроме РФ) при реализации посредством электронной торговой площадки физическим лицам (не ИП) товаров, местом реализации которых признается территория РФ, должны будут встать на учет в налоговых органах РФ.
Такие иностранные продавцы из ЕАЭС должны будут самостоятельно исчислить и уплатить НДС.
В некоторых случаях, если товары реализуются посредством электронных торговых площадок иностранных или российских посредников, посредники будут признаваться налоговыми агентами ― они будут обязаны исчислить и уплатить соответствующую сумму налога.
Законопроектом предусматривается следующий порядок уплаты иностранными продавцами:
  • моментом определения налоговой базы будет являться последний день налогового периода, в котором поступила оплата/частичная оплата за реализованные товары;
  • налоговая база будет определяться как стоимость товаров с учетом НДС, исчисленная исходя из фактических цен их реализации;
  • стоимость товаров в иностранной валюте будет пересчитываться в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата/частичная оплата таких товаров;
  • при возврате ранее реализованного товара либо отказе покупателя уплаченный налог может быть использован для уменьшения суммы налога, исчисленной к уплате за налоговый период, в котором полностью или частично осуществлен возврат;
  • положительная разница между указанными суммами налога может быть использована для уменьшения налога в последующих налоговых периодах.
Налог будет определяться как сумма, соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67% или 9,09% (для товаров, облагаемых по ставке 10%) от налоговой базы.
Налог будет уплачиваться до 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
НДС, предъявленный иностранным продавцам/иностранным вычитаться не будет.
Взаимодействовать с налоговыми органами, представлять декларацию иностранные продавцы смогут через личный кабинет налогоплательщика.
Если закон будет принят, то он вступит в силу 1 января 2024 года.
Доработанная версия законопроекта была дополнена положениями, позволяющими российским продавцам компенсировать НДС, уплаченный в бюджеты других государств ― членов ЕАЭС в период с 1 января 2022 года и по 31 декабря 2023 года при продаже товаров через Интернет покупателям ― физическим лицам, находящимся на территории этих государств.
Такой НДС можно будет предъявить к вычету при условии, что эта сумма НДС не предъявлялась покупателям ― физическим лицам, а уплачивались в бюджет других государств ― членов союза за счет средств российских продавцов.
Вычет такого НДС будет отражаться в налоговых декларациях по НДС, представляемых за налоговые периоды 2024 года.
Для подтверждения права на вычет нужно будет предоставить отчет о суммах НДС, уплаченных в бюджет стран ЕАЭС, а также документы, подтверждающие его уплату.
В пояснительной записке отмечается, что принятие законопроекта позволит усовершенствовать систему администрирования НДС, устранить неравенство в обложении НДС российских и иностранных налогоплательщиков и, соответственно, создаст более благоприятные условия для реализации российскими налогоплательщиками товаров физическим лицам на территории государств ― членов ЕАЭС.

Банкам с базовой лицензией могут разрешить открывать корреспондентские счета за границей на постоянной основе

Сейчас для открытия корреспондентских счетов за рубежом для банков с базовой лицензией действует временное разрешение — до 31 декабря 2023 года. Некоторые кредитные организации уже воспользовались такой возможностью.
В начале февраля этого года в СМИ появилась информация о том, что ЦБ РФ хочет сделать разрешение бессрочным.
Теперь соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.
Напомним, с июня 2017 года ЦБ РФ разделил лицензии для банков на базовые и универсальные. Кредитные организации из первой группы обязаны иметь капитал в размере не менее 300 млн руб., а из второй — не менее 1 млрд руб.

Балльную оценку локализации могут распространить на некоторые виды самоходной техники

Минпромторг России подготовил проект постановления, предполагающий внедрение балльной системы оценки выполняемых технологических операций по производству некоторых видов самоходной техники.
Проект расширяет применение такой оценки на зерноуборочные и кормоуборочные самоходные комбайны, их машинокомплекты, а также на косилки, корнеуборочные и клубнеуборочные машины.
Кроме того, документ вводит критерии локализации по трем группам дизельных двигателей для указанных наименований сельхозтехники: номинальной мощностью до 100 кВт, от 100 до 300 кВт и более 300 кВт.
Документ также вводит требования постепенного ужесточения правил доступа к господдержке и участия в госзакупках в зависимости от степени локализации техники.

Расширены рамки программы применения инфраструктурных облигаций в сфере строительства

В частности, расширен перечень объектов инфраструктуры, которые можно строить или реконструировать с применением этого механизма — в него добавлены объекты электроэнергетики.
Для проектов строительства наемных домов с 10 до 5 тыс. кв. м снижено требование о минимальной общей площади жилых помещений.
Обязательства застройщика по возврату суммы займа теперь могут быть обеспечены не только государственной гарантией региона, но и независимой гарантией или поручительством организации с наивысшим рейтингом платежеспособности.
Механизм инфраструктурных облигаций был запущен в 2021 году.
Средства от размещения облигаций выдаются застройщикам на срок до 15 лет под льготную ставку, которая обеспечивается субсидией из федерального бюджета.

Результаты заседания Госдумы РФ

Законопроект № 46071-8 принят в третьем чтении
Контроль за деятельностью платежных агентов будет усилен.
В частности, Банк России будет вести реестр платежных агентов.
Будут установлены требования к органам управления, а также к акционерам/участникам операторов по приему платежей.
Законопроект № 1192126-7 принят в первом чтении
Предлагается распространить систему страхования вкладов на средние предприятия, СОНКО, а также юридические лица, имеющие лицензию на осуществление образовательной или медицинской деятельности.
Законопроект № 194262-8 принят в первом чтении
Предлагается создать единую информационную систему по племенному животноводству.
Подробности см. в выпуске «Новости законодательства» от 13 сентября 2022 года.
Законопроект № 328226-8 принят в первом чтении
Предлагается предусмотреть упрощенный порядок государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства, включенных в федеральный или региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства.