Минфин России разработал правила обложения НДС электронной коммерции в ЕАЭС
Если кратко, то суть предложений заключается в том, что место реализации таких товаров будет определяться по месту нахождения потребителя.
РФ будет признаваться местом реализации, если товар в момент завершения его транспортировки (передачи) покупателю во взаимной электронной торговле товарами находится на территории РФ.
Под взаимной электронной торговлей будет пониматься реализация товаров посредством электронной торговой площадки продавцом одного государства ― члена ЕАЭС покупателю ― физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, получающему товары в другом государстве ― члене ЕАЭС.
Под электронной торговой площадкой будет пониматься информационная система, функционирующая в Интернете для осуществления взаимной электронной торговли товарами, на которой одновременно:
- доступны сервисы, позволяющие покупателям заказать товар;
- размещены условия оплаты и/или организации оплаты товаров покупателем;
- размещены условия доставки и/или организации доставки товаров покупателю.
Таким образом, российские поставщики, реализующие товары зарубежным покупателям в ЕАЭС через электронные торговые площадки, уплачивать НДС в России не будут. При этом право на вычет входного НДС сохранится.
В свою очередь, организации и ИП государств ― членов ЕАЭС (кроме РФ) при реализации посредством электронной торговой площадки физическим лицам (не ИП) товаров, местом реализации которых признается территория РФ, должны будут встать на учет в налоговых органах РФ.
Такие иностранные продавцы из ЕАЭС должны будут самостоятельно исчислить и уплатить НДС.
В некоторых случаях, если товары реализуются посредством электронных торговых площадок иностранных или российских посредников, посредники будут признаваться налоговыми агентами ― они будут обязаны исчислить и уплатить соответствующую сумму налога.
Законопроектом предусматривается следующий порядок уплаты иностранными продавцами:
- моментом определения налоговой базы будет являться последний день налогового периода, в котором поступила оплата/частичная оплата за реализованные товары;
- налоговая база будет определяться как стоимость товаров с учетом НДС, исчисленная исходя из фактических цен их реализации;
- стоимость товаров в иностранной валюте будет пересчитываться в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата/частичная оплата таких товаров;
- при возврате ранее реализованного товара либо отказе покупателя уплаченный налог может быть использован для уменьшения суммы налога, исчисленной к уплате за налоговый период, в котором полностью или частично осуществлен возврат.
- положительная разница между указанными суммами налога может быть использована для уменьшения налога в последующих налоговых периодах.
Налог будет определяться как сумма, соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67% или 9,09% (для товаров, облагаемых по ставке 10%) от налоговой базы.
Налог будет уплачиваться до 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
НДС, предъявленный иностранным продавцам/иностранным посредникам (за исключением их обособленных подразделений в РФ), вычитаться не будет.
Взаимодействовать с налоговыми органами, представлять декларацию иностранные продавцы смогут через личный кабинет налогоплательщика.
Также законопроектом предлагается поменять основания постановки на учет иностранных организаций, оказывающих в России услуги в электронной форме.
С октября 2022 года налогообложение электронных услуг вернулось к формату B2C, то есть иностранные организации самостоятельно уплачивают НДС только в случае оказания услуг физическим лицам, не являющимся ИП.
Несмотря на это, порядок постановки иностранных поставщиков электронных услуг на учет в российских налоговых органах не поменялся ― формально обязанность по постановке на учет по-прежнему существует для всех иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме (как В2С, так и В2В).
Законопроектом вносятся поправки ― встать на учет должны будут только те иностранные организации, которые осуществляют расчеты непосредственно с покупателями ― физическими лицами, не являющимися ИП.
Если закон будет принят, то он вступит в силу 1 января 2024 года.
Разовый взнос с представителей бизнеса (windfall tax) может быть оформлен как «чрезвычайный налог»
СМИ сообщают, что Минфин России подготовил законопроект о внесении разового взноса представителями бизнеса (так называемый windfall tax).
Его предлагается оформить в качестве «налога чрезвычайного характера», а саму возможность введения таких чрезвычайных налогов прописать в НК РФ.
Плательщиками сбора будут признаваться не только российские организации, но постоянные представительства иностранных компаний.
Не будут признаваться плательщиками:
- организации, включенные в реестр МСП;
- организации, осуществляющие деятельность в области добычи углеводородного сырья/угля, переработки нефтяного сырья, производства СПГ;
- организации, средняя арифметическая величина прибыли которых за 2021–2022 годы не превышает 1 млрд руб.
Также взнос не будут уплачивать компании ― участники СЗПК.
Объектом обложения будет «сверхприбыль», рассчитываемая по формуле:
(Прибыль за 2021 год + Прибыль за 2022 год)/2 – (Прибыль за 2018 год + Прибыль за 2019 год)/2
Ставка составит 10%, налог должен быть уплачен в январе 2024 года.
Однако исчисленную сумму налога можно будет уменьшить на величину денежных средств, безвозмездно перечисленных в федеральный бюджет в период с 1 октября по 30 ноября 2023 года, и умноженную на коэффициент 2.
Таким образом, ставка по факту может составить 5%, если средства будут перечислены в бюджет в октябре-ноябре 2023 года.
Законопроект пока не опубликован.
Генпрокуратура РФ планирует усилить прокурорский надзор в налоговой сфере
Проект приказа Генпрокурора РФ об организации надзора в налоговой сфере опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Ведомство собирается уделять большее внимание правонарушением в сфере уплаты налогов и сборов.
Акцент планируется сделать на пресечении нарушения прав налогоплательщиков в ходе проведения контрольных мероприятий.
Проект приказа включает:
- обеспечение надзора за соблюдением законодательства при регистрации юридических лиц;
- пресечение фактов дублирования контрольных мероприятий и оказания административного давления на организации, фактов необоснованного вмешательства в их экономическую деятельность и привлечения к ответственности;
- соблюдение налоговыми и следственными органами порядка и сроков информирования налоговыми органами о возможных фактах совершения налоговых преступлений;
- системный надзор за исполнением законов налоговыми органами;
- организация сбора, накопления и обработки информации о нарушениях прав налогоплательщиков.
ЦБ РФ допустил использование криптовалют для осуществления трансграничных расчетов
Регулятор рассматривает возможность использования криптовалюты во внешних расчетах в виде эксперимента.
Предполагается создание специальных организаций, которые будут добывать криптовалюту и проводить криптовалютные расчеты с субъектами внешнеэкономической деятельности.
Эксперимент затронет не только расчеты в криптовалютах, но и расчеты в цифровых финансовых активах (ЦФА), обращение которых предусмотрено законом.
Ранее Банк России представил две модели международных платежей в цифровом рубле:
- первая модель предполагает заключение между странами двухсторонних соглашений об интеграции платформ цифровых валют между собой;
- вторая модель предусматривает подключение стран к единой интеграционной платформе.
Источник: «РБК.ру»
Результаты заседания Госдумы РФ
Правительство РФ утвердило основные направления развития информационной системы «Одно окно» в сфере внешней торговли
Информационная система «Одно окно» обеспечивает представителям бизнеса онлайн-доступ к государственным и другим услугам, сопровождающим выход компаний на экспорт.
Правительство РФ намерено упростить использование системы и определило следующие направления ее развития:
- формирование единого каталога услуг и мер поддержки в сфере внешнеторговой деятельности, предоставляемых на федеральном и региональном уровнях;
- развитие интеграции системы «Одно окно» с информационными системами органов государственной власти и организаций на федеральном и региональном уровнях;
- создание технологической основы для удобного и быстрого формата взаимодействия предприятий с органами государственной власти;
- создание единого реестра участников внешнеторговой деятельности.
Координировать работу по развитию системы будут Минэкономразвития России и Российский экспортный центр, который является ее оператором.
Правительство РФ планирует донастроить программу «Фабрика проектного финансирования»
«Фабрика проектного финансирования» ― это механизм финансирования инвестиционных проектов в приоритетных секторах российской экономики.
Заемщики могут получить денежные средства на основании договоров синдицированного кредита (займа) с участием коммерческих банков и ВЭБ.РФ.
Правительство РФ разработало проект изменений программы, среди них:
- уточнение терминологии ― закрепление понятия «льготный кредит» и уточнения понятия «заемщик»;
- распространение льготного финансирования на операционную фазу реализации проектов, направленных на производство приоритетной продукции;
- ограничение объема гарантий и поручительств, предоставляемых ВЭБ.РФ в качестве обеспечения обязательств (не более 500 млрд руб.);
- регламентация критериев отбора инвестиционных проектов по производству приоритетной продукции;
- детализация функций ВЭБ.РФ как оператора программы, в том числе в части ведения реестра проектов, реализуемых с предоставлением льготных кредитов.