Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 13 февраля 2023 года

Правительство РФ предлагает смягчить требования к правообладателям программного обеспечения для его включения в единый российский реестр

Наличие ПО в реестре позволяет обеспечить его допуск к системе государственных закупок, а также делает возможным применение ряда налоговых льгот.
Для включения ПО в реестр должны соблюдаться определенные требования.
Так, если правообладателем ПО является коммерческая организация, то более 50% прямого/косвенного участия в ней должно принадлежать государству, государственным некоммерческим организациям или гражданам РФ.
Внесенным в Госдуму РФ законопроектом предлагается заменить понятие «участие» на понятие «контроль».
Требования по контролю будут считаться выполненными, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
  • суммарная доля прямого/косвенного участия государства, государственных некоммерческих организаций или граждан РФ составляет более 50% голосов от общего количества голосов;
  • вышеуказанные лица имеют право определять решения в силу участия в подконтрольной организации и/или на основании договоров доверительного управления имуществом, поручения, акционерного или иного соглашения.
Если организация является системно значимым разработчиком российского ПО, то Правительство РФ сможет устанавливать иные требования к контролю при условии заключения с такой организацией соглашения, устанавливающего в том числе:
  • обязательства по разработке, развитию и использованию российского ПО;
  • особый порядок перехода (отчуждения) в пользу иностранных лиц исключительных прав на ПО.
Кроме того, в реестр сможет попасть ПО, разработанное для внутренних нужд и не предназначенное для продажи третьим лицам, — для этой категории ПО предлагается снять требование о свободной реализации.
Также в реестр будут включаться программно-аппаратные комплексы.

Минфин России планирует изменить правила расчета дисконта на нефть для целей налогообложения

Для налогообложения нефтегазовых компаний используется цена нефти Urals, рассчитываемая агентством Argus.
После введения «потолка цен» цена нефти Urals оказалась ниже Brent примерно на 35 долл. США за баррель, что привело в том числе к падению российских нефтегазовых доходов в январе этого года на 46%.
Владимир Путин поручил Правительству РФ до 1 марта представить предложения по уточнению методики расчета цены на нефть и нефтепродукты для налогообложения.
На выходных стало известно, что Правительство РФ внесло в Госдуму РФ законопроект, изменяющий порядок определения котировок российской нефти для расчета НДПИ, НДД и обратного акциза на нефть.
Для расчета предлагается применять цены нефти марки Urals в фактическом размере, которые при этом должны быть не ниже цены Brent, уменьшенной в период:
  • с 1 апреля по 30 апреля 2023 года — на 34 долл. США за баррель;
  • с 1 мая по 31 мая 2023 года — на 31 долл. США за баррель;
  • с 1 июня по 30 июня 2023 года — на 28 долл. США за баррель;
  • с 1 июля 2023 года — на 25 долл. США за баррель.
Кроме того, предлагается увеличить с 20 до 25 долл. США за баррель ценовой дифференциал, используемый для расчета демпфера на бензин.
Также предлагается ввести ценовой дифференциал при расчете демпфера по дизелю, установив его предел в размере 10 долл. США за баррель, который будет действовать с 1 апреля по 31 декабря 2023 года.
Помимо этого, законопроектом предлагается предоставить в период с 1 апреля 2023 года по 31 марта 2029 года налоговый вычет по НДПИ компаниям, добывающим углеводороды на Ямале.
Вычет будет предоставляться в отношении инвестиций в объекты инфраструктуры, необходимые для реализации проекта строительства инфраструктуры.
Важный нюанс: вычет придется вернуть в бюджет в период с 1 апреля 2029 года по 31 марта 2035 года с процентами.
В СМИ отмечается, что топ-менеджеры нефтяных компаний согласовали инициативу.

Минпромторг России подготовил план перехода госкомпаний из ряда отраслей на отечественный софт

С чего все начиналось
Владимир Путин поручил представить предложения по переходу объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на отечественное ПО еще летом 2019 года.
Конкретные сроки импортозамещения стали предметом долгих дискуссий.
На фоне санкций в 2022 году был предложен достаточно жесткий вариант перехода:
  • с 31 марта 2022 года закупка иностранного ПО/услуг для такого ПО заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ (государственные компании, государственные корпорации, их дочерние общества и т. д.), может производиться только при согласовании уполномоченного органа;
  • с 1 января 2025 года органам государственной власти и заказчикам запрещается использовать иностранное ПО на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры РФ.
Позже Правительство РФ утвердило требования к ПО, используемому органами власти и госкомпаниями на значимых объектах КИИ.
Тогда же отраслевым министерствам было поручено утвердить отраслевые планы перехода на российское ПО на значимых объектах КИИ, на основе которых госкомпании должны сформировать индивидуальные планы перехода.
Проект Минпромторга
Минпромторг подготовил план для предприятий, которые работают в области горнодобывающей, металлургической, ракетно-космической, оборонной и химической промышленности, а также использования атомной энергии.
План включает в себя перечень различных видов ПО (около 100) и долю российского софта в соответствующих категориях, которая должна быть достигнута по результатам 2022, 2023 и 2024 годов.
В 2024 году доля всех видов «критического» ПО должна составить 100%.
На 2023 год планом заложены более низкие значения. Например, для госкомпаний горнодобывающей, металлургической, ракетно-космической, оборонной и химической промышленности по итогам 2023 года доля российского ПО на объектах КИИ устанавливается на уровне 40–60%, а для госкомпаний атомной промышленности — несколько выше: 80–100%.

В Казахстане разъяснены условия предоставления льгот по СОИДН, в отношении которых действует MLI

Напомним, что с 2023 года в Казахстане введены дополнительные условия применения СОИДН, в отношении которых действует MLI ― многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, реализуемых в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (см. выпуск LT от 11 января 2023 года).
Пониженные ставки налога или освобождение от налогообложения по таким СОИДН могут применяться к дивидендам, вознаграждениям и роялти, выплачиваемым из Казахстана нерезиденту ― взаимосвязанной стороне, только если такой доход облагается иностранным налогом при получении по номинальной (то есть установленной налоговым законодательством иностранного государства) ставке не менее 15%.
Налоговые органы Казахстана разъяснили, что это правило не имеет приоритета над нормами СОИДН: в случае правовой коллизии применяться будут положения, установленные международным соглашением.

Минприроды России планирует обновить перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды

Соответствующая инициатива опубликована на портале проектов нормативных правовых актов.
Документ дополняет 68 веществами раздел, касающийся атмосферного воздуха.
Если он будет принят, то организациям, осуществляющим деятельность на объектах I, II и III категории, нужно будет откорректировать расчеты нормативов допустимых выбросов, пересмотреть разрешительную документацию и при необходимости актуализировать данные в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Напомним, перечень загрязняющих веществ был впервые издан в 2015 году, последние изменения вносились в него в 2019 году.