АС г. Москвы: затраты на гарантийный ремонт участвуют в расчете доли не облагаемой НДС деятельности
Налогоплательщик осуществлял как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции (гарантийный ремонт, продажа земельных участков).
Расходы на гарантийный ремонт не принимались им во внимание при определении пропорции для ведения раздельного учета.
По мнению же налоговой инспекции, стоимость гарантийного ремонта в сумме затрат на его проведение должна была участвовать в расчете доли необлагаемой деятельности.
В итоге инспекция пересчитала пропорцию для ведения раздельного учета, увеличив долю необлагаемых операций и признав вычет части входного НДС необоснованным.
Суд поддержал инспекцию, сделав следующие выводы:
В связи с этим, по мнению суда, налоговая инспекция правомерно учла затраты на проведение гарантийного ремонта при расчете доли не облагаемых НДС операций.
Налогоплательщик пытался утверждать, что при определении пропорции для ведения раздельного учета необходимо учитывать только доходы от осуществления облагаемых/необлагаемых операций, при этом поскольку гарантийный ремонт осуществляется без взимания дополнительной платы, то стоимость оказания услуг по гарантийному ремонту равна нулю.
Однако суд с этим не согласился, поскольку:
Источник: Картотека арбитражных споров
Расходы на гарантийный ремонт не принимались им во внимание при определении пропорции для ведения раздельного учета.
По мнению же налоговой инспекции, стоимость гарантийного ремонта в сумме затрат на его проведение должна была участвовать в расчете доли необлагаемой деятельности.
В итоге инспекция пересчитала пропорцию для ведения раздельного учета, увеличив долю необлагаемых операций и признав вычет части входного НДС необоснованным.
Суд поддержал инспекцию, сделав следующие выводы:
- входной НДС принимается к вычету или учитывается в стоимости приобретенных товаров/работ/услуг в той пропорции, в которой такие товары/работы/услуги используются в операциях, облагаемых НДС или не облагаемых НДС;
- в расчете такой пропорции учитываются все операции по реализации, в том числе и операции, которые освобождены от обложения НДС;
- выполнение гарантийного ремонта, включая использование запасных частей и деталей, признается реализацией на безвозмездной основе, которая освобождена от обложения НДС;
- правила НК РФ предусматривают расчет пропорции исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период;
- таким образом, специальной нормой налогового законодательства прямо предусмотрен учет в пропорции именно стоимости товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- под стоимостью операции по гарантийному ремонту в целях ведения раздельного учета следует понимать суммы, израсходованные на гарантийный ремонт, и стоимость запасных частей, использованных на осуществление такого ремонта.
В связи с этим, по мнению суда, налоговая инспекция правомерно учла затраты на проведение гарантийного ремонта при расчете доли не облагаемых НДС операций.
Налогоплательщик пытался утверждать, что при определении пропорции для ведения раздельного учета необходимо учитывать только доходы от осуществления облагаемых/необлагаемых операций, при этом поскольку гарантийный ремонт осуществляется без взимания дополнительной платы, то стоимость оказания услуг по гарантийному ремонту равна нулю.
Однако суд с этим не согласился, поскольку:
- любая хозяйственная операция имеет свою стоимость, под которой следует понимать денежное выражение затрат на реализацию услуг/работ;
- с 2019 года в НК РФ были внесены изменения, согласно которым налогоплательщики получили право отказаться от применения освобождения от уплаты НДС в отношении операций по гарантийному ремонту;
- при отказе от указанной льготы налогоплательщик обязан облагать услуги по гарантийному ремонту НДС, при этом он получает право на вычет входного НДС, который относится к такой деятельности;
- если следовать логике налогоплательщика о том, что стоимость услуг по гарантийному ремонту равна нулю, то при отказе от льготы налогоплательщик исчислит НДС с этих операций, равный нулю, получив, тем не менее, право на вычет входного НДС;
- данный подход создаст неравные условия в отношении налогоплательщиков, применяющих и не применяющих льготу в отношении гарантийного ремонта, поскольку те, кто льготой пользуется, также не будут исчислять НДС по таким услугам, но будут лишены права на вычет входного НДС, что приводит к нарушению принципа равенства налогообложения.
Источник: Картотека арбитражных споров
КС РФ не будет проверять правомерность вычета стоимости ликвидированных объектов незавершенного строительства
КС РФ должен был проверить на соответствие Конституции абз. 1 пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, а также п. 5 ст. 270 НК РФ.
Запрос в КС РФ был направлен в рамках рассмотрения спора по делу № А40-95914/2020.
В центре данного спора — вопрос о вычете стоимости ликвидированного объекта незавершенного строительства.
По мнению налоговой инспекции, такие расходы не должны уменьшать налоговую базу, поскольку:
Суды двух инстанций приняли решение в пользу налогоплательщика, но кассация решила отправить дело на новое рассмотрение.
В ходе нового рассмотрения налогоплательщик заявил ходатайство о направлении в КС РФ запроса о проверке конституционности положений ст. 270 и 265 НК РФ.
Тогда АС г. Москвы удовлетворил ходатайство, назвав отказ в вычете стоимости незавершенного строительства «наказанием за неудачу при ведении предпринимательской деятельности».
Тем не менее позднее запрос был отозван.
Суд объяснил это тем, что по данному вопросу была опубликована позиция ВС РФ, суть которой сводится к тому, что вычет расходов, понесенных в рамках строительства, которое по объективным причинам не смогло завершиться, обоснован (необоснованными могут считаться только те затраты, которые продолжали осуществляться уже после очевидной нецелесообразности строительства).
Источник: РБК
Запрос в КС РФ был направлен в рамках рассмотрения спора по делу № А40-95914/2020.
В центре данного спора — вопрос о вычете стоимости ликвидированного объекта незавершенного строительства.
По мнению налоговой инспекции, такие расходы не должны уменьшать налоговую базу, поскольку:
- расходы формируют первоначальную стоимость не введенных в эксплуатацию и не принятых к учету в качестве объектов основных средств, а расходы по счету 08 не учитываются в целях налогообложения (п. 5 ст. 270 НК РФ);
- налогоплательщик имеет право учесть в составе расходов только затраты на непосредственную ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (пп. 8 п.1 ст. 265 НК РФ);
- затраты не направлены на получение дохода.
Суды двух инстанций приняли решение в пользу налогоплательщика, но кассация решила отправить дело на новое рассмотрение.
В ходе нового рассмотрения налогоплательщик заявил ходатайство о направлении в КС РФ запроса о проверке конституционности положений ст. 270 и 265 НК РФ.
Тогда АС г. Москвы удовлетворил ходатайство, назвав отказ в вычете стоимости незавершенного строительства «наказанием за неудачу при ведении предпринимательской деятельности».
Тем не менее позднее запрос был отозван.
Суд объяснил это тем, что по данному вопросу была опубликована позиция ВС РФ, суть которой сводится к тому, что вычет расходов, понесенных в рамках строительства, которое по объективным причинам не смогло завершиться, обоснован (необоснованными могут считаться только те затраты, которые продолжали осуществляться уже после очевидной нецелесообразности строительства).
Источник: РБК
Импортный алкоголь планируют полностью маркировать в России
Сейчас маркировка алкоголя федеральными специальными марками должна быть осуществлена до ввоза такой продукции в Россию.
При этом c 2021 года проводится эксперимент по маркировке алкогольной продукции на таможенных складах в России.
Внесенным в Госдуму РФ законопроектом предусматривается, что с 1 марта 2026 года маркировка будет осуществляться только в России на постоянной основе.
Кроме того, документом предлагается наделить Правительство РФ полномочиями утверждать требования к местам осуществления маркировки алкоголя, а также определять особенности перемещения такой продукции от границы до пунктов ее маркировки.
Источник: Официальный сайт Минфина России
При этом c 2021 года проводится эксперимент по маркировке алкогольной продукции на таможенных складах в России.
Внесенным в Госдуму РФ законопроектом предусматривается, что с 1 марта 2026 года маркировка будет осуществляться только в России на постоянной основе.
Кроме того, документом предлагается наделить Правительство РФ полномочиями утверждать требования к местам осуществления маркировки алкоголя, а также определять особенности перемещения такой продукции от границы до пунктов ее маркировки.
Источник: Официальный сайт Минфина России
Предлагается ввести уголовную ответственность за оборот никотинсодержащей продукции без маркировки
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.
Поправки предлагается принять к ч. 5 ст. 171.1 УК РФ, которая в текущей редакции устанавливает наказание за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или продажу немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере.
Законопроектом предлагается распространить эти меры на случаи производства и оборота табачной или никотинсодержащей продукции без маркировки или нанесения информации, предусмотренной российским законодательством.
Источник: ТАСС
Поправки предлагается принять к ч. 5 ст. 171.1 УК РФ, которая в текущей редакции устанавливает наказание за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или продажу немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере.
Законопроектом предлагается распространить эти меры на случаи производства и оборота табачной или никотинсодержащей продукции без маркировки или нанесения информации, предусмотренной российским законодательством.
Источник: ТАСС
Опубликованы правила выдачи заключений о наличии обстоятельств, при которых осуществление иностранным лицом, не являющимся ИХК, прав в отношении ЭЗО может быть приостановлено
Напомним, в сентябре прошлого года вступил в силу важный закон, цель которого ― исключение недружественного участия из структуры владения экономически значимыми для российской экономики организациями (ЭЗО).
Положения закона позволяют российским бенефициарам таких организаций стать прямыми владельцами их акций (долей в уставном капитале).
Подробности ― в нашем выпуске.
Изначально данный закон предусматривал возможность приостановления корпоративных прав только иностранных холдинговых компаний (ИХК) — иностранного участника с долей прямого участия в ЭЗО не менее 50%, связанного с недружественными странами.
Внесенные позже поправки предусматривают корпоративные последствия и для других иностранных участников ЭЗО, связанных с недружественными странами, если доля их прямого участия в ЭЗО составляет не менее 5% (далее — миноритарии).
Если права ИХК приостановлены, то в отношении таких иных иностранных миноритариев могут быть применены следующие меры:
Приостановление прав миноритариев также осуществляется в судебном порядке, с соответствующим заявлением могут обратиться:
Основанием для обращения в суд с заявлением о приостановлении прав миноритариев может стать их недобросовестное поведение в части осуществления корпоративных прав в отношении ЭЗО — наличие таких обстоятельств должна подтвердить Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
На днях были опубликованы правила выдачи указанной комиссией таких заключений. Установлен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче заключения, а также приведены сроки выдачи таких заключений.
Источник: Консультант Плюс
Положения закона позволяют российским бенефициарам таких организаций стать прямыми владельцами их акций (долей в уставном капитале).
Подробности ― в нашем выпуске.
Изначально данный закон предусматривал возможность приостановления корпоративных прав только иностранных холдинговых компаний (ИХК) — иностранного участника с долей прямого участия в ЭЗО не менее 50%, связанного с недружественными странами.
Внесенные позже поправки предусматривают корпоративные последствия и для других иностранных участников ЭЗО, связанных с недружественными странами, если доля их прямого участия в ЭЗО составляет не менее 5% (далее — миноритарии).
Если права ИХК приостановлены, то в отношении таких иных иностранных миноритариев могут быть применены следующие меры:
- их корпоративные права могут быть также приостановлены;
- лица, косвенно владеющие акциями/долями в уставном капитале ЭЗО, принадлежащими миноритарному участнику, смогут получить дивиденды напрямую от ЭЗО.
Приостановление прав миноритариев также осуществляется в судебном порядке, с соответствующим заявлением могут обратиться:
- граждане/резиденты РФ, косвенно владеющие акциями/долями в уставном капитале ЭЗО, принадлежащими миноритариям, если доля их прямого/косвенного участия в миноритарии составляет не менее 50%;
- уполномоченный орган исполнительной власти.
Основанием для обращения в суд с заявлением о приостановлении прав миноритариев может стать их недобросовестное поведение в части осуществления корпоративных прав в отношении ЭЗО — наличие таких обстоятельств должна подтвердить Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
На днях были опубликованы правила выдачи указанной комиссией таких заключений. Установлен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче заключения, а также приведены сроки выдачи таких заключений.
Источник: Консультант Плюс
ЦБ РФ разработал проект мер по минимизации закредитованности крупных компаний
Так, предлагается устанавливать надбавки по новым кредитам и облигациям для тех корпоративных заемщиков, у которых достаточно высокий уровень долговой нагрузки.
Крупными заемщиками будут считаться те, консолидированный долг которых превышает 2% от капитала банковского сектора. Помимо этого, к компаниям с повышенной долговой нагрузкой планируется относить и тех заемщиков, у которых коэффициент покрытия процентов операционной прибылью составляет менее 3.
Регулятор предлагает применять надбавки при выполнении всех вышеуказанных условий, а также если совокупная задолженность заемщика и связанных с ним лиц перед банком превысит 100 млрд руб.
Источник: Гарант
Крупными заемщиками будут считаться те, консолидированный долг которых превышает 2% от капитала банковского сектора. Помимо этого, к компаниям с повышенной долговой нагрузкой планируется относить и тех заемщиков, у которых коэффициент покрытия процентов операционной прибылью составляет менее 3.
Регулятор предлагает применять надбавки при выполнении всех вышеуказанных условий, а также если совокупная задолженность заемщика и связанных с ним лиц перед банком превысит 100 млрд руб.
Источник: Гарант
Беременным и женщинам с маленькими детьми могут обеспечить право на дистанционную работу
В Госдуму РФ внесен законопроект, которым предлагается обязать работодателей по письменному заявлению работника (при условии, что специфика работы позволяет работнику выполнять трудовую функцию дистанционно) переводить на удаленный режим следующие категории работников:
Источник: Официальный сайт Госдумы РФ
- беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
- одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или ребенка в возрасте до 16 лет;
- лиц, воспитывающих указанных детей без матери;
- родителей, являющихся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
- родителей, являющихся единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более детей в возрасте до 14 лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.
Источник: Официальный сайт Госдумы РФ