ВС РФ: роялти включаются в таможенную стоимость товара в той мере, в которой они относятся к такому товару
ВС РФ рассмотрел спор одного из крупнейших российских производителей вина, касающийся включения роялти в таможенную стоимость.
Напомним обстоятельства дела:
товарный знак, которым маркировалась продукция (размещение товарного знака на этикетке), использовался на основании лицензионного соглашения с взаимозависимой кипрской компанией;
у независимых иностранных поставщиков приобретались пробки для винных бутылок и сувенирная продукция с изображением этого же товарного знака.
Таможенный орган пришел к выводу, что лицензионные платежи (с учетом «агентского» НДС) за использование товарного знака должны увеличивать таможенную стоимость импортных товаров.
Суд первой инстанции поддержал таможенный орган.
Суды апелляционной и кассационной инстанции приняли решение в пользу декларанта, сделав вывод о том, что уплата роялти фактически не связана с импортом пробок (которые не видны до откупоривания бутылки) и бокалов (которые раздавались бесплатно в качестве сувениров).
Таможенный орган не смирился с поражением и обратился в ВС РФ, который передал дело на рассмотрение коллегии по экономическим спорам.
В итоге ВС РФ решил передать дело на новое рассмотрение.
Ниже мы приводим (в собственной интерпретации) ключевые мысли ВС РФ:
уплата роялти является условием импорта пробок и бокалов — если бы роялти не уплачивались, то эти товары не ввозились бы (т. е. не могли бы быть введены в гражданский оборот), поскольку иной цели для их ввоза, кроме как для производства готовой продукции и привлечения внимания потребителей, не было;
тот факт, что изображение товарного знака на пробках не является доминирующим и скрыто до откупоривания бутылки, не имеет значения, поскольку актами в сфере таможенного регулирования «не регламентируется обязательность визуального присутствия товарного знака в определенный момент времени»;
в то же время в состав таможенной стоимости должна быть включена только та часть роялти, которая относится именно к ввозимому товару, а не к готовой продукции, произведенной с их использованием на таможенной территории;
такая часть роялти может быть определена на основании представленных декларантом документов, либо расчетным способом — на основе сведений, имеющихся у таможенного органа, «с определенной степенью гибкости подходов к производимому расчету»;
иной подход приведет к необоснованному включению в таможенную стоимость платежей, уплата которых для декларанта обязательна, но не связана с конкретным ввозимым товаром.
Судя по прозвучавшим в тексте определения ВС РФ доводам о том, что импортная пробка составляла всего около 2% от итоговой стоимости выпускаемой готовой продукции, по результатам пересмотра дела можно ожидать существенного уменьшения суммы доначислений.
Что касается «агентского» НДС с суммы роялти, то здесь все предсказуемо: ВС РФ в очередной раз подтвердил, что оснований для исключения такого НДС из таможенной стоимости нет. Суммы НДС, исчисленные, удержанные и уплаченные декларантом в рамках исполнения им обязанностей налогового агента, не соответствуют критериям расходов в виде налогов и сборов, которые не должна включать в себя таможенная стоимость ввозимых товаров. Определение ВС РФ подводит своего рода итог сложившейся на сегодняшний день практике по данному вопросу.
В Госдуму РФ внесены поправки о новом подходе к выплате компенсаций правообладателям
По запросу Суда по интеллектуальным правам КС РФ рассмотрел вопрос в споре о товарном знаке детского травяного чая «Баюшки-Баю» фирмы «Здоровье».
Внимание Суда по интеллектуальным правам привлекла ситуация, когда компенсацию требуют лица, аффилированные с компанией, компенсация которой уже была выплачена в двукратном размере стоимости тех же товаров.
КС РФ обратил внимание на то, что государственная регистрация нескольких сходных товарных знаков предполагает взаимодействие их правообладателей. Предъявление нескольких требований о компенсации за нарушение исключительного права не является злоупотреблением. В то же время суды должны учитывать все детали, например, то, в какой степени связаны правообладатели сходных товарных знаков, в какой мере они могут влиять на решения друг друга и насколько они добросовестны. У судов должна быть возможность снизить размер компенсации, если ее величина заметно превышает размер убытков правообладателя.
Для приведения действующего законодательства в соответствие с позицией КС РФ Правительство РФ внесло в Госдуму РФ законопроект, в соответствии с которым в ГК РФ вносятся изменения, прямо предоставляющие суду полномочия снижать компенсацию за нарушение исключительного права на товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя была взыскана компенсация в двукратном размере стоимости тех же товаров.
Правительство РФ включило ноутбуки и смартфоны в эксперимент по маркировке, а также утвердило правила маркировки растительных масел;
внесены поправки в правила маркировки молочной продукции, упакованной воды и безалкогольных напитков. Поправки исключают из участников оборота хозяйствующие субъекты, которые приобретают данную продукцию не для дальнейшей реализации, а для собственных нужд;
переход на обязательную маркировку кормов для животных и безалкогольного пива начнется с 1 сентября 2024 года; также с этой даты в новой редакции излагаются правила маркировки пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков;
в правила маркировки товаров внесены новые требования к организации ЭДО.
Скорректированы правила предоставления инвестиционного налогового кредита, налоговых отсрочек и рассрочек
По суммам:
до 50 млн руб. решения будет принимать УФНС по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица;
свыше 50 млн руб., но не более 1 млрд руб., — Межрегиональная инспекция по управлению долгом;
свыше 1 млрд руб. — Межрегиональная инспекция по управлению долгом по согласованию с ФНС России.
Также закреплена возможность представления банковской гарантии за налогоплательщика гарантом. Она требуется при получении рассрочки при невозможности осуществления единовременной уплаты налогов.
Росалкогольтабакконтроль: начало действия электронных документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, перенесено с 1 июня 2024 года на 1 марта 2025 года
До 1 сентября 2026 года участники алкогольного рынка смогут использовать в качестве сопроводительных документов как бумажную товарно-транспортную накладную (ТТН), так и электронные документы.
Минцифры России хочет брать с компаний деньги за зарубежный софт
Глава Минцифры России Максут Шадаев заявил, что ведомство рассматривает возможность введения сбора с российских компаний за использование зарубежного ПО, чтобы «уравнять» иностранный софт с российским.
Кроме того, он рассказал, что Минцифры России предложит запретить госкомпаниям финансирование разработок базового ПО, если аналоги этого софта есть на рынке, а также если эти решения не коммерциализируют.