Обзоры
2023-02-15 13:56 Новости законодательства

Выпуск от 14 февраля 2023 года


Россию включили в «черный» список ЕС

14 февраля 2023 года ЕС включил Россию в список юрисдикций, не сотрудничающих по вопросам налогообложения.
В чем причина
Еще летом 2021 года ЕС предъявил претензии к российскому «преференциальному режиму» — специальным правилам налогообложения международных холдинговых компаний (МХК).
Причиной тому стали:
  • недостаточные требования к экономическому присутствию для получения льгот;
  • предоставление доступа в САР только иностранным компаниям, то есть дискриминационный характер.
По мнению ЕС, к настоящему времени Россия не устранила эти «вредоносные» аспекты.
Между тем в 2022 году в России была проведена масштабная реформа, установившая в том числе критерии экономического присутствия и право российских компаний на получение статуса МХК.
Таким образом, Россия приложила максимальные усилия для того, чтобы соответствовать ожиданиям ЕС.
Уделил ли ЕС должное внимание внесенным в российское законодательство изменениям — большой вопрос, поскольку сотрудничество между Россией и ЕС приостановлено фактически по всем каналам.
В пресс-релизе Совета ЕС и сам признает, что диалог с Россией в налоговой сфере сейчас не ведется.
К чему это приведет
Цель включения стран в «черный» список ЕС — снижение интереса европейских компаний инвестировать в такие страны.
К сделкам и транзакциям с организациями из юрисдикций «черного» списка в ЕС применяется ряд мер, направленных на противодействие злоупотреблениям в налоговой сфере.
Так, европейские компании должны раскрывать дополнительную информацию о сделках с резидентами юрисдикций из «черного» списка (например, для целей ТЦО, DAC6, КИК).
В отношении таких сделок не применяются некоторые налоговые льготы в ЕС, а также действует ряд ограничений, в том числе:
  • запрет на вычет из налоговой базы некоторых расходов, понесенных в пользу резидентов юрисдикций из «черного» списка;
  • повышенное налогообложение «пассивных» доходов у источника в ЕС.
Например, по общему правилу, выплачиваемые из Кипра дивиденды, проценты и роялти не облагаются кипрским налогом.
Однако если получатель находится в стране из «черного» списка, то налог взимается по следующим ставкам:
- дивиденды — 17%;
- проценты — 30%;
- роялти — 10%.
  • ограничение на освобождение дивидендов из таких юрисдикций от налогообложения по правилам «стратегического участия», то есть в ЕС может увеличиться налоговая нагрузка на дивиденды от российских компаний.
В обязательном порядке применяется хотя бы одна из перечисленных выше мер, остальные — по желанию конкретной страны.
По данным ЕС, большинство стран применяет как минимум по две меры.
При этом, несмотря на то что правила относительно унифицированы на уровне ЕС, в каждой стране могут возникать свои особенности налогообложения по сделкам с резидентами из черного списка.
Список пересматривается дважды в год и теоретически Россия может быть исключена из него уже осенью 2023 года. Однако в действительности, на наш взгляд, это может произойти, скорее всего, только после восстановления налогового диалога с ЕС.
Стоит отметить, что некоторые страны ЕС ведут собственные «черные» списки офшоров, которые обычно повторяют общеевропейский перечень. Последствия попадания России в такие списки будут зависеть от законодательства конкретной юрисдикции.

СМИ сообщают, что Минфин России отказался от идеи ввести НДФЛ для сотрудников на зарубежной удаленке

В то же время предлагается в ряде случаев взимать НДФЛ в 30% с доходов уехавших фрилансеров.
Напомним, идея повысить налоги для переехавших за рубеж граждан, получающих вознаграждение от российских работодателей, появилась еще в прошлом году на фоне массового оттока россиян из страны.
В июле 2022 года Минфин России опубликовал законопроект, согласно которому доход, полученный от российских компаний за осуществление трудовой деятельности дистанционно из-за рубежа, было предложено считать доходом от источника в РФ.
Если бы поправки были приняты в своей первоначальной версии, российские работодатели были бы обязаны удерживать с зарплаты уехавших сотрудников НДФЛ по ставке 13%/15% пока сотрудники являются резидентами РФ, а после утраты ими резидентства — по ставке 30%.
Поправки вызвали дискуссии в экспертном сообществе.
Позднее Минфин России сообщил о том, что склоняется к тому, чтобы не вводить для уехавших сотрудников более обременительное налогообложение и оставить для них ставку НДФЛ 13%/15%.
Теперь, как сообщают СМИ, ведомство решило вовсе отказаться от налогообложения в России доходов дистанционных сотрудников, официально оформленных по трудовому договору и работающих из-за рубежа.
При этом вопрос о налогообложении вознаграждений фрилансерам, осуществляющим деятельность в российском сегменте интернета либо с использованием размещенных в РФ технических и программно-аппаратных средств, по-прежнему на повестке.
Такие доходы будут считаться доходами от источников в РФ при выполнении хотя бы одного из условий:
  • фрилансер получает вознаграждение на счет в российском банке;
  • вознаграждение выплачивается российской организацией, ИП, обособленным подразделением иностранных компаний в РФ.
Текст поправок проходит согласование в профильных ведомствах (пока не опубликован).
Напомним также, что в России могут запретить работать из-за рубежа специалистам определенных отраслей — соответствующую инициативу прорабатывают в Госдуме РФ.

Судебная практика: увеличение номинальной стоимости доли иностранного акционера переквалифицировано в дивиденды, облагаемые налогом у источника в РФ

Уставный капитал российского банка был увеличен за счет нераспределенной прибыли.
Единственным акционером банка был иностранный банк (Иран).
Налоговый орган переквалифицировал увеличение номинальной стоимости доли иранского акционера в получение им дивидендов, доначислил российскому банку налог на доходы у источника по льготной ставке 5%, предусмотренной СОИДН с Ираном, а также штраф и пени.
Одним из аргументов послужил п. 28 Комментариев к ст. 10 Модельной конвенции ОЭСР по налогам на доход и капитал, согласно которому под дивидендами понимаются в том числе выплаты в форме акций — как из текущей прибыли, так из резервов.
Заметим, что в п. 28 Комментариев к ст. 10 Типовой конвенции ООН об избежании двойного налогообложения изложена аналогичная позиция.
Суд принял решение в пользу налогового органа:
  • согласно НК РФ не не признаютсядивидендами выплаты акционерам в виде передачи акций этой же организации в собственность, но не в виде увеличения номинальной стоимости акций;
  • положения НК РФ, освобождающие акционера от налогообложения дохода в виде роста номинальной стоимости акций при увеличении уставного капитала, не применяются к иностранным организациям без постоянного представительства в России — такие организации облагаются налогом у источника по правилам ст. 309 НК РФ с учетом СОИДН;
  • Минфин России неоднократно разъяснял, что при увеличении номинальной стоимости доли российской компании за счет нераспределенной прибыли прошлых лет у иностранного акционера возникает налогооблагаемый доход, квалифицируемый как дивиденды;
  • по мнению ВАС РФ, поддержанном арбитражными судами, Модельная конвенция ОЭСР и Комментарии к ней могут рассматриваться в качестве дополнительного источника толкования международного договора;
  • вопреки доводам налогоплательщика переквалификация в дивиденды не приводит к повторному обложению доходов акционера в будущем, поскольку:
- доходы от продажи акций не будут облагаться налогом у источника в РФ, в том числе на основании СОИДН;
- налогооблагаемые ликвидационные выплаты можно будет уменьшить на фактически оплаченную стоимость акций;
- таким образом, имеет место лишь временный разрыв в моменте определения налоговой базы и уплаты налога в РФ.

Реформа налога на прибыль в Катаре: доходы от иностранных источников, экономическое присутствие, глобальный минимальный налог, реестр бенефициаров и др.

2 февраля 2023 года в Катаре были опубликованы довольно существенные поправки к действующему закону о налоге на прибыль.
Основные положения нового закона вступили в силу с момента его опубликования, за исключением правил, реализация которых требует принятия дополнительных нормативных актов.
В ближайшее время налоговые органы Катара должны дать разъяснения о применении новых законодательных норм.
Ниже представлены наиболее важные изменения.
Pillar 2/GloBE
Катар подтвердил намерение ввести правила, предусмотренные инициативой Pillar 2/GloBE о налогообложении прибыли крупных МГК по ставке не менее 15%.
Этот элемент налоговой реформы будет реализован отдельным нормативно-правовым актом, в котором будут определены сфера действия, условия и процедуры применения глобального минимального налога (проект пока не опубликован).
Налогообложение «пассивных» доходов, полученных за пределами Катара
Напомним, что в Катаре применяется территориальный принцип налогообложения.
Ранее по общему правилу катарским налогом на прибыль по ставке 10% облагались только доходы от деятельности, которая ведется в Катаре или результаты которой используются в Катаре. К некоторым видам доходов применялся иной порядок.
Доход, полученный из источников за пределами Катара, не подлежал налогообложению в Катаре.
Теперь же следующие иностранные доходы также будут включаться в налоговую базу, за исключением случаев, когда они относятся к зарубежному постоянному представительству катарской компании:
  • дивиденды, проценты, роялти и вознаграждение за оказание «технических» услуг (т. е. согласно приведенному в законе определению — услуг административного, технического или консультационного характера), полученные от источников за пределами Катара;
  • доходы от недвижимого имущества за пределами Катара, в том числе от его продажи;
  • доходы от оказания некоторых видов услуг, включая маркетинговые и др.
Катарская компания сможет зачесть налоги, удержанные с таких доходов за рубежом, в счет налога к уплате в Катаре.
Требования к экономическому присутствию
С 2021 года при определенных условиях катарские компании должны соблюдать требования к экономическому присутствию в Катаре.
Теперь некоторые из них также должны будут подавать сведения об экономическом присутствии в налоговые органы, в том числе о деятельности, приводящей к получению дохода.
В дальнейшем будут приняты нормативные акты, которые определят круг компаний, на которые распространяются новые правила, а также порядок предоставления отчетности.
Лица, не выполняющие это обязательство, не смогут получить сертификат налогового резидентства в Катаре. Также непредоставление отчетности повлечет штраф в размере 15% от чистой прибыли.
Сведения о бенефициарах и предоставление финансовой информации
Катарские компании, партнерства, фонды и др. должны вести реестр юридических собственников и конечных бенефициаров и предоставлять такие сведения в налоговые органы по требованию. Также налоговые органы смогут истребовать другую финансовую информацию.
Налоговое резидентство
Меняются критерии признания юридических и физических лиц налоговыми резидентами Катара.
Ранее компания признавалась налоговым резидентом Катара, если она учреждена в соответствии с законодательством Катара или если ее головной офис или место фактического управления находится в Катаре.
Сейчас учрежденная в Катаре компания будет считаться налоговым резидентом, если в Катаре также находится основной или фактический центр управления ее деятельностью, т. е. место, где исполнительные руководители и высшие руководящие сотрудники организации принимают стратегические, коммерческие, административные, финансовые и операционные решения.
Физическое лицо ранее признавалось налоговым резидентом Катара, если выполнялось одно из условий:
  • наличие постоянного места жительства в Катаре;
  • пребывание в стране не менее 183 дней в год;
  • наличие «центра жизненных интересов» в Катаре.
Новый закон упразднил условие о «центре жизненных интересов» и заменил его на наличие гражданства Катара.

Минэкономразвития России утвердило структуру реестра выбросов парниковых газов

Россия является одним из мировых лидеров по выбросам CO2.
По исследованию от 2022 года она занимает четвертую строчку по объемам после Китая, США и Индии.
В связи с климатическими изменениями в России, как и во многих государствах мира, был ужесточен контроль за выбросами парниковых газов.
Так, с 2022 года в стране действует закон, согласно которому, государство ведет учет выбросов в форме ведения соответствующего реестра.
Также в прошлом году Правительством РФ были утверждены правила его создания и ведения.
Теперь Минэкономразвития России утвердило структуру реестра, требования к алгоритмам обработки и формату информации, используемой в реестре.
Реестр будет включать:
  • личные кабинеты организаций и органов государственной власти;
  • информацию о целевых показателях сокращения выбросов парниковых газов;
  • специализированное программное обеспечение, обеспечивающее надлежащую работу реестра.

C марта 2023 года Банк России повысит нормативы обязательных резервов

Согласно материалам Банка России в нашей стране имеет место избыток денежных средств в банковской системе, который по итогам 2022 года составил 2,8 трлн рублей.
В связи с чем Банк России изменил правила регулирования резервирования коммерческими банками денежных средств.
Обязательные резервы коммерческого банка — это средства российских кредитных организаций в валюте РФ, которые они должны поддерживать на определенных счетах, открытых в Банке России. Резервирование денежных средств вводится для обеспечения обязательств банков по депозитам и для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.
Банк России повышает с 1 марта 2023 года нормативы обязательных резервов для кредитных организаций:
  • на 1 п.п., до 4%, по всем категориям резервируемых обязательств в валюте РФ для банков с универсальной лицензией и небанковских кредитных организаций;
  • на 2 п.п., до 7%, по всем категориям резервируемых обязательств в иностранной валюте для всех кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов по всем категориям резервируемых обязательств в валюте РФ для банков с базовой лицензией остаются без изменения.
Новые правила будут применятся с марта 2023 года.