14 февраля 2023 года ЕС включил Россию в список юрисдикций, не сотрудничающих по вопросам налогообложения.
В чем причина
Еще летом 2021 года ЕС предъявил претензии к российскому «преференциальному режиму» — специальным правилам налогообложения международных холдинговых компаний (МХК).
Причиной тому стали:
недостаточные требования к экономическому присутствию для получения льгот;
предоставление доступа в САР только иностранным компаниям, то есть дискриминационный характер.
По мнению ЕС, к настоящему времени Россия не устранила эти «вредоносные» аспекты.
Между тем в 2022 году в России была проведена масштабная реформа, установившая в том числе критерии экономического присутствия и право российских компаний на получение статуса МХК.
Таким образом, Россия приложила максимальные усилия для того, чтобы соответствовать ожиданиям ЕС.
Уделил ли ЕС должное внимание внесенным в российское законодательство изменениям — большой вопрос, поскольку сотрудничество между Россией и ЕС приостановлено фактически по всем каналам.
В пресс-релизе Совета ЕС и сам признает, что диалог с Россией в налоговой сфере сейчас не ведется.
К чему это приведет
Цель включения стран в «черный» список ЕС — снижение интереса европейских компаний инвестировать в такие страны.
К сделкам и транзакциям с организациями из юрисдикций «черного» списка в ЕС применяется ряд мер, направленных на противодействие злоупотреблениям в налоговой сфере.
Так, европейские компании должны раскрывать дополнительную информацию о сделках с резидентами юрисдикций из «черного» списка (например, для целей ТЦО, DAC6, КИК).
В отношении таких сделок не применяются некоторые налоговые льготы в ЕС, а также действует ряд ограничений, в том числе:
запрет на вычет из налоговой базы некоторых расходов, понесенных в пользу резидентов юрисдикций из «черного» списка;
повышенное налогообложение «пассивных» доходов у источника в ЕС.
Например, по общему правилу, выплачиваемые из Кипра дивиденды, проценты и роялти не облагаются кипрским налогом.
Однако если получатель находится в стране из «черного» списка, то налог взимается по следующим ставкам:
- дивиденды — 17%;
- проценты — 30%;
- роялти — 10%.
ограничение на освобождение дивидендов из таких юрисдикций от налогообложения по правилам «стратегического участия», то есть в ЕС может увеличиться налоговая нагрузка на дивиденды от российских компаний.
В обязательном порядке применяется хотя бы одна из перечисленных выше мер, остальные — по желанию конкретной страны.
По данным ЕС, большинство стран применяет как минимум по две меры.
При этом, несмотря на то что правила относительно унифицированы на уровне ЕС, в каждой стране могут возникать свои особенности налогообложения по сделкам с резидентами из черного списка.
Список пересматривается дважды в год и теоретически Россия может быть исключена из него уже осенью 2023 года. Однако в действительности, на наш взгляд, это может произойти, скорее всего, только после восстановления налогового диалога с ЕС.
Стоит отметить, что некоторые страны ЕС ведут собственные «черные» списки офшоров, которые обычно повторяют общеевропейский перечень. Последствия попадания России в такие списки будут зависеть от законодательства конкретной юрисдикции.
СМИ сообщают, что Минфин России отказался от идеи ввести НДФЛ для сотрудников на зарубежной удаленке
В то же время предлагается в ряде случаев взимать НДФЛ в 30% с доходов уехавших фрилансеров.
Напомним, идея повысить налоги для переехавших за рубеж граждан, получающих вознаграждение от российских работодателей, появилась еще в прошлом году на фоне массового оттока россиян из страны.
В июле 2022 года Минфин России опубликовал законопроект, согласно которому доход, полученный от российских компаний за осуществление трудовой деятельности дистанционно из-за рубежа, было предложено считать доходом от источника в РФ.
Если бы поправки были приняты в своей первоначальной версии, российские работодатели были бы обязаны удерживать с зарплаты уехавших сотрудников НДФЛ по ставке 13%/15% пока сотрудники являются резидентами РФ, а после утраты ими резидентства — по ставке 30%.
Поправки вызвали дискуссии в экспертном сообществе.
Позднее Минфин России сообщил о том, что склоняется к тому, чтобы не вводить для уехавших сотрудников более обременительное налогообложение и оставить для них ставку НДФЛ 13%/15%.
Теперь, как сообщают СМИ, ведомство решило вовсе отказаться от налогообложения в России доходов дистанционных сотрудников, официально оформленных по трудовому договору и работающих из-за рубежа.
При этом вопрос о налогообложении вознаграждений фрилансерам, осуществляющим деятельность в российском сегменте интернета либо с использованием размещенных в РФ технических и программно-аппаратных средств, по-прежнему на повестке.
Такие доходы будут считаться доходами от источников в РФ при выполнении хотя бы одного из условий:
фрилансер получает вознаграждение на счет в российском банке;
вознаграждение выплачивается российской организацией, ИП, обособленным подразделением иностранных компаний в РФ.
Текст поправок проходит согласование в профильных ведомствах (пока не опубликован).
Напомним также, что в России могут запретить работать из-за рубежа специалистам определенных отраслей — соответствующую инициативу прорабатывают в Госдуме РФ.
Судебная практика: увеличение номинальной стоимости доли иностранного акционера переквалифицировано в дивиденды, облагаемые налогом у источника в РФ
Уставный капитал российского банка был увеличен за счет нераспределенной прибыли.
Единственным акционером банка был иностранный банк (Иран).
Налоговый орган переквалифицировал увеличение номинальной стоимости доли иранского акционера в получение им дивидендов, доначислил российскому банку налог на доходы у источника по льготной ставке 5%, предусмотренной СОИДН с Ираном, а также штраф и пени.
Одним из аргументов послужил п. 28 Комментариев к ст. 10 Модельной конвенции ОЭСР по налогам на доход и капитал, согласно которому под дивидендами понимаются в том числе выплаты в форме акций — как из текущей прибыли, так из резервов.
Заметим, что в п. 28 Комментариев к ст. 10 Типовой конвенции ООН об избежании двойного налогообложения изложена аналогичная позиция.
Суд принял решение в пользу налогового органа:
согласно НК РФ не не признаютсядивидендами выплаты акционерам в виде передачи акций этой же организации в собственность, но не в виде увеличения номинальной стоимости акций;
положения НК РФ, освобождающие акционера от налогообложения дохода в виде роста номинальной стоимости акций при увеличении уставного капитала, не применяются к иностранным организациям без постоянного представительства в России — такие организации облагаются налогом у источника по правилам ст. 309 НК РФ с учетом СОИДН;
Минфин России неоднократно разъяснял, что при увеличении номинальной стоимости доли российской компании за счет нераспределенной прибыли прошлых лет у иностранного акционера возникает налогооблагаемый доход, квалифицируемый как дивиденды;
по мнению ВАС РФ, поддержанном арбитражными судами, Модельная конвенция ОЭСР и Комментарии к ней могут рассматриваться в качестве дополнительного источника толкования международного договора;
вопреки доводам налогоплательщика переквалификация в дивиденды не приводит к повторному обложению доходов акционера в будущем, поскольку:
- доходы от продажи акций не будут облагаться налогом у источника в РФ, в том числе на основании СОИДН;
- налогооблагаемые ликвидационные выплаты можно будет уменьшить на фактически оплаченную стоимость акций;
- таким образом, имеет место лишь временный разрыв в моменте определения налоговой базы и уплаты налога в РФ.
Реформа налога на прибыль в Катаре: доходы от иностранных источников, экономическое присутствие, глобальный минимальный налог, реестр бенефициаров и др.
2 февраля 2023 года в Катаре были опубликованы довольно существенные поправки к действующему закону о налоге на прибыль.
Основные положения нового закона вступили в силу с момента его опубликования, за исключением правил, реализация которых требует принятия дополнительных нормативных актов.
В ближайшее время налоговые органы Катара должны дать разъяснения о применении новых законодательных норм.
Ниже представлены наиболее важные изменения.
Pillar 2/GloBE
Катар подтвердил намерение ввести правила, предусмотренные инициативой Pillar 2/GloBE о налогообложении прибыли крупных МГК по ставке не менее 15%.
Этот элемент налоговой реформы будет реализован отдельным нормативно-правовым актом, в котором будут определены сфера действия, условия и процедуры применения глобального минимального налога (проект пока не опубликован).
Налогообложение «пассивных» доходов, полученных за пределами Катара
Напомним, что в Катаре применяется территориальный принцип налогообложения.
Ранее по общему правилу катарским налогом на прибыль по ставке 10% облагались только доходы от деятельности, которая ведется в Катаре или результаты которой используются в Катаре. К некоторым видам доходов применялся иной порядок.
Доход, полученный из источников за пределами Катара, не подлежал налогообложению в Катаре.
Теперь же следующие иностранные доходы также будут включаться в налоговую базу, за исключением случаев, когда они относятся к зарубежному постоянному представительству катарской компании:
дивиденды, проценты, роялти и вознаграждение за оказание «технических» услуг (т. е. согласно приведенному в законе определению — услуг административного, технического или консультационного характера), полученные от источников за пределами Катара;
доходы от недвижимого имущества за пределами Катара, в том числе от его продажи;
доходы от оказания некоторых видов услуг, включая маркетинговые и др.
Катарская компания сможет зачесть налоги, удержанные с таких доходов за рубежом, в счет налога к уплате в Катаре.
Требования к экономическому присутствию
С 2021 года при определенных условиях катарские компании должны соблюдать требования к экономическому присутствию в Катаре.
Теперь некоторые из них также должны будут подавать сведения об экономическом присутствии в налоговые органы, в том числе о деятельности, приводящей к получению дохода.
В дальнейшем будут приняты нормативные акты, которые определят круг компаний, на которые распространяются новые правила, а также порядок предоставления отчетности.
Лица, не выполняющие это обязательство, не смогут получить сертификат налогового резидентства в Катаре. Также непредоставление отчетности повлечет штраф в размере 15% от чистой прибыли.
Сведения о бенефициарах и предоставление финансовой информации
Катарские компании, партнерства, фонды и др. должны вести реестр юридических собственников и конечных бенефициаров и предоставлять такие сведения в налоговые органы по требованию. Также налоговые органы смогут истребовать другую финансовую информацию.
Налоговое резидентство
Меняются критерии признания юридических и физических лиц налоговыми резидентами Катара.
Ранее компания признавалась налоговым резидентом Катара, если она учреждена в соответствии с законодательством Катара или если ее головной офис или место фактического управления находится в Катаре.
Сейчас учрежденная в Катаре компания будет считаться налоговым резидентом, если в Катаре также находится основной или фактический центр управления ее деятельностью, т. е. место, где исполнительные руководители и высшие руководящие сотрудники организации принимают стратегические, коммерческие, административные, финансовые и операционные решения.
Физическое лицо ранее признавалось налоговым резидентом Катара, если выполнялось одно из условий:
наличие постоянного места жительства в Катаре;
пребывание в стране не менее 183 дней в год;
наличие «центра жизненных интересов» в Катаре.
Новый закон упразднил условие о «центре жизненных интересов» и заменил его на наличие гражданства Катара.
C марта 2023 года Банк России повысит нормативы обязательных резервов
Согласно материалам Банка России в нашей стране имеет место избыток денежных средств в банковской системе, который по итогам 2022 года составил 2,8 трлн рублей.
В связи с чем Банк России изменил правила регулирования резервирования коммерческими банками денежных средств.
Обязательные резервы коммерческого банка — это средства российских кредитных организаций в валюте РФ, которые они должны поддерживать на определенных счетах, открытых в Банке России. Резервирование денежных средств вводится для обеспечения обязательств банков по депозитам и для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.
Банк России повышает с 1 марта 2023 года нормативы обязательных резервов для кредитных организаций:
на 1 п.п., до 4%, по всем категориям резервируемых обязательств в валюте РФ для банков с универсальной лицензией и небанковских кредитных организаций;
на 2 п.п., до 7%, по всем категориям резервируемых обязательств в иностранной валюте для всех кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов по всем категориям резервируемых обязательств в валюте РФ для банков с базовой лицензией остаются без изменения.