Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 21 октября 2024 года

ФНС России опубликовала рекомендации по применению налоговой амнистии при отказе от дробления бизнеса

12 июля 2024 года вступили в силу поправки, предусматривающие амнистию при отказе от дробления бизнеса.

Ее суть заключается в том, что недоимка за 2022−2024 годы по эпизодам, связанным с дроблением, будет «прощена» при добровольном полном или частичном отказе лицами, участвующими в дроблении, от дробления бизнеса в 2025 и 2026 годах.

Под добровольным отказом от дробления понимается исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и/или других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения.

В законе также определено и само понятие дробления бизнеса ― разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (группами лиц), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов с превышением предусмотренных ст. 54.1 НК РФ пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и/или суммы налогов.

Амнистия работает следующим образом:

  • с 12 июля 2024 года приостанавливается вступление в силу решений по итогам проверок за 2022−2024 годы по эпизодам, связанным с дроблением (при этом право на обжалование такого решения у налогоплательщиков сохраняется);

  • обязанность по уплате недоимки по таким решениям будет прекращена, если результатами выездной проверки за 2025 и 2026 годы не будет выявлено дробление бизнеса;

  • если выездная проверка за 2025 и 2026 годы налоговыми органами не проводилась, то недоимка спишется 1 января 2030 года;

  • если же по результатам проверки за 2025 и 2026 годы налоговые органы снова выявят дробление, то решение по проверке за 2022−2024 годы вступит в силу одновременно с решением по проверке за 2025−2026 годы;

  • если результатами проверки за 2025 и 2026 годы будет установлен частичный отказ от дробления, то и недоимка за 2022−2024 годы будет прекращена в соответствующей части;

  • если будет установлено, что налогоплательщик отказался от дробления уже после назначения выездной проверки за 2025 и 2026 годы, то он сможет претендовать на списание недоимки только за 2022−2023 годы и при условии добровольного отказа от дробления бизнеса также в отношении 2024 года до вынесения решения по результатам проверки за 2025 и 2026 годы.

18 октября ФНС России опубликовала рекомендации, в которых подробно и с практическими примерами разъяснила сферу применения амнистии, а также порядок действия налогоплательщиков, желающих воспользоваться амнистией.

Отметим ключевые моменты:

  • ведомство в очередной раз подчеркнуло, что вывод о наличии дробления может быть сделан налоговыми органами только после исследования всех фактических обстоятельств деятельности налогоплательщика и взаимозависимых с ним лиц, при этом закон об амнистии не устанавливает новый стандарт доказывания фактов дробления бизнеса;

  • под контролирующими лицами в контексте дробления бизнеса могут пониматься лица, определяющие принятие управленческих решений, а также иным образом влияющие на результаты предпринимательской деятельности формально самостоятельных лиц (в частности, это может быть фактический выгодоприобретатель);

  • перечень способов добровольного отказа от дробления не ограничен ― это может быть отказ от дробления без изменения организационной структуры (переход на общий режим налогообложения, перевод деятельности на единое лицо) или с изменением организационной структуры (объединение компаний, отчуждение участия независимым лицам с отказом от ведения единой предпринимательской деятельности);

  • амнистия не распространяется на:

  1. НДФЛ и страховые взносы, начисленные в связи с сокрытием заработной платы (не связаны с дроблением бизнеса);
  2. налоги (налог на прибыль, НДФЛ, единый налог по УСН или ЕСХН), начисленные участникам дробления не в связи с дроблением, а в связи с сокрытием выручки (не связаны с дроблением бизнеса);
  3. страховые взносы (дробление бизнеса в целях получения лицами статуса субъектов МСП для применения пониженного тарифа страховых взносов);
  4. НДС в связи с применением льгот в сфере общественного питания (дробление бизнеса в целях освобождения от обложения НДС услуг общественного питания, не превышающих по выручке 2 млрд руб. в год);
  5. НДПИ (дробление бизнеса с целью занижения себестоимости полезного ископаемого);

  • применение амнистии не зависит от использования налоговыми органами в решении термина «дробление бизнеса» ― если суть дополнительных начислений именно в дроблении, то право на амнистию есть;

  • закон не предусматривает обязанность налогоплательщиком уведомлять о добровольном отказе от дробления (подавать какое-либо заявление, уведомление, специальную декларацию и т. д.), при этом налогоплательщики вправе проинформировать налоговые органы об отказе от дробления;

  • при выявлении налоговыми органами рисков дробления бизнеса за налоговые периоды 2022─2026 годов до назначения выездных налоговых проверок им рекомендовано информировать налогоплательщиков о выявленных рисках и о наличии права на амнистию;

  • при частичном отказе от дробления (отказ от дробления бизнеса не по всем компаниям/лицам — участникам дробления, а только по некоторым) амнистия применяется в соответствующей части, определяемой пропорционально сокращению доли доходов от деятельности, осуществляемой налогоплательщиком с использованием дробления бизнеса, в общем объеме доходов лиц, участвующих в дроблении бизнеса (внутригрупповые доходы в расчет не берутся);

  • разъяснены правила амнистии ИП, прекративших свою деятельность или признанных банкротами: их задолженность не списывается «досрочно» ― она будет прекращена 1 января 2030 года, при этом если физическое лицо продолжит вести предпринимательскую деятельность с использованием дробления бизнеса в качестве контролирующего лица группы, то налоговая обязанность физического лица за налоговые периоды 2022─2024 годов будет возложена в субсидиарном порядке также и на созданную группу лиц;

  • материалы налоговых проверок за периоды 2022─2024 годов по эпизодам, связанным с дроблением, не направляются в следственные органы, в то же время если по итогам проверки, помимо дробления, были зафиксированы иные нарушения и размер недоимки предполагает возможность их квалификации в качестве преступления, то материалы проверки все же будут направлены в следственные органы с сопроводительной запиской о том, в какой части решение вступило в силу.

Источник: Официальный сайт ФНС России

Минфин России предложил обложить НДС все импортные товары на маркетплейсах

Минфин России предлагает сохранить порог беспошлинного ввоза товаров для интернет-торговли на уровне 200 евро, обложив 5%-ной пошлиной товары, чья стоимость превышает этот порог, а также установить обязанность маркетплейсов уплачивать НДС со всех импортных товаров, реализуемых на территории России.

Сейчас обязанность по уплате НДС в России установлена только для товаров, реализуемых через маркетплейсы продавцами из ЕАЭС.

Источник: Прайм

ЦБ РФ определил порядок получения дивидендов напрямую от ЭЗО

Действующее законодательство предполагает возможность получения от ЭЗО дивидендов напрямую бенефициарами, минуя иностранные холдинговые компании.

Решение о такой прямой выплате дивидендов принимается в судебном порядке.

На днях ЦБ РФ определил порядок выплаты таких дивидендов ― срок их выплаты составит около четырех месяцев с даты принятия судом решения.

В документе перечислены действия, которые должна выполнить сама ЭЗО, депозитарии, центральный депозитарий.

Источник: Официальный сайт Банка России

В России запретят три вида неутилизируемой упаковки

Соответствующее распоряжение утверждено Правительством РФ.

Новые меры коснутся:

  • ПЭТ-бутылок для пищевой промышленности, за исключением бутылок голубого, белого, зеленого, коричневого цветов и бесцветных;

  • многослойных ПЭТ-бутылок;

  • ПЭТ-упаковки с этикеткой из поливинилхлорида, кроме термоусадочной этикетки.

Запрет связан с тем, что такая упаковка не подлежит утилизации.

Запрет действует с 1 сентября 2025 года.

Источник: РБК

В Госдуму РФ внесен законопроект об особенностях предоставления труда персонала другим работодателям

Поправками предусматривается перенос части регулирования из закона о занятости в ТК РФ.

Также, среди прочего, устанавливается порядок предоставления персонала работодателями, не являющимися частными агентствами занятости. Среди них аффилированные юридические лица и стороны акционерного соглашения ― они смогут в ряде случаев направлять персонал по соглашению о временном переводе к другому работодателю. При этом информацию о предоставлении персонала будет необходимо вносить на платформу «Работа в России».

Предполагается, что в случае принятия поправки вступят в силу 1 января 2025 года.

Источник: Консультант Плюс

ЦБ РФ планирует банкам разрешить сбор биометрических данных через мобильные приложения

Сейчас биометрические данные в единой биометрической системе (ГИС ЕБС) можно зарегистрировать очно в отделениях банков и в режиме онлайн ― только в приложении «Госуслуги биометрия» (авторизация проходит при наличии подтвержденной записи на «Госуслугах»).

Минцифры России также поддерживает сдачу биометрических данных через мобильные приложения банков.

Источник: Ведомости

Цифровым технологическим полигонам придадут законный статус

Такие поправки в закон о промышленной политике разработали в Минпромторге России.

В ведомстве предлагают утвердить статус таких испытательных центров, а также определить требования к ним.

Так, согласно инициативе в законе появятся понятия «технологический испытательный центр», «технологический испытательный полигон», «цифровой испытательный полигон».

Минпромторг России получит полномочия подтверждать соответствие таких площадок установленным требованиям.

Источник: Парламентская газета