Обзоры
2025-03-26 17:17 Новости законодательства

Выпуск от 26 марта 2025 года

АС Челябинской области: разукрупнение объекта (гостиница)

Налогоплательщик заключил с подрядчиком договор на строительство гостиницы.

По завершении строительства был подписан акт о приеме-передачи здания гостиницы стоимостью около 2,2 млрд руб.

В учете налогоплательщика соответствующие операции были отражены следующим образом:

  • сформирован отдельный объект «Гостиница» со сроком полезного использования свыше 30 лет и первоначальной стоимостью около 1,2 млрд руб.;

  • в качестве самостоятельных объектов с существенно меньшим сроком полезного использования учтены иные основные средства (бассейн и сопутствующее оборудование, инженерные системы, дизельгенератор, стеклянные и деревянные перегородки, насосы и пр.).

По мнению инспекции, налогоплательщик искусственно разукрупнил единый объект недвижимости, что привело к завышению суммы амортизационных отчислений.

Суд принял решение в пользу налогоплательщика, сделав следующие выводы:

  • спорные объекты представляют собой электротехническое, насосное, коммуникационное, осветительное, фильтрационное, сигнализационное оборудование, оборудование автоматизации управления указанными системами, элементами декора, аппаратное и программное обеспечение, предназначенные исключительно для обеспечения возможности использования здания с целью размещения в нем гостиницы повышенного класса комфортности, то есть для осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщика, а не эксплуатации здания как такового;

  • спорные основные средства не являются обязательными элементами здания как такового, значительно отличаются по сроку полезного использования от срока использования здания в целом;

  • большая часть имущества требует периодического обновления в силу существенно меньшего срока предполагаемой эксплуатации в сравнении со сроком полезного использования всего здания, на момент рассмотрения дела часть объектов уже была заменена в виду выхода из строя или истечения срока использования.

Источник: Картотека арбитражных споров

Результаты заседания Госдумы РФ

Законопроект № 542461-8
Принят в третьем чтении

Предлагается ввести в регулирование отношений по переводу земель сельскохозяйственного назначения в иные категории принцип «двух ключей», в соответствии с которым органы государственной власти субъектов РФ смогут принимать соответствующие решения только по согласованию с Минсельхозом России.

Ко второму чтению законопроект был доработан:

  • устанавливается, что перевод земель невозможен, если они входят в перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий;

  • вводится понятие «непригодность земель для сельхозпроизводства» как основание для перевода земель в другую категорию;

  • вводится запрет на перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию для добычи общераспространенных полезных ископаемых, если они входят в список особо ценных угодий.

Поправки по большей части должны вступить в силу 1 января 2026 года.

Законопроект № 842276-8
Принят в третьем чтении

Во втором и третьем чтениях принят закон о защите от телефонных и интернет-мошенников.

Законом предлагается порядка 30 мер, включая:

  • создание ГИС противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий;

  • запрет государственным органам, банкам, операторам связи и цифровым платформам использовать зарубежные мессенджеры для взаимодействия с клиентами;

  • маркировка звонков от организаций;

  • обязанность банков проверять, не было ли признаков выдачи денежных средств в банкомате без добровольного согласия клиента, и если они были — ограничивать выдачу наличных денежных средств на 48 часов;

  • запрет на передачу сим-карт третьим лицам (кроме близких родственников);

  • возможность введения самозапрета на дистанционное оформление сим-карт и др.

Ко второму чтению из законопроекта исключили несколько положений, которые вызывали наибольшее беспокойство у участников рынка.

Речь идет об обязанности для владельцев маркетплейсов и агрегаторов товаров и услуг с аудиторией более 200 тыс. пользователей из России проводить идентификацию тех, кто хочет разместить объявление о продаже товаров или услуг, через ЕСИА. При этом площадки будут обязаны обеспечить возможность такой идентификации при желании продавца и размещать информацию об этом, чтобы ее видели покупатели.

Также исключили требование к цифровым платформам обеспечивать пользователям возможность проходить дополнительную аутентификацию через единую биометрическую систему (ЕБС).

Предполагается, что положения закона вступят в силу 1 июня 2025 года (за исключением ряда положений, для которых предусмотрен более поздний срок вступления в силу).

Источники: РИА Новости, РБК

Законопроект № 581689-8
Принят в третьем чтении

Во втором и третьем чтениях принят закон об обязательном переходе субъектов КИИ на российское ПО.

Законом расширены полномочия правительства — оно будет устанавливать требования к программно-аппаратным средствам, используемым на значимых объектах КИИ.

Также власти определят порядок и сроки перехода субъектов на использование ПО, сведения о которых внесены в единый реестр.

Положения закона вступят в силу 1 сентября 2025 года.

Источник: «Коммерсант»

Законопроект № 652920-8
Принят в третьем чтении

Во втором и третьем чтениях принят закон о запрете на размещение рекламы на сайтах нежелательных организаций.

В частности, будет запрещена реклама на информационных ресурсах:

  • иностранных или международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России;

  • общественных или религиозных объединений либо иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете;

  • на ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством (включая Instagram и Facebook).

Положения закона вступят в силу 1 сентября 2025 года.

Источник: Интерфакс

Законопроекты № 758177‑8, 758179-8
Приняты во втором чтении

Законопроект предусматривает проведение реформы административного делопроизводства, включая закрепление в КоАП РФ правовой основы для цифровизации административного процесса.

Так, инициативы касаются введения электронного документооборота и дистанционного участия в процессе через видео-конференц-связь.

Участники производств по делам об административных правонарушениях смогут подавать процессуальные документы через «Госуслуги» или информационные системы, которые определит ВС РФ или Судебный департамент при ВС РФ.

Извещать стороны административного процесса планируют через личные кабинеты юридических лиц и ИП, электронные средства связи и системы электронного документооборота.

Для того чтобы участвовать в процессе дистанционно, необходимо будет подать соответствующее ходатайство.

При этом цифровые форматы взаимодействия с судом будут возможны только при наличии технической возможности.

Законопроекты № 684400‑8, 684414-8
Принят в первом чтении

Депутаты предлагают предоставить на постоянной основе субъектам МСП право требовать у банков кредитные каникулы.

Раньше субъекты МСП получали такую возможность во время пандемии в 2020 году и с весны 2022 года до конца 2023 года.

Новый закон распространяется на все субъекты МСП и самозанятых, но есть ряд ограничений по виду кредитов (в отношении синдицированных, льготных и ряду других).

Максимальную сумму кредита в дальнейшем будет определять Правительство РФ. Пока в документе определены суммы от 10 млн руб. для самозанятых до 1 млрд руб. для средних компаний.

Каникулы могут длиться до шести месяцев, в течение которых заемщик может платить только проценты, указанные в кредитном договоре. Специально оговаривается, что право на кредитные каникулы заемщик может реализовать не чаще чем один раз в пять лет.

Законопроект № 775474-8
Принят в первом чтении

Законопроект об уголовной ответственности за производство и оборот в крупном размере табачной и никотинсодержащей продукции без маркировки.

Изменения планируется внести в ч. 5 ст. 171.1 УК РФ.

Сейчас эта статья предусматривает ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или продажи немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере.

Санкция за нарушение нормы ― штраф в размере до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 120 тыс. руб.

Законопроектом предлагается распространить эти меры и на случаи производства и оборота табачной или никотинсодержащей продукции без маркировки или нанесения информации, предусмотренной российским законодательством.

Источник: ТАСС

Законопроекты № 782260‑8, 782261-8
Приняты в первом чтении

В первом чтении принят пакет законопроектов о внесудебном порядке взыскания налогов с физических лиц.

Напомним, механизм внесудебного взыскания налоговых долгов на сегодняшний день распространяется только на организации и ИП.

Первым законопроектом вводится внесудебный порядок взыскания налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании решения налогового органа.

Одновременно устанавливается, что при наличии возражений налогоплательщика налоговым органом может быть предъявлено административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица в порядке административного судопроизводства.

Вторым законопроектом в КАС РФ вносятся корреспондирующие изменения, исключающие из числа рассматриваемых судом дел заявления о выдаче судебных приказов о взыскании обязательных платежей и санкций, для которых устанавливается внесудебный порядок.

Законопроекты № 689381‑8, 689396-8
Приняты в первом чтении

Законопроект предусматривает правовое регулирование сервисов беспроцентной рассрочки.

Согласно документу оператором сервиса рассрочки может стать как хозяйственное общество, так и банк или МФО.

Минимальный размер капитала оператора сервиса рассрочки составит 5 млн руб.

ЦБ РФ получит полномочия регулировать деятельность сервисов рассрочки, осуществлять контроль и надзор за соблюдением ими законодательства, собирать их отчетность, а также вести реестр операторов сервиса рассрочки.

Оператор обязан будет утвердить правила предоставления услуг и разместить их в местах обслуживания пользователей и на своем официальном сайте.

Согласно документу максимальный срок рассрочки с 1 декабря 2025 года составит шесть месяцев, а с 1 декабря 2027 года не сможет превышать четырех месяцев.

Максимальный лимит на сумму покупок в сервисах рассрочки без передачи данных в бюро кредитных историй (БКИ) установлен в 15 тыс. руб. Если сумма превысит данное значение, то оператор обязан будет направить информацию в БКИ.

Размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение клиентом своих обязательств не сможет превышать 20% годовых от суммы просроченной задолженности по договору.

Операторы сервисов не смогут привлекать денежные средства физических лиц (исключение делается в тех случаях, когда операторами являются банки или МФО), а также взимать с клиента комиссии за оказание услуг по договору рассрочки.

Источник: Интерфакс

Источник: Официальный сайт Госдумы РФ

Правительство поддержало законопроект об установлении ставки НДС 0% для производителей беспилотных аппаратов

Предполагается, что ставка НДС 0% будет действовать при реализации беспилотных гражданских воздушных судов массой от 0,15 до 30 кг, а также двигателей, запасных частей и комплектующих изделий к ним.

Ожидается, что льгота будет способствовать развитию внутреннего рынка беспилотных авиационных систем (БАС), в том числе за счет расширения их применения в различных отраслях экономики.

Источник: Ведомости

Правительственная комиссия одобрила изменение подхода к определению стоимости доли в ООО

Покидающий компанию участник сможет обратиться с заявлением о выплате ему действительной стоимости доли в размере, равной ее рыночной цене. Сейчас общество при выходе участника определяет балансовую стоимость (часть цены чистых активов общества, пропорциональную размеру доли). Подать заявление можно будет до истечения обязанности ООО по выплате ― с этого момента цена не может быть ниже рыночной.

Одновременно с этим устанавливается ограничение ― такой механизм не может быть использован участником, если размер его доли оспаривается компанией. Рыночная стоимость устанавливается оценщиком, которого привлекает ООО или покидающий его владелец актива.

Если до истечения срока (три месяца) оценка не завершена или в отношении нее имеются возражения у одной из сторон, то ООО выплачивает действительную стоимость по текущей схеме последующим определением разницы между двумя величинами.

Источник: Ведомости

Правительство опубликовало исключения из запрета на осуществление майнинга цифровой валюты

Напомним, в декабре прошлого года ведомство утвердило перечень регионов и территорий, где майнинг будет запрещен с 1 января 2025 года. Ограничения будут действовать до 15 марта 2031 года.

Среди регионов: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чеченская Республика, Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области.

Кроме того, майнинг будет запрещен на некоторых территориях Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края, но временно ― в пики энергопотребления. В 2025 году они приходятся на период с 1 января по 15 марта, а в следующие годы ― с 15 ноября по 15 марта.

На днях Правительство РФ опубликовало исключения из данных правил.

Согласно им можно будет майнить цифровую валюту в регионах, где действует запрет, если майнер использует свою электроэнергию. Необходимо будет получить подтверждение, что принимающие устройства для майнинга используют энергию не из Единой энергетической системы России.

Источник: Консультант Плюс