Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 28 октября 2022 года


Legislative Tracking

Be in the know


Скачать выпуск


Судебная практика: переквалификация мнимых договоров аренды контейнеров в безвозмездную выплату дохода от источника в РФ   


Российское общество арендовало контейнеры у кипрской компании для международных перевозок, при этом:

  • арендная плата перечислялась без удержания налога у источника на основании СОИДН с Кипром (ст. 8 «Доходы от международных перевозок» и ст. 22 «Другие доходы»);

  • расходы на аренду не были учтены в базе по налогу на прибыль, чтобы избежать формирования налогового убытка за период.

Налоговый орган обратил внимание на следующие факты:

  • какие-либо документы к договорам аренды, кроме актов приема-передачи, не оформлялись (ж/д накладные, коносаменты, погрузочные поручения и др.);

  • анализ информационного ресурса «Таможня-Ф» показал, что большинство контейнеров в момент передачи их арендатору уже находились на территории РФ, а не передавались из открытого депо арендодателя в Китае, как это предусмотрено условиями договоров аренды;

  • в отношении иностранного арендодателя:

  • кипрская компания была учреждена незадолго до заключения первого договора аренды и относилась к категории малых компаний;

  • Bureau van Dijk не располагало финансовой информацией об арендодателе;

  • кипрский директор занимал должность директора в 83 других компаниях и должность секретаря в 433 компаниях;

  • другие директора/должностные лица (они же ― учредители) являлись также учредителями самого арендатора;

  • по данным Международного бюро по контейнерам, кипрская компания не имела собственного кода владельца контейнеров (не являлась контейнеровладельцем) ― коды были зарегистрированы:

  • сначала на компанию в Гонконге, которая в качестве контактного телефона использовала российский номер арендатора;

  • затем непосредственно на арендатора;

  • далее на контрагента арендатора (судя по тексту решения, перевод кодов на контрагента был связан с привлечением арендатора к ответственности за нарушение валютного законодательства ― перечисление платежей за аренду в отсутствие оказания услуг аренды).

Исходя из этих фактов, налоговый орган пришел к следующим выводам:

  • фактически услуги по аренде контейнеров не оказывались: контейнеры находились в РФ и по сути принадлежали арендатору;

  • иностранная компания получила денежные средства безвозмездно, следовательно, должен быть уплачен налог у источника в РФ по ставке 20%;

  • налоговую ставку 10% применить нельзя, поскольку арендатор не подтвердил использование контейнеров исключительно для международных перевозок и, более того, иностранный контрагент не вел реальной экономической деятельности.

Суд согласился с доначислением налога у источника и взысканием его с налогового агента ― арендатора.

При этом финансовое положение арендатора было признано смягчающим обстоятельством, и размер штрафа был снижен в два раза.

Источник: «Электронное правосудие»


Антисанкционное регулирование корпоративных правоотношений будет продлено     


В связи с недружественными действиями некоторых государств в 2022 году были установлены особенности регулирования корпоративных правоотношений.

Внесенным в Госдуму РФ законопроектом предлагается продлить часть мер на 2023 год.

Речь идет о следующих мерах:

  • право арендодателей требовать с арендаторов — магазинов/заведений общественного питания, находящихся под контролем лиц недружественных стран, доплаты или одностороннего расторжения договора аренды, в случае если арендаторы приостановили свою работу;

  • послабления в части проведения общих собраний акционеров;

  • послабления в сфере регистрации проспекта эмиссий при выпуске облигаций;

  • возможность проведения реорганизации подсанкционных банков для выделения замороженных активов и долгов перед «недружественными» кредиторами;

  • неприменение положений о принудительном уменьшении уставного капитала/ликвидации в случае снижения стоимости чистых активов;

  • отдельные антимонопольные послабления.

Также предлагается продлить на 2023 год особые полномочия Правительства РФ и Банка России по принятию решений по оперативной настройке отдельных элементов регулирования:

Правительство РФ:

  • оценка соответствия продукции;

  • осуществление государственного/муниципального контроля;

  • лицензирование, аккредитация и иные разрешительные режимы;

  • регулирование в сфере долевого строительства;

  • регулирование строительной деятельности;

  • регулирование трудовых отношений;

  • раскрытие финансовой отчетности;

  • исполнение договоров лизинга/аренды водных судов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров;

  • установление перечня товаров, к которым могут не применяться положения о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Банк России:

  • сроки раскрытия информации финансовыми организациями;

  • требования к деятельности финансовых организаций, включая скорректированные значения нормативов показателей, требования к размеру собственных средств и другие;

  • право на срок не более шести месяцев приостанавливать/ограничивать проведение финансовыми организациями сделок/операций, вводить иные показатели деятельности кредитных и некредитных финансовых организаций, в том числе на индивидуальной основе.

Кроме того, предлагается уточнить некоторые нормы, касающиеся принудительной конвертации депозитарных расписок и перевода учета прав на ценные бумаги российских эмитентов (включая международные компании) в российскую учетную систему.

Источники: «Официальный сайт Госдумы РФ», «Парламентская газета»


Теперь все 14 Британских заморских территорий входят в перечень недружественных России стран         


Правительство РФ расширило перечень недружественных иностранных государств и территорий, добавив в него еще 11 Британских заморских территорий, включая Бермуды, острова Кайман и др.

Источник: «Официальный сайт Правительства РФ»


Предлагается провести эксперимент по исключению технической возможности продавать просроченную продукцию         


Минпромторг России предложил провести эксперимент по исключению возможности продажи продуктов питания и табачных изделий с истекшим сроком годности или в случае их незаконного введения в оборот.

Соответствующий проект постановления Правительства РФ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Эксперимент запланирован на период с 1 декабря 2022 года по 1 августа 2023 года и будет проводиться на добровольной основе.

Под эксперимент подпадут упакованная вода, молочная продукция, пиво, сидр, игристые и неигристые напитки (с фактической концентрацией спирта не более 7%), сигары, сигареты, папиросы, табак и курительные смеси.

Реализацию эксперимента предлагается поручить ООО «Оператор-ЦРПТ» (оператор маркировки).

Источник: «Консультант Плюс»


Дума рассмотрит законопроект о расширении возможностей использования финансовых платформ          


Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.

В соответствии с действующим законодательством приобретать ценные бумаги через финансовые платформы могут только потребители финансовых услуг, а у самих эмитентов ценных бумаг такого права нет.

Это приводит к тому, что, например, эмитенты облигаций, решение о выпуске которых предусматривает право досрочного выкупа, не могут приобрести свои облигации с помощью финансовой платформы.

Законопроект устраняет этот барьер ― эмитентам и лицам, действующим по их поручению, будет разрешено покупать ценные бумаги, выпущенные такими эмитентами, с использованием финансовой платформы.

Также предлагается разрешить операторам финансовых платформ осуществлять деятельность оператора информационной системы, в которой выпускаются цифровые финансовые активы, и деятельность оператора обмена цифровых финансовых активов (сейчас эти виды деятельности для них недоступны).

Помимо этого, неквалифицированных инвесторов не будут тестировать при покупке ценных бумаг субъектов РФ.

По мнению авторов инициативы, такой шаг позволит расширить спектр наиболее надежных инструментов для широкого круга розничных инвесторов, упростив процесс их приобретения.

Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»

Скачать выпуск