Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 10 марта 2023 года

Правительство РФ предлагает ужесточить регулирование производства и оборота табачной продукции

Пакет законопроектов, направленных на борьбу с нелегальной табачной продукцией, внесен в Госдуму РФ.
Одна из значимых поправок — выделение регулирования производства и оборота табачной/никотинсодержащей продукции, а также никотинового сырья в отраслевой закон.
При этом в качестве модели регулирования предлагается использовать подход, применяемый для алкогольного рынка:
  • будут установлены требования к основному технологическому оборудованию для производства табачной продукции путем введения обязанности по его обязательной государственной регистрации;
  • если такое оборудование не используется, оно должно быть законсервировано;
  • в целях учета объема производства и оборота продукции предусматривается использование государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ);
  • учет объема производства и оборота сырья будет осуществляться путем представления информации в ГИС МТ посредством использования технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота;
  • будут установлены виды деятельности, осуществление которых подлежит лицензированию (лицензирование розничной продажи законопроектом не предполагается);
  • будут предусмотрены особенности государственного контроля.
За нарушения обязательных требований, установленных законопроектом, предполагается установить административную или уголовную ответственность.
Административная ответственность будет применяться при совершении следующих нарушений:
Если производство/закупка/продажа табачной продукции без соответствующей лицензии осуществлены в крупном размере (более 100 тыс. руб.), то будет применяться уголовная ответственность. Меры ответственности будут включать штраф от 500 тыс. до 1 млн руб., либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок с возможностью лишения права занимать определенные должности (меры будут строже при особо крупном размере нарушения).

Предполагается, что большая часть поправок в случае их принятия вступит в силу 1 сентября 2023 года.

Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»

Приостановлено участие России в FATF

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) сообщила о приостановлении членства России в организации.
Напомним, что еще в 2022 году FATF лишила Россию права выполнять руководящие или консультативные функции и участвовать в принятии решений по установлению стандартов.
При этом Россия взаимодействует по линии финансовой разведки с 75 государствами.
После приостановки членства Россия останется участником глобальной сети на правах активного члена Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, поэтому, по мнению FATF, она по-прежнему должна соблюдать стандарты FATF и выполнять свои финансовые обязательства.
Представители FATF также заявили, что всем странам следует с высокой бдительностью подходить к возникающим рискам от возможного обхода санкций, введенных в отношении РФ.
Приостановка участия не приводит к автоматическому попаданию страны в черный или серый списки FATF.
Однако на практике могут возникнуть сложности с проведением платежей из России/в Россию ввиду повышенного к ним внимания.
Росфинмониторинг, в свою очередь, отметил, что:
  • приостановка членства в FATF не влечет никаких обязательств и ограничений для российских финансовых институтов;
  • Россия планирует продолжить применять меры по противодействию экономическим преступлениям, в том числе путем активизации международного сотрудничества с «заинтересованными странами»;
  • решение FATF будет обсуждаться каждую пленарную сессию на предмет его возможной отмены либо изменения — сессия проходит три раза в год: в июне, октябре и феврале.
Помимо геополитических причин приостановки членства эксперты называют также следующие:
  • решение Банка России от марта 2022 года, разрешающее подотчетным финансовым учреждениям не публиковать данные о бенефициарах (контролирующих лицах), управляющих органах, выпущенных ценных бумагах, а также финансовые отчеты;
  • углубленные экономические и финансовые отношения с Ираном, который внесен в черный список FATF, включая обсуждение использования финансово-расчетной системы «Хавала».

Минфин России разработал порядок выведения компаний с офшорным участием из-под запрета на субсидии

Не так давно был принят закон, существенно ужесточающий условия для получения российскими компаниями с иностранным участием государственных субсидий:
  • предельно возможная доля участия (прямого и/или косвенного) иностранных лиц из офшорных юрисдикций сокращена с 50% до 25%;
  • Минфин России получил вправо сформировать отдельный список таких офшорных юрисдикций, включив в него государства, используемые для промежуточного владения активами в РФ.
В черный список для субсидий попали 57 государств и территорий.
Несмотря на просьбы со стороны представителей бизнеса, в него были включены и некоторые юрисдикции, которые не относятся к традиционным офшорам — Кипр, Швейцария, Гонконг, Сингапур, ОАЭ.
Изменения вступили в силу 1 января 2023 года.
В 2022 году в бюджетное законодательство были внесены изменения, предполагающие возможность «обойти» запрет на предоставление субсидий компаниям с офшорным участием на основании решения Правительства РФ.
Недавно в СМИ появились некоторые подробности того, как будет устроен такой процесс «обхода».
Компании должны будут самостоятельно подать обращение в государственные органы, которые распределяют субсидии (например, в отраслевые ведомства), обосновав необходимость снятия запрета на выделение субсидий и описав последствия отказа.
Также потребуется указать информацию о структуре и составе акционеров и описать, в чем именно заключается несоответствие условиям предоставления субсидий, сообщив о «проводимых и планируемых» мероприятиях по его устранению.
Решение по обращению будет приниматься Минфином России и Минэкономразвития России.
При этом критерии, которыми будут руководствоваться ведомства, не раскрываются.
Во избежание применения к компании санкций принятое решение нигде публиковаться не будет.
Проект постановления пока официально не опубликован.

ФНС России продлила переходный период для взыскания отрицательного сальдо ЕНС

С 1 января 2023 года все компании перешли на уплату налогов посредством единого налогового платежа (ЕНП).
Для каждого налогоплательщика сформирован единый налоговый счет (ЕНС) и определено его «входящее» сальдо по состоянию на 1 января 2023 года.
Отрицательное сальдо свидетельствует о недоплате налога, положительное — о переплате.
При переходе на ЕНС часть налогоплательщиков обнаружили неактуальные данные в своих личных кабинетах.
Ввиду этого ФНС России постановила провести в срок до 1 марта 2023 год сверки, а до тех пор — не взыскивать отрицательное сальдо ЕНС.
В своем недавнем письме ведомство сообщило, что сверки продолжатся до окончания в марте — апреле текущего года декларационной кампании по итогам 2022 года, по результатам которой будет сформировано окончательное сальдо ЕНС за периоды до 1 января 2023 года.
При этом налоговые органы будут проводить взыскание задолженности только в отношении верифицированных сумм отрицательного сальдо ЕНС.

КС РФ: введение дополнительных условий применения региональной льготы по налогу на прибыль на основании подзаконного акта не противоречит Конституции РФ

Недавно КС РФ рассмотрел жалобу по одному довольно распространенному вопросу: могут ли исполнительные органы власти субъектов устанавливать дополнительные критерии применения инвестиционных льгот по налогу на прибыль.
С жалобой в КС РФ обратилась компания, применявшая инвестиционную льготу в Кировской области.
Кировская область предоставляет льготу по налогу на прибыль организациям, заключившим инвестиционный договор с правительством Кировской области.
При этом порядок заключения инвестиционного договора регулируется подзаконным актом — постановлением Правительства Кировской области.
Существенным условием инвестиционного договора является обеспечение достижения бюджетной эффективности по итогам налогового периода, в котором применяется налоговая преференция.
При невыполнении этого условия инвестиционный договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе региональных властей.
Именно это и произошло с компанией: она не смогла обеспечить требуемый коэффициент бюджетной эффективности, вследствие чего инвестиционный договор был досрочно расторгнут, а право на льготу — утрачено.
Компания попыталась оспорить односторонний отказ от договора в судебном порядке, однако суды ее не поддержали.
После этого компания обратилась в КС РФ с жалобой на то, что закон Кировской области допускает определение существенных элементов налога подзаконным нормативным правовым актом, который содержит неопределенное и неоднозначное понятие «достижение бюджетной эффективности по итогам налогового периода».
КС РФ отказался принять жалобу к рассмотрению, отметив, что нормы Конституции РФ не нарушены, поскольку:
  • региональный законодатель прямо уполномочен НК РФ на установление пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций;
  • все обязательные элементы налога (субъекты, объект обложения, облагаемая база, налоговая ставка) установлены непосредственно НК РФ и законом субъекта, и лишь порядок заключения инвестиционного договора передан на уровень подзаконного акта;
  • предоставив органу исполнительной власти субъекта полномочия по определению порядка и условий заключения инвестиционного договора, региональный законодатель не нарушил конституционные критерии законно установленных налогов и сборов, а также разделения государственной власти на законодательную и исполнительную;
  • закрепляя существенные условия заключения инвестиционного договора, орган исполнительной власти субъекта РФ исходил из необходимости соблюдения баланса интересов государства и инвесторов посредством установления взаимных прав/обязанностей и необходимости достижения заданных результатов;
  • понятие «бюджетной эффективности» было определено — в постановлении была приведена формула ее расчета;
  • исключение из предмета инвестиционного договора такого существенного условия, как соблюдение определенных экономических показателей, могло бы создать существенные риски несбалансированности бюджета субъекта РФ.

За уклонение от декларирования цифровых активов может быть введена уголовная ответственность

Напомним, с ноября 2022 года в Госдуме РФ находится на рассмотрении законопроект о легализации майнинга.
В январе Минфину России было поручено доработать инициативу.
Новая редакция (пока не опубликована) предусматривает обязанность отчитываться перед налоговыми органами об операциях с цифровой валютой и об остатках цифровой валюты.
За уклонение от декларирования цифровых активов планируется ввести уголовную ответственность.
Злостное уклонение от декларирования операций с цифровой валютой на сумму более 15 млн руб. за три года предлагается наказывать лишением свободы на срок до двух лет либо штрафом до 300 тыс. руб.
Если же сумма незадекларированных операций превысит 45 млн руб. за три года, то наказание будет еще жестче — до четырех лет лишения свободы либо штраф до двух млн руб.
Еще более строгим будет наказание за «незаконную организацию обращения цифровых валют» — до семи лет лишения свободы или штраф до одного млн руб.
В новую редакцию законопроекта о майнинге также будет включена поправка к антиотмывочному закону: владельцы криптовалюты будут «обязаны предоставлять уполномоченному органу по его запросу информацию о совершаемых ими операциях (сделках) с цифровой валютой».
Введение декларирования операций с цифровыми валютами — не новая тема.
Уже более двух лет власти работают над похожим пакетом законопроектов.
Этими законопроектами предполагается введение налоговой, административной и уголовной ответственности за нарушения в области регулирования операций с цифровыми валютами.
Меры уголовной ответственности в целом похожи на новые предложения властей.
Меры налоговой ответственности за непредставление отчета об операциях с цифровой валютой или представление такого отчета с недостоверными сведениями включают штраф в размере 10% от наибольшей из двух сумм в рублевом эквиваленте (суммы поступления или списания цифровой валюты, информация о которых не была предоставлена за календарный год).
Кроме того, использование цифровой валюты для расчетов по операциям, в отношении которых была установлена неуплата налогов, предлагается считать отягчающим обстоятельством и увеличивать сумму штрафа до 40% от величины неуплаченного налога (вместо стандартного штрафа в размере 20%).
Законопроект о введении налоговой ответственности был принят в первом чтении в начале 2021 года, с тех пор движения по нему не было.
Законопроекты о введении административной и уголовной ответственности пока даже не были внесены на рассмотрение Госдумы РФ.

Льгота по НДФЛ с процентов по вкладам может быть продлена еще на год

Напомним, в марте 2022 года был принят антикризисный закон, в соответствии с которым от НДФЛ были освобождены доходы в виде процентов, полученных в 2021 и 2022 годах, по вкладам (остаткам на счетах) в банках.
Теперь группа депутатов из ЛДПР предлагает продлить льготу на 2023 год.
Сообщается, что инициатива отправлена в Правительство РФ.

Минфин России: по СОИДН с Австрией доход от доверительного управления имуществом, составляющим ПИФ, признается дивидендами, подлежащими налогообложению у источника по ставке 15%

Минфин России рассмотрел вопрос о налогообложении в РФ доходов, выплачиваемых австрийской организации-пайщику от доверительного управления имуществом в паевом инвестиционном фонде (ПИФ).
По мнению ведомства, с учетом положений СОИДН с Австрией:
  • такой доход следует квалифицировать как дивиденды;
  • дивиденды могут облагаться налогом у источника в РФ по ставке 5%, только если компания — фактический получатель прямо владеет не менее чем 10% капитала компании-плательщика;
  • в остальных случаях применяется ставка 15%;
  • термин «компания» означает любое корпоративное объединение или любое образование, которое рассматривается как корпоративное объединение для целей налогообложения.
По российскому законодательству ПИФ не является юридическим лицом.
Таким образом, доход от доверительного управления имуществом, составляющим ПИФ, подлежит налогообложению у источника в РФ по ставке 15%.
Минфин России отметил, что вопрос квалификации доходов австрийской организации от погашения инвестиционных паев в виде выделенного имущества закрытого ПИФ требует отдельного рассмотрения.

ЦБ РФ и Минфин России согласовали поправки к законопроекту о долевом страховании жизни

В чем заключается проблема
Напомним, законопроект, регулирующий оборот долевого страхования жизни (ДСЖ) на российском рынке — аналога европейского страхового полиса (unit-linked), был внесен осенью прошлого года.
Подробности в выпуске LT от 20 октября 2022 года.
Согласно документу осуществлять новый вид страхования смогли бы страховщики жизни (сейчас они фактически не имеют такой возможности).
Для этого им требовалось бы выполнить одно условие: получить лицензию управляющей компании (УК).
Кроме того, предусматривалась возможность передачи средств клиента в доверительное управление в УК, в этом случае лицензию получать было необязательно.
Управляющие компании такой вариант не устроил.
Изначально концепция ДСЖ предполагала, что такой продукт смогут создавать и УК — как в партнерстве со страховщиками, которые брали бы на себя страховую часть, так и отдельно, получая лицензию на страхование жизни.
Во внесенном законопроекте отсутствовал вариант кросс-лицензирования.
Компромисс найден
В Минфине России посчитали, что страховщикам выгоднее сотрудничать с действующей управляющей компанией — партнером, а суть поправок заключается в наличии выбора.
В ходе переговоров с участниками рынка было принято решение, что страховщики смогут иметь ограниченную лицензию на управление паевыми инвестиционными фондами (ПИФ) только в рамках ДСЖ.
Многие эксперты оценили идею положительно.

Маркетплейсы обяжут проверять товары до продаж

В чем заключается проблема
В январе – феврале Организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» провела исследование на ведущих интернет-площадках страны.
Эксперты изучили 450 продавцов обуви, парфюма и воды, поскольку эти товары подпадают под обязательную маркировку.
В результате исследования выяснилось, что почти половина продавцов не маркировали свою продукцию.
Как проблема может быть решена
На базе Общественного совета при Роспотребнадзоре обсуждается идея установить к маркетплейсам единые требования по контролю за поставщиками продукции и ассортиментом.
Компании могут использовать государственные информационные системы: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестр сертификатов и деклараций, систему маркировки «Честный знак».
Минпромторг России сообщил, что поддерживает инициативы, которые направлены на «обеление» рынка, в том числе с использованием системы «Честный знак».

Госконтракты на поставки лекарств предложили заключать на срок патента

В настоящее время законодательное регулирование допускает возможность для производителей и поставщиков лекарственных препаратов, находящихся под патентной охраной, заключать государственные контракты (договоры) на их поставку на длительные сроки, значительно превышающие сроки окончания патентной охраны.
По этой причине искусственно ограничивается конкуренция на фармацевтическом рынке — РФ вынуждена закупать импортные лекарственные препараты по завышенным ценам из-за невозможности закупки отечественных аналогов по причине заключенного ранее долговременного контракта.
В связи с этим фракция «Справедливая Россия — За правду» предложила определить период заключения государственных контрактов на поставки лекарств под охраной патентов, ограничив их сроком действия патентов.

Норма о базовой цене на нефть может быть перенесена из БК РФ в НК РФ

Сейчас налоговый вычет по НДПИ применяется, если цена на нефть по итогам месяца превысит базовую цену на нефть и не применяется, если цена нефти окажется ниже базовой.
При этом учитывается базовая цена на нефть, установленная в Бюджетном кодексе РФ в рамках бюджетного правила.
Однако в ноябре 2022 года базовая цена на нефть была исключена из бюджетного правила.
Вместе с тем базовая цена используется при определении размера налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на Приобском месторождении «Роснефти», Приобском и Новопортовском месторождении «Газпром нефти» и Ромашкинском месторождении «Татнефти».
В связи с этим внесенным в Госдуму РФ законопроектом предложено перенести данную норму в НК РФ и прописать цену на уровне 44,2 долл. США за баррель c ноября 2022 года с ежегодной индексацией на 2%.

Законопроект о туристическом сборе в регионах отозвали из Госдумы РФ

Напомним, в конце сентября прошлого года в Госдуму РФ был внесен законопроект, в соответствии с которым курортный сбор мог быть заменен на туристический.
Предполагалось, что туристический сбор будет вводиться по решению субъекта РФ.
Плательщиками сбора должны были стать совершеннолетние физические лица, проживающие в объектах размещения более 24 часов.
Ставку сбора определял бы субъект РФ, при этом максимальная величина сбора составляла 100 руб. за каждые сутки проживания гостя.
Теперь появилась информация о том, что законопроект отозван.
Его отзыв связан с продлением срока проведения эксперимента по взиманию курортного сбора до 1 января 2025 года.

Запущен первый этап «директивной гильотины» для госкомпаний

Правительство РФ одобрило предложение Минфина России о реализации первого этапа «директивной гильотины».
Дано поручение о прекращении контроля за исполнением утративших актуальность директив, изданных в период с 2013 по 2018 год.
С контроля снимут 21 устаревшую директиву, утратившую свою актуальность.
Для компаний это означает сокращение операционных издержек на администрирование неактуальных задач и повышение гибкости операционной деятельности.
До конца года планируется реализовать второй этап «директивной гильотины», затрагивающей директивы 2019–2022 годов.

СМИ узнали о планах ужесточить правила ввоза товаров из ЕС

Правительство РФ планирует пересмотреть перечень товаров, которые можно ввозить из ЕС в Россию фурами без перецепки.
По словам одного из собеседников издания, сокращение может быть значительным — на 50%.
Против инициативы выступают участники продовольственного рынка, за — логистического.
Известно, что в марте вопрос будет обсуждаться на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова.
Напомним, что на текущий момент действуют исключения из запрета на ввоз грузов из стран ЕС примерно на 40 товарных групп, в том числе на косметику, фармацевтическую продукцию, продукты животного происхождения, растения, овощи и фрукты, табак, алкогольные и безалкогольные напитки и т. д.
При этом сам запрет действует с 10 октября 2022 года и продлен до 30 июня 2023 года.
Источник: «РБК»