Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 28 сентября 2023 года

Налоговые планы Минфина России на ближайшую перспективу

Опубликованы основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Отметим ключевые моменты.
Налоговое администрирование:
  • расширение круга потенциальных участников налогового мониторинга путем сокращения «пороговых» требований к ним: по сумме уплаченных ими налогов ― со 100 до 80 млн руб., по сумме полученных ими доходов и по величине их активов ― с 1 млрд до 800 млн руб.(законопроект уже разработан).
Налог на прибыль:
  • реализация мер, компенсирующих рост налоговой нагрузки в связи с приостановлением СОИДН, включая освобождение от уплаты налога на прибыль или пониженные ставки для следующих выплат иностранным компаниям:
- процентных доходов экспортно-кредитным агентствам и банкам;
- лизинговых платежей за воздушные суда, зарегистрированные или подлежащие регистрации в ГРГВС РФ до 5 марта 2022 года;
- доходов по договорам об урегулировании страховых или претензионных требований, связанных с заключенными с иностранными лизингодателями до 5 марта 2022 года договорами аренды (лизинга) воздушных судов, при условии, что они предусматривают переход права собственности к российской̆ организации, не являющейся взаимозависимой̆ с указанными иностранными организациями;
- выплат за предоставление права на трансляцию ведущих международных и иностранных спортивных событий, а также права пользования международным развлекательным и спортивным контентом;
- лицензионных платежей по действующим лицензионным договорам за предоставление права пользования программным обеспечением и иными нематериальными активами, не имеющими аналогов на российском рынке;
- доходов от реализации морских судов, зарегистрированных РМРС и находящихся на территории РФ.
Льготы будут применяться при отсутствии взаимозависимости между российским плательщиком и иностранным получателем, а также при подтверждении наличия у иностранного получателя фактического права на доход;
  • исключение ― требования о выполнении условия о составе активов эмитента (не более 50% недвижимого имущества) для операций по реализации обращающихся ценных бумаг (текущая версия законопроекта предполагает исключение такого требования только при продаже несущественного пакета).
Налоговое стимулирование инвестиций:
  • совершенствование регулирования преференциальных режимов с целью стимулирования их участников увеличивать капитальные вложения/расходы на НИОКР, выполнять контролируемые показатели, а также для сокращения возможностей по переводу действующих производств в преференциальные налоговые режимы (возможно, речь идет о предложении Минфина России ограничить для новых резидентов преференциальных режимов, которые получат такой статус после 1 января 2024 года, сумму налоговых льгот размером фактических расходов на капитальные вложения и НИОКР).
ТЦО:
  • возможность использования медианного значения интервала рыночных цен при определении доходов (прибыли, выручки) в сделках между взаимозависимыми лицами;
  • введение внесудебного порядка взыскания налога, начисленного по итогам проверки цен в контролируемых сделках.
Также Минфин России отметил, что в результате проработки вопроса о введении механизма налогообложения у источника доходов лиц-нерезидентов, полученных в результате манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми лицами, принято решение о целесообразности введения такого механизма.
Соответствующий законопроект уже разработан. Минфин России полагает, что его принятие будет способствовать сокращению вывода капитала из РФ.
НДС:
  • установление правил обложения НДС электронной коммерции в ЕАЭС (законопроект также уже разработан);
  • уточнение правил восстановления НДС по объектам недвижимости, операции по реализации/передаче которых не облагаются НДС (детали пока не приводятся).
Акцизы:
  • предоставление производителям синтетического каучука с 1 января 2024 года обратного акциза при заключении ими соглашения с Минэнерго России, предельный срок действия которого составит 10 лет (законопроект уже принят в первом чтении);
  • увеличение ставок акцизов;
  • разработка механизма контроля полноты уплаты акциза на табачную и никотинсодержащую продукцию на основании данных о ее маркировке средствами идентификации, а также отказ от маркировки табачной продукции специальными (федеральными) и акцизными марками (законопроект уже разработан).
НДФЛ:
  • совершенствование налогового стимулирования привлечения денежных средств физических лиц на финансовый рынок на долгосрочной основе;
  • установление порядка определения расходов на приобретение доли участия в уставном капитале общества в том случае, если доля участия приобретена в результате реорганизации другой организации;
  • наделение налоговых агентов правом на уменьшение суммы дохода, полученного налогоплательщиком при продаже доли участия в уставном капитале общества на сумму расходов налогоплательщика на приобретение доли участия.
НДПИ/НДД:
  • увеличение НДПИ в размере суммы дополнительных доходов газоснабжающих организаций, связанных с опережающим ростом тарифов на природный газ;
  • уточнение «дисконтов» к цене нефти «North Sea Dated» на рынке северного моря (Brent), используемых при определении ставки НДПИ (не более 15 долл. США за баррель в 2024 году, 10 долл. США ― в 2025 году и 6 долл. США ― в 2026 году);
  • введение особенностей налогообложения некоторых полезных ископаемых.
Также приведены планируемые меры на перспективу, среди них:
  • право налоговых органов на применение предварительных обеспечительных мер для борьбы со схемами сокрытия активов;
  • ратификация СОИДН с Оманом;
  • продолжение переговоров с ОАЭ по вопросу изменения действующего СОИДН;
  • оценка необходимости корректировки налогового законодательства в связи с планируемым внедрением новых правил налогообложения прибыли МГК, устанавливающих глобальный минимальный налог на прибыль на уровне 15% (GloBE Rules);
  • переход к налогообложению недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости (за исключением линейных объектов, технически сложных сооружений, воздушных и морских судов и т. п.).

Результаты заседания Госдумы РФ


АС Новосибирской области: доначисление налога с прибыли КИК в результате неправомерной переквалификации периода выплаты дивидендов контролирующим лицом

Кипрская компания, добровольно признавшая себя налоговым резидентом РФ (далее ― налогоплательщик), в 2017 году получила от своей КИК, зарегистрированной на Кипре, дивиденды за 2016 год.
Впоследствии было принято решение поменять период выплаты дивидендов с 2016 года на первое полугодие 2017 года.
Это позволило налогоплательщику уменьшить прибыль КИК за 2018 год на величину таких дивидендов.
Дело в том, что с учетом положений НК РФ прибыль КИК за 2018 год определяется по данным ее финансовой отчетности за 2017 год, при этом такую прибыль можно уменьшить на сумму:
  • дивидендов, выплаченных в 2018 году;
  • промежуточных дивидендов, выплаченных в 2017 году.
В результате налогоплательщик представил уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2018 год, уменьшив задекларированную прибыль КИК на сумму «переквалифицированных» дивидендов.
Налоговая инспекция с таким подходом на согласилась, обосновав свою позицию следующими аргументами:
  • факт выплаты спорных дивидендов именно за 2016 год подтверждается протоколом годового общего собрания КИК, платежным поручением и выпиской движения денежных средств по расчетному счету контролирующего лица, а также финансовой отчетностью КИК, подтвержденной аудитором;
  • фактическая выплата промежуточных дивидендов за 2017 год произошла уже в 2018 году, что подтверждается мемориальным ордером и выпиской движения денежных средств;
  • направление КИК информационных писем о ретроспективном изменении видов дивидендов не влияет на первоначальный характер платежей и их квалификацию;
  • налогоплательщиком не представлена промежуточная отчетность КИК, подтверждающая основание переквалификации дивидендов, а имеющийся в распоряжении налогоплательщика отчет о доходах КИК за первое полугодие 2017 года, подтверждающий достаточность прибыли для выплаты промежуточных дивидендов, подписан неуполномоченным лицом;
  • налогоплательщик ― иностранная компания, признавшая себя налоговым резидентом РФ, приравнивается к российским компаниям и обязан соблюдать российское налоговое законодательство, которое не предусматривает возможности изменения экономической квалификации уже выплаченных дивидендов, что также подтверждается позицией Минфина России.
Суд поддержал налоговую инспекцию, указав на следующие обстоятельства:
  • финансовая отчетность, подтвержденная аудитором, свидетельствует о выплате дивидендов именно за 2016 год, при этом именно финансовая отчетность КИК является основанием для расчета налога с прибыли КИК;
  • налогоплательщик является учредителем и единственным участником КИК, что позволило ему оказать непосредственное влияние на принятие решения о переквалификации дивидендов;
  • на конец 2016 и 2017 годов компания располагала нераспределенной прибылью в значительном размере, в связи с чем переквалификация дивидендов не несет какой-либо экономической выгоды и нацелена преимущественно на снижение налоговых обязательств контролирующего лица;
  • довод контролирующего лица о переквалификации дивидендов в связи с недостаточностью источника для распределения дивидендов по итогам 2016 года признан необоснованным, поскольку по итогам 2017 года у КИК также было недостаточно средств для выплаты дивидендов в указанном размере.
Сумма доначислений составила около 230 млн руб.

АС Челябинской области: к доходу по договорам инвестиционного страхования жизни с возможностью получения инвестиционного дохода применяются правила, установленные ст. 213 НК РФ «Особенности определения налоговой базы по договорам страхования»

Физическим лицом был заключен договор страхования жизни с возможностью получения инвестиционного дохода. В рамках договора страхования был создан полис ― инвестиционный план, который предоставляет возможность застрахованному лицу включать в полис активы (акции, ETF и т. п.). Однако, включение активов в полис является условным: включенные активы являются собственностью компании-страхователя и предназначены только для исчисления прибыли по страховому продукту.
Налоговый орган произвел выездную налоговую проверку и пришел к выводу, что полученные физическим лицом по договору страхования денежные средства являются его инвестиционным доходом, поскольку в рамках страхового продукта имели место сделки купли-продажи ценных бумаг. Следовательно, налоговая база с полученного дохода должна быть определена в соответствии с положениями ст. 214.1 НК РФ. Таким образом, налоговый орган пришел к выводу о занижении налогоплательщиком налоговой базы и доначислил НДФЛ за соответствующие налоговые периоды.
Суд пришел к выводу, что правоотношения, возникающие при заключении инвестиционного договора страхования с возможностью получения инвестиционного дохода, регулируются нормами ст. 213 НК РФ, в связи с чем применение налоговым органом к данным правоотношениям ст. 214.1 НК РФ, устанавливающей особенности исчисления НДФЛ с инвестиционного дохода, неправомерно.
В рассматриваемом деле суд указал на отсутствие доказательств осуществления физическим лицом каких-либо распорядительных действий в отношении ценных бумаг (активов) закрепленных за полисом, выданным по договору инвестиционного страхования жизни, их приобретения в собственность и реализации. Исходя из содержания полиса следует, что физическое лицо не производило операции с ценными бумагами, а полученные платежи являлись выкупной стоимостью полиса, то есть относились к страховым выплатам, включающим часть инвестиционного дохода страховой компании от обращения активов. В связи с этим решение налоговых органов о признании выплат, полученных по договору инвестиционного страхования жизни, доходом в соответствии со ст. 214.1 НК РФ и доначислении НДФЛ на данные суммы было признано судом недействительным.
Также суд напомнил о том, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. Налоговое законодательство не содержит обязательный перечень документов, которыми подтверждаются расходы, соответственно в подтверждение расходов могут быть приняты любые документы, которые подтверждают фактически произведенные расходы, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и/или противоречивы.

В Госдуму РФ внесли законопроект, регулирующий деятельность маркетплейсов

Напомним, в 2022–2023 годах прошла череда скандалов, которые возникали между владельцами цифровых торговых платформ, их партнерами, сотрудниками и потребителями.
Среди основных претензий: сложности с возвратом товаров, нехватка достоверной информации о продукции, нарушение сроков доставки, одностороннее изменение комиссии, несправедливая система штрафов и др.
В связи с этим власти еще весной задумались о возврате регулирования деятельности маркетплейсов.
На днях в Госдуму РФ был внесен законопроект, который регулирует дистанционную торговлю товарами через маркетплейсы, включая взаимодействие между продавцами и онлайн-платформами. Среди ключевых положений инициативы можно выделить следующее:
  • владельцы маркетплейсов должны будут публиковать данные на сайте в отношении условий договора, заключаемых с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказа (ПВЗ);
  • условия договоров можно будет изменять, но не чаще одного раза в год;
  • вводится условие для применения договорных неустоек в отношении контрагентов ― обязательное направление в адрес продавца товара и/или владельца ПВЗ мотивированного письменного уведомления о принятии решения о наложении штрафных санкций.

В Госдуму РФ внесли законопроект об электронном обмене данными о клиентах между брокерами

Инициатива позволит передавать сведения по заявлению клиента от одного брокера к другому, в том числе с использованием системы ЭДО.
Брокер будет обязан передать имеющиеся у него сведения о физическом лице и его расходах, связанных с приобретением и хранением ценных бумаг, другому брокеру не позднее 30 дней со дня получения соответствующего заявления от клиента.
Состав сведений будет утверждаться ФНС России.
Напомним, действующее законодательство не содержит положений, на основании которых брокеры могут обмениваться сведениями о клиентах, за исключением случая, связанного с ведением ИИС.

Обновлены правила хранения машиночитаемых доверенностей

Обновленные правила устанавливают, что в случае хранения машиночитаемой доверенности (МЧД) в ФИС ЕСИА (Единой системе идентификации и аутентификации) отменить ее можно посредством подачи заявления с использованием личного кабинета на портале «Госуслуги» или посредством подачи доверителем заявления об отмене доверенности с использованием своей информационной системы, присоединенной к ЕСИА.
В то же время до 1 марта 2024 года требование по взаимодействию ЕСИА с информационными системами работодателей действует при наличии такой технической возможности.
С 1 марта 2024 года также расширяются требования к операторам информационных систем, которые вправе хранить МЧД организаций и ИП, по передаче сведений о полученных МЧД в ФИС ЕСИА.
В частности, согласно новым нормам сведения о полученных на хранение МЧД передаются в ЕСИА в электронном виде, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или единого портала «Госуслуги», интегрированного с ЕСИА.
Срок хранения в ЕСИА данных сведений определяется оператором и должен превышать пять лет со дня окончания срока действия доверенности или срока отмены доверенности.

Минфин России: применение повышающего коэффициента амортизации в отношении российской радиоэлектронной продукции и российского программного обеспечения

С 1 января 2023 года налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше трех, в отношении амортизируемых основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
Минфин России отметил, что на возможность применения повышающего коэффициента не влияет дальнейшее нахождение такого основного средства в реестре либо его исключение из реестра.
Если основное средство было введено в эксплуатацию до 1 января 2023 года и на дату ввода в эксплуатацию было включено в реестр, то применение повышающего коэффициента также возможно, но только после 1 января 2023 года.
Что касается применения повышающего коэффициента амортизации в отношении российского программного обеспечения (ПО), включенного в реестр, то он применяется с 1 января 2023 года и только в тех отчетных (налоговых) периодах, в течение которых такое ПО находилось в соответствующем реестре.
Применение этого повышающего коэффициента не зависит от даты ввода ПО в эксплуатацию.
Также ведомство обратило внимание на то, что применение указанных повышающих коэффициентов должно быть отражено в учетной политике для целей налогообложения, утвержденной на соответствующий налоговый период.