Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 14 июня 2024 года

Президент РФ подписал отдельные федеральные законы

Федеральный закон от 12 июня 2024 года № 133-ФЗ
Увеличен порог ущерба по преступлениям, связанным с нарушением авторских и смежных прав:
  • по крупному ущербу — в пять раз: со 100 до 500 тыс. руб.;
  • по особо крупному ущербу — в два раза: с 1 до 2 млн руб.
Федеральный закон от 12 июня 2024 года № 140-ФЗ
Внесены поправки, позволяющие залогодателю ― физическому лицу самостоятельно продавать заложенное имущество для последующего погашения обязательств по кредитному договору или договору займа, которые были заключены не для осуществления предпринимательской деятельности и обязательства по которым обеспечены ипотекой.
Федеральный закон от 12 июня 2024 года № 132-ФЗ
Ратифицировано Соглашение о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций.

Соглашение подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Федеральный закон от 12 июня 2024 года № 131-ФЗ
Ратифицировано Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном.

В соглашении представлены основные правила торговли между ЕАЭС и Ираном, в максимально возможной степени приближенные к правилам ВТО, в том числе такие, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, применение защитных мер и таможенного администрирования, отказ от использования количественных запретов и ограничений на ввоз товаров.
Федеральный закон от 12 июня 2024 года № 130-ФЗ
Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Южной Осетии о режиме торговли товарами.

Гибкие экспортные пошлины с привязкой к курсу рубля не применяются в отношении товаров, вывозимых из России в Южную Осетию, с формированием индикативных балансов по ним, а по отдельным группам товаров ― без формирования таковых.

Ответственные органы сторон могут согласовать номенклатуру и объем товаров, поставляемых в Южную Осетию из России для внутреннего потребления.

Представителей бизнеса могут частично освободить от уголовной ответственности за некоторые экономические преступления

Артём Кирьянов, депутат, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике , заявил о планах Минфина России по разработке проекта неналоговой амнистии. Она предполагает освобождение предпринимателей от ответственности за некоторые преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ).
Параметры будущей амнистии пока неизвестны.
Также напомним, что в настоящее время в Госдуме РФ рассматривается законопроект о проведении масштабной налоговой реформы.
Одна из новелл касается амнистии при дроблении бизнеса. В частности, при добровольном отказе от дробления в 2025 и 2026 годах налоги, штрафы и пени за 2022–2024 годы применяться не будут; при этом амнистия не будет распространяться на уже вступившие в силу решения налоговых органов.
Ранее статс-секретарь и заместитель министра финансов Алексей Сазанов заявил, что предложенный Минфином России механизм распространяется только на нарушения в рамках налоговых правоотношений.

Минфин России: налог у источника в отношении доходов иностранного лица от продажи исключительного права на объект интеллектуальной собственности

Действующими нормами установлено, что исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации является имущественным правом.
Ведомство отметило, что передача исключительных прав признается реализацией имущественного права.
Соответственно, в данном случае такая операция не подлежит обложению налогом у источника.
Ранее Минфин России придерживался такой же позиции (см. письмо от 14 декабря 2023 года № 03-08-09/120967).

Минфин России: обложение налогом на имущество организаций вспомогательных помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в нежилом здании (сооружении)

По мнению ведомства, вспомогательные помещения, относящиеся к общему имуществу собственников помещений в нежилом здании (сооружении), подлежат обложению налогом на имущество организаций, если соответствуют требованиям НК РФ.

Минфин России: особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль по сделке РЕПО

Первой и второй частями РЕПО признаются первая и вторая части договора репо соответственно.
Ведомство пояснило, что если на дату исполнения второй части РЕПО обязательство по реализации (приобретению) ценных бумаг полностью или частично не исполнено, но при этом взаиморасчеты между сторонами произведены по процедуре урегулирования взаимных требований, то налоговая база по такой операции РЕПО определяется в особом порядке.
В других случаях ненадлежащего исполнения второй части РЕПО операция РЕПО подлежит переквалификации для определения налоговой базы.