АС Ростовской области: сделки с криптовалютой являются предпринимательской деятельностью
В споре рассматривается следующая ситуация.
ИП применял УСН с объектом обложения «доходы».
В 2022 году на его счета поступили средства от операций с криптовалютой.
Криптовалюта закупалась через зарубежные счета, в том числе в Турции, и продавалась российским пользователям с зачислением рублей на личные банковские карты.
Предприниматель утверждал, что операции проводились им как физическим лицом, и задекларировал доход для целей уплаты НДФЛ, при этом уменьшив доходы от продажи криптовалюты на сопутствующие расходы, связанные с ее приобретением.
Инспекция пришла к выводу, что деятельность ИП носит признаки систематического извлечения прибыли и должна облагаться налогом в рамках УСН, а не НДФЛ.
Соответственно, по итогам проверки вся сумма полученного по операциям с криптовалютой дохода была включена в налоговую базу, облагаемую единым налогом.
Суд поддержал инспекцию, сделав следующие выводы:
В связи с этим весь объем полученных ИП средств, связанных с операциями купли-продажи криптовалюты, должен быть обложен налогом в рамках УСН.
Источник: Картотека арбитражных споров
Источник: РБК
ИП применял УСН с объектом обложения «доходы».
В 2022 году на его счета поступили средства от операций с криптовалютой.
Криптовалюта закупалась через зарубежные счета, в том числе в Турции, и продавалась российским пользователям с зачислением рублей на личные банковские карты.
Предприниматель утверждал, что операции проводились им как физическим лицом, и задекларировал доход для целей уплаты НДФЛ, при этом уменьшив доходы от продажи криптовалюты на сопутствующие расходы, связанные с ее приобретением.
Инспекция пришла к выводу, что деятельность ИП носит признаки систематического извлечения прибыли и должна облагаться налогом в рамках УСН, а не НДФЛ.
Соответственно, по итогам проверки вся сумма полученного по операциям с криптовалютой дохода была включена в налоговую базу, облагаемую единым налогом.
Суд поддержал инспекцию, сделав следующие выводы:
- операции осуществлялись в период регистрации налогоплательщика в качестве ИП;
- операции с криптовалютой носили постоянный характер;
- криптовалюта может быть отнесена к иному имуществу, которое, в свою очередь, является имуществом для целей налогообложения операций;
- если отчуждаемое имущество изначально не предназначено для личных нужд и/или имущество используется исключительно для систематического получения прибыли, то такая деятельность может быть квалифицирована как предпринимательская;
- факт осуществления предпринимательской деятельности также подтверждается массовостью указанных сделок, непродолжительным владением криптовалютой, участием в данных операциях третьих лиц;
- в отношении предпринимательской деятельности налогоплательщик не может совмещать УСН и общий режим, поскольку каждая из систем налогообложения применяется в отношении всей деятельности, которую ведет налогоплательщик, а не отдельных ее видов.
В связи с этим весь объем полученных ИП средств, связанных с операциями купли-продажи криптовалюты, должен быть обложен налогом в рамках УСН.
Источник: Картотека арбитражных споров
Источник: РБК
ФНС уточнила, как российские компании ― участники МГК должны отчитываться о зарубежных счетах нерезидентов, входящих в такую МГК
Ведомство напомнило о поправках, которые обязывают российские компании уведомлять налоговые органы о зарубежных счетах юридических лиц ― нерезидентов и представлять отчет о движении средств по таким счетам, если указанные нерезиденты входят с ними в одну международную группу компаний (МГК).
Правила представления указанных отчетов, а также форма такого отчета утверждены правительственным постановлением.
Отчет представляется в течение 30 дней по окончании отчетного полугодия.
Поскольку новые требования вступили в силу 1 июля 2024 года, то первым отчетным полугодием является второе полугодие 2024 года, а обязанность представления таких отчетов возникает с 1 января 2025 года.
ФНС России разъяснила некоторые вопросы, касающиеся представления уведомлений/отчетов.
Понятие МГК
Понятие МГК применяется в значении, указанном в ст. 105.16-1 НК РФ.
Определение круга лиц, исполняющих обязанность по представлению уведомления/отчета
Для определения наличия обязанности по представлению уведомления/отчета необходимо определить круг российских юридических лиц, входящих в МГК, в периоде, за который представляется отчет, или на дату открытия/закрытия/изменения реквизитов зарубежного счета.
Такими лицами являются российские юридические лица, финансовая отчетность которых подлежала бы включению в консолидированную финансовую отчетность МГК в соответствии с требованиями законодательства РФ либо требованиями фондовых бирж при допуске к торгам на фондовой бирже.
Учитывается критерий контроля, достаточный для того, чтобы финансовая отчетность этих российских юридических лиц подлежала бы включению в консолидированную финансовую отчетность МГК (например, доля прямого или косвенного участия в размере свыше 50% в уставном капитале).
Круг иностранных лиц, в отношении которых представляется отчет/уведомление
Российские юридические лица предоставляют отчеты и уведомления в отношении:
При этом такие иностранные юридические лица также должны входить в круг лиц ― участников соответствующей МГК.
Представление уведомления/отчета материнской компанией МГК
Материнская компания МГК обязана представлять отчеты и уведомления за российских юридических лиц при условии, что такая материнская компания является российским резидентом.
Если материнской компанией МГК является нерезидент, то обязанность по представлению уведомления/отчета исполняется резидентом, являющимся участником МГК, на которого материнской компанией возложена такая обязанность.
Доля российских активов МГК
Уведомление/отчет представляются только теми МГК, более 50% активов которых находится на территории РФ.
Проверка условия осуществляется с учетом позиции ФНС России (подробнее о ней в одном из наших выпусков).
В целях определения суммарной стоимости активов участников МГК используются данные годовой консолидированной финансовой отчетности и/или локальной финансовой отчетности по состоянию на дату окончания финансового года, предшествующего году, в котором требуется представление уведомления/отчета.
Если эти отчетности отсутствуют в связи с тем, что срок их составления не наступил или не предусмотрен, то может быть использована следующая отчетность (в порядке убывания приоритета):
Источник: Бух.1С
Правила представления указанных отчетов, а также форма такого отчета утверждены правительственным постановлением.
Отчет представляется в течение 30 дней по окончании отчетного полугодия.
Поскольку новые требования вступили в силу 1 июля 2024 года, то первым отчетным полугодием является второе полугодие 2024 года, а обязанность представления таких отчетов возникает с 1 января 2025 года.
ФНС России разъяснила некоторые вопросы, касающиеся представления уведомлений/отчетов.
Понятие МГК
Понятие МГК применяется в значении, указанном в ст. 105.16-1 НК РФ.
Определение круга лиц, исполняющих обязанность по представлению уведомления/отчета
Для определения наличия обязанности по представлению уведомления/отчета необходимо определить круг российских юридических лиц, входящих в МГК, в периоде, за который представляется отчет, или на дату открытия/закрытия/изменения реквизитов зарубежного счета.
Такими лицами являются российские юридические лица, финансовая отчетность которых подлежала бы включению в консолидированную финансовую отчетность МГК в соответствии с требованиями законодательства РФ либо требованиями фондовых бирж при допуске к торгам на фондовой бирже.
Учитывается критерий контроля, достаточный для того, чтобы финансовая отчетность этих российских юридических лиц подлежала бы включению в консолидированную финансовую отчетность МГК (например, доля прямого или косвенного участия в размере свыше 50% в уставном капитале).
Круг иностранных лиц, в отношении которых представляется отчет/уведомление
Российские юридические лица предоставляют отчеты и уведомления в отношении:
- иностранных юридических лиц, в капитале которых они прямо или косвенно участвуют или иным образом контролируют;
- иностранных юридических лиц, которые прямо или косвенно участвуют в капитале или иным образом контролируют такие российские юридические лица.
При этом такие иностранные юридические лица также должны входить в круг лиц ― участников соответствующей МГК.
Представление уведомления/отчета материнской компанией МГК
Материнская компания МГК обязана представлять отчеты и уведомления за российских юридических лиц при условии, что такая материнская компания является российским резидентом.
Если материнской компанией МГК является нерезидент, то обязанность по представлению уведомления/отчета исполняется резидентом, являющимся участником МГК, на которого материнской компанией возложена такая обязанность.
Доля российских активов МГК
Уведомление/отчет представляются только теми МГК, более 50% активов которых находится на территории РФ.
Проверка условия осуществляется с учетом позиции ФНС России (подробнее о ней в одном из наших выпусков).
В целях определения суммарной стоимости активов участников МГК используются данные годовой консолидированной финансовой отчетности и/или локальной финансовой отчетности по состоянию на дату окончания финансового года, предшествующего году, в котором требуется представление уведомления/отчета.
Если эти отчетности отсутствуют в связи с тем, что срок их составления не наступил или не предусмотрен, то может быть использована следующая отчетность (в порядке убывания приоритета):
- последняя подготовленная промежуточная консолидированная финансовая отчетность за соответствующий период отчетного финансового года;
- консолидированная финансовая отчетность и/или локальная финансовая отчетность, подготовленная по состоянию на дату окончания финансового года, предшествующего отчетному финансовому году.
Источник: Бух.1С
Защита персональных данных при их трансграничной передаче может быть усилена
Внесенный в Госдуму РФ законопроект предполагает изменить подход к тому, какие страны считать адекватно обрабатывающими персональные данные.
В соответствии с действующим законодательством таковыми считаются страны ― участники Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (далее ― Конвенция), а также страны, правовое регулирование которых и применяемые меры в области защиты персональных данных соответствуют положениям Конвенции.
Перечень таких стран утвержден Роскомнадзором.
Законопроектом уточняется, что страны ― участники Конвенции уже не смогут попадать в перечень Роскомнадзора автоматически.
Для попадания страны в перечень положениям Конвенции должны будут соответствовать как правовое регулирование в области персональных данных, так и фактически применяемые меры по соблюдению основополагающих принципов защиты, обеспечению конфиденциальности и безопасности персональных данных при их обработке.
«Мы не можем руководствоваться исключительно формальным признаком — наличием подписи под конвенцией. Если страна демонстрирует откровенное попрание прав граждан России, включая публикацию личных данных с угрозой безопасности, то называть ее «адекватной» с точки зрения защиты персональных данных по меньшей мере нелогично» ― отметил член комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
Источник: Парламентская газета
В соответствии с действующим законодательством таковыми считаются страны ― участники Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (далее ― Конвенция), а также страны, правовое регулирование которых и применяемые меры в области защиты персональных данных соответствуют положениям Конвенции.
Перечень таких стран утвержден Роскомнадзором.
Законопроектом уточняется, что страны ― участники Конвенции уже не смогут попадать в перечень Роскомнадзора автоматически.
Для попадания страны в перечень положениям Конвенции должны будут соответствовать как правовое регулирование в области персональных данных, так и фактически применяемые меры по соблюдению основополагающих принципов защиты, обеспечению конфиденциальности и безопасности персональных данных при их обработке.
«Мы не можем руководствоваться исключительно формальным признаком — наличием подписи под конвенцией. Если страна демонстрирует откровенное попрание прав граждан России, включая публикацию личных данных с угрозой безопасности, то называть ее «адекватной» с точки зрения защиты персональных данных по меньшей мере нелогично» ― отметил член комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
Источник: Парламентская газета
Президент РФ подписал отдельные федеральные законы
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 176-ФЗ
Закон об уголовной ответственности для дропперов
Подробности читайте в нашем выпуске от 5 мая 2025 года.
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 168-ФЗ
Русский язык защитят от чрезмерного использования заимствований.
Подробности читайте в нашем выпуске.
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 182-ФЗ
В России будет создана государственная информационная система, которая будет выявлять и пресекать заключение антиконкурентных соглашений.
Ее оператором выступит ФАС России.
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 175-ФЗ
Ужесточено наказание за раскрытие налоговой тайны.
Изменения внесены в ст. 183 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну).
Установлен нижний предел наказания в виде лишения свободы от двух до трех лет в зависимости от тяжести преступления и ввести дополнительные штрафы до 5 млн руб. для более серьезных нарушений.
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 172-ФЗ
Законом предлагается включить в УК РФ меры ответственности за регистрацию ИП через подставных лиц. Наказание будет аналогично тому, которое грозит за такое создание юридического лица — штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. или принудительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на тот же срок.
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 158-ФЗ
Регионам расширили право на установление особых правил применения ККТ.
Новые нормы предусматривают, что региональные органы власти вправе при введении военного положения утверждать перечень населенных пунктов, на территориях которых организации и ИП могут производить расчеты без применения ККТ.
Основанием для включения населенного пункта в указанный перечень являются:
Источник: Buh.ru
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 181-ФЗ
Закон уточняет особенности реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ) в городах федерального значения (Санкт-Петербурге, Москве и Севастополе). Кроме того, документ касается переселения из ветхого и аварийного жилья.
Одним из ключевых нововведений является предоставление региональным властям права устанавливать требования к жилым помещениям, в которые переселяют граждан из домов, попадающих под снос в рамках КРТ.
Согласно новым нормам города федерального значения смогут самостоятельно определять локации для строительства жилья при переселении людей из сносимых домов.
Источник: «Российская газета»
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 180-ФЗ
Застройщики будут обязаны размещать в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) электронные паспорта домов.
Речь идет как о застройщиках многоквартирных домов, так и о малоэтажных жилых комплексов, построенных с применением эскроу-счетов.
Источник: «Парламентская газета»
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 156-ФЗ
Закон об объединении функционала отечественных цифровых сервисов — государственных, финансовых и коммерческих — в едином приложении.
Правительство РФ определит организацию, которая будет отвечать за запуск и работу сервиса.
Решение позволит удостоверять личность при помощи цифрового ID вместо бумажных документов и предоставит правовую возможность пользоваться национальным сервисом при взаимодействии с гражданами государственным и муниципальным органам. Кроме того, на национальную платформу переместятся образовательные чаты и сервисы.
Также вносятся изменения в закон о персональных данных, согласно которым согласие на обработку персональных данных человека всегда должно оформляться отдельно от иных информации/документов, которые подписывает субъект персональных данных.
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 151-ФЗ
Закон предусматривает упрощение вывоза товаров из ОЭЗ в Калининградской области — такие товары будут проверяться таможенными органами на выборочной основе.
Источник: РБК
Источник: Официальный интернет-портал правовой информации
Закон об уголовной ответственности для дропперов
Подробности читайте в нашем выпуске от 5 мая 2025 года.
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 168-ФЗ
Русский язык защитят от чрезмерного использования заимствований.
Подробности читайте в нашем выпуске.
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 182-ФЗ
В России будет создана государственная информационная система, которая будет выявлять и пресекать заключение антиконкурентных соглашений.
Ее оператором выступит ФАС России.
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 175-ФЗ
Ужесточено наказание за раскрытие налоговой тайны.
Изменения внесены в ст. 183 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну).
Установлен нижний предел наказания в виде лишения свободы от двух до трех лет в зависимости от тяжести преступления и ввести дополнительные штрафы до 5 млн руб. для более серьезных нарушений.
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 172-ФЗ
Законом предлагается включить в УК РФ меры ответственности за регистрацию ИП через подставных лиц. Наказание будет аналогично тому, которое грозит за такое создание юридического лица — штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. или принудительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на тот же срок.
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 158-ФЗ
Регионам расширили право на установление особых правил применения ККТ.
Новые нормы предусматривают, что региональные органы власти вправе при введении военного положения утверждать перечень населенных пунктов, на территориях которых организации и ИП могут производить расчеты без применения ККТ.
Основанием для включения населенного пункта в указанный перечень являются:
- ведение на территории населенного пункта боевых действий;
- введение на территории населенного пункта ограничений использования сетей связи общего пользования и/или средств связи.
Источник: Buh.ru
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 181-ФЗ
Закон уточняет особенности реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ) в городах федерального значения (Санкт-Петербурге, Москве и Севастополе). Кроме того, документ касается переселения из ветхого и аварийного жилья.
Одним из ключевых нововведений является предоставление региональным властям права устанавливать требования к жилым помещениям, в которые переселяют граждан из домов, попадающих под снос в рамках КРТ.
Согласно новым нормам города федерального значения смогут самостоятельно определять локации для строительства жилья при переселении людей из сносимых домов.
Источник: «Российская газета»
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 180-ФЗ
Застройщики будут обязаны размещать в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) электронные паспорта домов.
Речь идет как о застройщиках многоквартирных домов, так и о малоэтажных жилых комплексов, построенных с применением эскроу-счетов.
Источник: «Парламентская газета»
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 156-ФЗ
Закон об объединении функционала отечественных цифровых сервисов — государственных, финансовых и коммерческих — в едином приложении.
Правительство РФ определит организацию, которая будет отвечать за запуск и работу сервиса.
Решение позволит удостоверять личность при помощи цифрового ID вместо бумажных документов и предоставит правовую возможность пользоваться национальным сервисом при взаимодействии с гражданами государственным и муниципальным органам. Кроме того, на национальную платформу переместятся образовательные чаты и сервисы.
Также вносятся изменения в закон о персональных данных, согласно которым согласие на обработку персональных данных человека всегда должно оформляться отдельно от иных информации/документов, которые подписывает субъект персональных данных.
Федеральный закон от 24 июня 2025 года № 151-ФЗ
Закон предусматривает упрощение вывоза товаров из ОЭЗ в Калининградской области — такие товары будут проверяться таможенными органами на выборочной основе.
Источник: РБК
Источник: Официальный интернет-портал правовой информации
Правительство проведет оптимизацию льгот по социальным взносам для представителей малого и среднего бизнеса
Власти проанализируют эффективность применения пониженных страховых взносов субъектами МСП и представят в правительство предложения по их оптимизации.
Такое поручение дал премьер-министр России Михаил Мишустин по итогам заседания Правительственной комиссии.
На заседании президент «Опоры России» Александр Калинин предлагал расширить перечень получателей страховых льгот по пониженной ставке 7,6%, например, на предприятия металлообработки, производителей детских игрушек, текстильных изделий.
Источник: Ведомости
Такое поручение дал премьер-министр России Михаил Мишустин по итогам заседания Правительственной комиссии.
На заседании президент «Опоры России» Александр Калинин предлагал расширить перечень получателей страховых льгот по пониженной ставке 7,6%, например, на предприятия металлообработки, производителей детских игрушек, текстильных изделий.
Источник: Ведомости
В Госдуму внесен депутатский законопроект о запрете размещения алкомаркетов в жилых домах
Авторы предложили ввести понятие «алкомаркет» ― торговый объект, в котором доля выручки от продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции составляет более 50% от общей за квартал.
Согласно законопроекту алкомаркеты должны будут размещаться как минимум в 100 м от жилых домов, детских садов, школ, колледжей, вузов, больниц и спортивных объектов.
Предполагается, что такие меры позволят «резко снизить» количество потребляемого алкоголя, а также дадут предпосылки к «системному оздоровлению граждан».
Источник: Ведомости
Согласно законопроекту алкомаркеты должны будут размещаться как минимум в 100 м от жилых домов, детских садов, школ, колледжей, вузов, больниц и спортивных объектов.
Предполагается, что такие меры позволят «резко снизить» количество потребляемого алкоголя, а также дадут предпосылки к «системному оздоровлению граждан».
Источник: Ведомости
Гостевые дома планируют приравнять по требованиям к отелям «без звезд»
Минэкономразвития России разработало проект положения о классификации гостевых домов. Документ проходит необходимые согласования в федеральных органах власти, его утверждение Правительством РФ ожидается летом.
Согласно проекту положения в гостевом доме может быть не более 15 комнат для проживания гостей, одновременно в нем может размещаться не более 45 человек. Минимальная площадь одноместной комнаты составляет 9 кв. м, двухместной — 12 кв. м. При многоместном размещении площадь на одного гостя должна составлять не менее 6 кв. м.
Для безопасности жильцов номера должны оснащать системами обнаружения пожара, первичными системами пожаротушения и вентиляцией. Для гостей должны быть обеспечены регулярная уборка комнаты, смена постельного белья и полотенец, доступ в интернет.
Эксперимент по легализации гостевых домов будет проводиться с 1 сентября 2025 года по 31 декабря 2027 года на территории Республики Алтай и Алтайского края, Дагестана, Крыма, Краснодарского, Приморского, Ставропольского краев, Архангельской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Ленинградской, Ростовской, Херсонской областей, Кемеровской области — Кузбасса, а также города Севастополя и федеральной территории «Сириус».
Источник: Официальный сайт Минэкономразвития России
Согласно проекту положения в гостевом доме может быть не более 15 комнат для проживания гостей, одновременно в нем может размещаться не более 45 человек. Минимальная площадь одноместной комнаты составляет 9 кв. м, двухместной — 12 кв. м. При многоместном размещении площадь на одного гостя должна составлять не менее 6 кв. м.
Для безопасности жильцов номера должны оснащать системами обнаружения пожара, первичными системами пожаротушения и вентиляцией. Для гостей должны быть обеспечены регулярная уборка комнаты, смена постельного белья и полотенец, доступ в интернет.
Эксперимент по легализации гостевых домов будет проводиться с 1 сентября 2025 года по 31 декабря 2027 года на территории Республики Алтай и Алтайского края, Дагестана, Крыма, Краснодарского, Приморского, Ставропольского краев, Архангельской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Ленинградской, Ростовской, Херсонской областей, Кемеровской области — Кузбасса, а также города Севастополя и федеральной территории «Сириус».
Источник: Официальный сайт Минэкономразвития России
Правительство утвердило постановление о создании в Татарстане ОЭЗ промышленно-производственного типа «Зеленая долина»
Здесь будут реализованы шесть инвестиционных проектов, направленных на развитие производств в сфере биотехнологий (предприятия по переработке лубяных культур, а также производству льняного волокна, сорбентов, биоудобрений и хелатов биогенных материалов).
Объем инвестиций в эти проекты составит более 15 млрд руб. Количество новых рабочих мест превысит 440.
Источник: Официальный сайт Правительства РФ
Объем инвестиций в эти проекты составит более 15 млрд руб. Количество новых рабочих мест превысит 440.
Источник: Официальный сайт Правительства РФ