АС Ростовской области: сделки с криптовалютой являются предпринимательской деятельностью
В споре рассматривается следующая ситуация.
ИП применял УСН с объектом обложения «доходы».
В 2022 году на его счета поступили средства от операций с криптовалютой.
Криптовалюта закупалась через зарубежные счета, в том числе в Турции, и продавалась российским пользователям с зачислением рублей на личные банковские карты.
Предприниматель утверждал, что операции проводились им как физическим лицом, и задекларировал доход для целей уплаты НДФЛ, при этом уменьшив доходы от продажи криптовалюты на сопутствующие расходы, связанные с ее приобретением.
Инспекция пришла к выводу, что деятельность ИП носит признаки систематического извлечения прибыли и должна облагаться налогом в рамках УСН, а не НДФЛ.
Соответственно, по итогам проверки вся сумма полученного по операциям с криптовалютой дохода была включена в налоговую базу, облагаемую единым налогом.
Суд поддержал инспекцию, сделав следующие выводы:
операции осуществлялись в период регистрации налогоплательщика в качестве ИП;
операции с криптовалютой носили постоянный характер;
криптовалюта может быть отнесена к иному имуществу, которое, в свою очередь, является имуществом для целей налогообложения операций;
если отчуждаемое имущество изначально не предназначено для личных нужд и/или имущество используется исключительно для систематического получения прибыли, то такая деятельность может быть квалифицирована как предпринимательская;
факт осуществления предпринимательской деятельности также подтверждается массовостью указанных сделок, непродолжительным владением криптовалютой, участием в данных операциях третьих лиц;
в отношении предпринимательской деятельности налогоплательщик не может совмещать УСН и общий режим, поскольку каждая из систем налогообложения применяется в отношении всей деятельности, которую ведет налогоплательщик, а не отдельных ее видов.
В связи с этим весь объем полученных ИП средств, связанных с операциями купли-продажи криптовалюты, должен быть обложен налогом в рамках УСН.
ФНС уточнила, как российские компании ― участники МГК должны отчитываться о зарубежных счетах нерезидентов, входящих в такую МГК
Ведомство напомнило о поправках, которые обязывают российские компании уведомлять налоговые органы о зарубежных счетах юридических лиц ― нерезидентов и представлять отчет о движении средств по таким счетам, если указанные нерезиденты входят с ними в одну международную группу компаний (МГК).
Отчет представляется в течение 30 дней по окончании отчетного полугодия.
Поскольку новые требования вступили в силу 1 июля 2024 года, то первым отчетным полугодием является второе полугодие 2024 года, а обязанность представления таких отчетов возникает с 1 января 2025 года.
ФНС России разъяснила некоторые вопросы, касающиеся представления уведомлений/отчетов.
Определение круга лиц, исполняющих обязанность по представлению уведомления/отчета
Для определения наличия обязанности по представлению уведомления/отчета необходимо определить круг российских юридических лиц, входящих в МГК, в периоде, за который представляется отчет, или на дату открытия/закрытия/изменения реквизитов зарубежного счета.
Такими лицами являются российские юридические лица, финансовая отчетность которых подлежала бы включению в консолидированную финансовую отчетность МГК в соответствии с требованиями законодательства РФ либо требованиями фондовых бирж при допуске к торгам на фондовой бирже.
Учитывается критерий контроля, достаточный для того, чтобы финансовая отчетность этих российских юридических лиц подлежала бы включению в консолидированную финансовую отчетность МГК (например, доля прямого или косвенного участия в размере свыше 50% в уставном капитале).
Круг иностранных лиц, в отношении которых представляется отчет/уведомление
Российские юридические лица предоставляют отчеты и уведомления в отношении:
иностранных юридических лиц, в капитале которых они прямо или косвенно участвуют или иным образом контролируют;
иностранных юридических лиц, которые прямо или косвенно участвуют в капитале или иным образом контролируют такие российские юридические лица.
При этом такие иностранные юридические лица также должны входить в круг лиц ― участников соответствующей МГК.
Представление уведомления/отчета материнской компанией МГК
Материнская компания МГК обязана представлять отчеты и уведомления за российских юридических лиц при условии, что такая материнская компания является российским резидентом.
Если материнской компанией МГК является нерезидент, то обязанность по представлению уведомления/отчета исполняется резидентом, являющимся участником МГК, на которого материнской компанией возложена такая обязанность.
Доля российских активов МГК
Уведомление/отчет представляются только теми МГК, более 50% активов которых находится на территории РФ.
Проверка условия осуществляется с учетом позиции ФНС России (подробнее о ней в одном из наших выпусков).
В целях определения суммарной стоимости активов участников МГК используются данные годовой консолидированной финансовой отчетности и/или локальной финансовой отчетности по состоянию на дату окончания финансового года, предшествующего году, в котором требуется представление уведомления/отчета.
Если эти отчетности отсутствуют в связи с тем, что срок их составления не наступил или не предусмотрен, то может быть использована следующая отчетность (в порядке убывания приоритета):
последняя подготовленная промежуточная консолидированная финансовая отчетность за соответствующий период отчетного финансового года;
консолидированная финансовая отчетность и/или локальная финансовая отчетность, подготовленная по состоянию на дату окончания финансового года, предшествующего отчетному финансовому году.
Защита персональных данных при их трансграничной передаче может быть усилена
Внесенный в Госдуму РФ законопроект предполагает изменить подход к тому, какие страны считать адекватно обрабатывающими персональные данные.
В соответствии с действующим законодательством таковыми считаются страны ― участники Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (далее ― Конвенция), а также страны, правовое регулирование которых и применяемые меры в области защиты персональных данных соответствуют положениям Конвенции.
Законопроектом уточняется, что страны ― участники Конвенции уже не смогут попадать в перечень Роскомнадзора автоматически.
Для попадания страны в перечень положениям Конвенции должны будут соответствовать как правовое регулирование в области персональных данных, так и фактически применяемые меры по соблюдению основополагающих принципов защиты, обеспечению конфиденциальности и безопасности персональных данных при их обработке.
«Мы не можем руководствоваться исключительно формальным признаком — наличием подписи под конвенцией. Если страна демонстрирует откровенное попрание прав граждан России, включая публикацию личных данных с угрозой безопасности, то называть ее «адекватной» с точки зрения защиты персональных данных по меньшей мере нелогично» ― отметил член комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
Ужесточено наказание за раскрытие налоговой тайны.
Изменения внесены в ст. 183 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну).
Установлен нижний предел наказания в виде лишения свободы от двух до трех лет в зависимости от тяжести преступления и ввести дополнительные штрафы до 5 млн руб. для более серьезных нарушений.
Законом предлагается включить в УК РФ меры ответственности за регистрацию ИП через подставных лиц. Наказание будет аналогично тому, которое грозит за такое создание юридического лица — штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. или принудительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на тот же срок.
Регионам расширили право на установление особых правил применения ККТ.
Новые нормы предусматривают, что региональные органы власти вправе при введении военного положения утверждать перечень населенных пунктов, на территориях которых организации и ИП могут производить расчеты без применения ККТ.
Основанием для включения населенного пункта в указанный перечень являются:
ведение на территории населенного пункта боевых действий;
введение на территории населенного пункта ограничений использования сетей связи общего пользования и/или средств связи.
Закон уточняет особенности реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ) в городах федерального значения (Санкт-Петербурге, Москве и Севастополе). Кроме того, документ касается переселения из ветхого и аварийного жилья.
Одним из ключевых нововведений является предоставление региональным властям права устанавливать требования к жилым помещениям, в которые переселяют граждан из домов, попадающих под снос в рамках КРТ.
Согласно новым нормам города федерального значения смогут самостоятельно определять локации для строительства жилья при переселении людей из сносимых домов.
Закон об объединении функционала отечественных цифровых сервисов — государственных, финансовых и коммерческих — в едином приложении.
Правительство РФ определит организацию, которая будет отвечать за запуск и работу сервиса.
Решение позволит удостоверять личность при помощи цифрового ID вместо бумажных документов и предоставит правовую возможность пользоваться национальным сервисом при взаимодействии с гражданами государственным и муниципальным органам. Кроме того, на национальную платформу переместятся образовательные чаты и сервисы.
Также вносятся изменения в закон о персональных данных, согласно которым согласие на обработку персональных данных человека всегда должно оформляться отдельно от иных информации/документов, которые подписывает субъект персональных данных.
Закон предусматривает упрощение вывоза товаров из ОЭЗ в Калининградской области — такие товары будут проверяться таможенными органами на выборочной основе.
Источник: Официальный интернет-портал правовой информации
Правительство проведет оптимизацию льгот по социальным взносам для представителей малого и среднего бизнеса
Власти проанализируют эффективность применения пониженных страховых взносов субъектами МСП и представят в правительство предложения по их оптимизации.
Такое поручение дал премьер-министр России Михаил Мишустин по итогам заседания Правительственной комиссии.
На заседании президент «Опоры России» Александр Калинин предлагал расширить перечень получателей страховых льгот по пониженной ставке 7,6%, например, на предприятия металлообработки, производителей детских игрушек, текстильных изделий.
В Госдуму внесен депутатский законопроект о запрете размещения алкомаркетов в жилых домах
Авторы предложили ввести понятие «алкомаркет» ― торговый объект, в котором доля выручки от продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции составляет более 50% от общей за квартал.
Согласно законопроекту алкомаркеты должны будут размещаться как минимум в 100 м от жилых домов, детских садов, школ, колледжей, вузов, больниц и спортивных объектов.
Предполагается, что такие меры позволят «резко снизить» количество потребляемого алкоголя, а также дадут предпосылки к «системному оздоровлению граждан».
Гостевые дома планируют приравнять по требованиям к отелям «без звезд»
Минэкономразвития России разработало проект положения о классификации гостевых домов. Документ проходит необходимые согласования в федеральных органах власти, его утверждение Правительством РФ ожидается летом.
Согласно проекту положения в гостевом доме может быть не более 15 комнат для проживания гостей, одновременно в нем может размещаться не более 45 человек. Минимальная площадь одноместной комнаты составляет 9 кв. м, двухместной — 12 кв. м. При многоместном размещении площадь на одного гостя должна составлять не менее 6 кв. м.
Для безопасности жильцов номера должны оснащать системами обнаружения пожара, первичными системами пожаротушения и вентиляцией. Для гостей должны быть обеспечены регулярная уборка комнаты, смена постельного белья и полотенец, доступ в интернет.
Эксперимент по легализации гостевых домов будет проводиться с 1 сентября 2025 года по 31 декабря 2027 года на территории Республики Алтай и Алтайского края, Дагестана, Крыма, Краснодарского, Приморского, Ставропольского краев, Архангельской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Ленинградской, Ростовской, Херсонской областей, Кемеровской области — Кузбасса, а также города Севастополя и федеральной территории «Сириус».
Правительство утвердило постановление о создании в Татарстане ОЭЗ промышленно-производственного типа «Зеленая долина»
Здесь будут реализованы шесть инвестиционных проектов, направленных на развитие производств в сфере биотехнологий (предприятия по переработке лубяных культур, а также производству льняного волокна, сорбентов, биоудобрений и хелатов биогенных материалов).
Объем инвестиций в эти проекты составит более 15 млрд руб. Количество новых рабочих мест превысит 440.