Уточнен временный порядок раскрытия и предоставления информации ЭЗО
Напомним, что в начале года ЭЗО получили право не раскрывать информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с законами об акционерных обществах, банках, обществах с ограниченной ответственностью, аудиторской деятельности и другими нормативными актами.
На днях правила «нераскрытия» информации были скорректированы.
Так, уточнен перечень лиц, которые вправе не раскрывать информацию, а также объем нераскрываемой информации.
Теперь:
ЭЗО;
лица, которые обязаны или имеют право вступить в прямое владение ЭЗО;
лица, которым передано право на вступление в прямое владение ЭЗО;
общества, которые созданы в судебном порядке и которым переданы права иностранной холдинговой компании на акции/доли в уставном капитале ЭЗО;
лица, которые вступили в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) ЭЗО;
лица, прямо или косвенно владеющие акциями (долями в уставном капитале) ЭЗО;
не раскрывают только информацию:
позволяющую прямо или косвенно установить наличие у вышеназванных лиц обязанности или права вступить в прямое владение акциями ЭЗО, факт передачи этим и (или) иным лицам права на вступление в прямое владение акциями ЭЗО, факт вступления этих и (или) иных лиц в прямое владение акциями ЭЗО или факт обращения в арбитражный суд с заявлением о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении ЭЗО;
о лицах, прямо или косвенно владеющих акциями вышеназванных лиц, и лицах, под контролем которых прямо или косвенно они находятся, включая бенефициарных владельцев.
Вышеназванные лица также вправе не раскрывать информацию о тех, кто входит в состав органов управления/замещает должности, предоставляющие возможность определять их действия.
Теперь эти правила касаются также дочерних обществ ЭЗО; лиц, находящихся под контролем ЭЗО; лиц, акциями (долями в уставных капиталах) которых прямо или косвенно владеет ЭЗО.
Доступ к данным, которые ЭЗО и их «дочки» обязаны скрыть, будет ограничен для третьих лиц — эти сведения не будут предоставляться органам местного самоуправления, кредитным и некредитным финансовым организациям, лицам, оказывающим профессиональные услуги на финансовом рынке, нотариусам, аудиторским организациям.
При этом ЭЗО и вступающие в прямое владение ими лица смогут не предоставлять и другие данные, подлежащие раскрытию в соответствии с действующим законодательством. Однако эти сведения компании будут обязаны предоставить государственным органам и иным лицам, которые имеют право на получение данной информации, по их запросу.
Скорректированы также положения, касающиеся подачи уведомлений лицами, не раскрывшими информацию.
В частности, ЭЗО обязаны будут направить уведомление в ЦБ РФ (если ЭЗО — кредитная или некредитная финансовая организация) или Минэкономразвития России о прямых/косвенных участниках, а также о лицах, под контролем которых прямо или косвенно находится ЭЗО.
В случае если ЭЗО являются ПАО, акции которых допущены к организованным торгам, направление такой информации в отношении лиц, владеющих менее чем 5% акций, не потребуется.
На основе таких уведомлений ЦБ РФ или Минэкономразвития России по запросу ЭЗО будут выдавать заключения о наличии/отсутствии у ЭЗО прямых/косвенных иностранных участников.
На базе этого заключения ЭЗО сможет формировать свое заключение о соблюдении требований к своим владельцам — эти документы ЭЗО сможет предоставлять в федеральные органы исполнительной власти и иным лицам.
Указ регулирует и некоторые иные вопросы, в частности:
бенефициары ЭЗО будут вправе передать право на вступление в прямое владение ЭЗО российским физическим и юридическим лицам частью акций/долей ЭЗО;
специальные правила налогообложения операций, связанных с вступлением в прямое владение ЭЗО, будут применяться также при частичном вступлении в прямое владение ЭЗО;
если физические лица, вступившие в прямое владение ЭЗО, в дальнейшем продадут свои доли/акции в ЭЗО, то положения НК РФ об освобождении от НДФЛ по сроку владения будут применяться для них в существующей редакции (то есть, как мы понимаем, без учета планируемых изменений, в соответствии с которыми освобождаться будет только доход от таких операций в пределах 50 млн руб.).
Получение прямого контроля над экономически значимыми компаниями может быть упрощено.
Предусматривается изменение некоторых критериев отнесения компаний к ЭЗО:
·предприятия, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, смогут получить статус ЭЗО на особых условиях ― если суммарный объем выручки самого предприятия и российских компаний, входящих с ним в одну группу, превышает 10 млрд руб.;
отнести компанию к ЭЗО можно будет, если уровень прямого или косвенного участия в ней российских бенефициаров через иностранные холдинговые компании (ИХК) будет не менее 50% (сейчас требование строже — через ИХК российские бенефициары должны контролировать российскую компанию более чем на 50%).
Механизм эскроу-счетов предлагается распространить на ИЖС.
Подрядчик по ИЖС будет вправе заключить договор строительного подряда с использованием эскроу-счета при применении типовой проектной документации или домокомплектов, включающих в себя материалы, относящиеся к продукции отечественной промышленности.
В этом случае подрядчик должен будет раскрыть информацию о себе и строительстве объекта ИЖС в единой информационной системе жилищного строительства.
Размещенные на эскроу-счетах средства буду застрахованы по аналогии со счетами для расчетов по договорам долевого участия в строительстве ― максимальная сумма возмещения по ним составит 10 млн руб.
Предполагается, что закон вступит в силу 1 марта 2025 года.
Депутаты предложили уточнить минимальный срок владения участком земли при его разделе.
Согласно положениям НК РФ от НДФЛ освобождаются доходы, полученные от продажи недвижимости, если она находилась в собственности в течение минимального предельного срока владения и более. Как правило, речь идет о пяти годах, однако в некоторых случаях срок составляет три года.
Однако порядок определения аналогичного срока для участков, образованных для целей изъятия, не установлен.
Согласно тексту внесенного законопроекта, если гражданин получил право собственности на земельный участок после того, как часть его прежнего участка была изъята для государственных или муниципальных нужд, то минимальный срок владения новым участком начинается с момента, когда человек стал владельцем старого участка.
Предлагается обеспечить единообразный подход к определению размера и пределов ответственности по договорам участия в долевом строительстве.
Подробности см. в выпуске «Новости законодательства» от 13 июня 2024 года.
Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»
Минприроды России разработало проект правил взимания экологического сбора
Документ содержит новую редакцию правил уплаты экологического сбора с учетом ранее внесенных измененийв законодательство, а также порядок его исчисления, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Напомним, что экологический сбор уплачивают производители и импортеры утилизируемых товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования этих товаров.
Постановление предусматривает уплату сбора производителями и импортерами товаров при их ввозе, в том числе товаров в упаковке, из государств — членов ЕАЭС в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
В случае своего принятия правила будут применяться при взимании экологического сбора в отношении подлежащих утилизации товаров/упаковки, произведенных в РФ или ввезенных в РФ с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года и с 1 января 2025 года по 31 декабря 2031 года.
Положения правил в отношении уплаты экологического сбора при ввозе товаров из стран, не входящих в ЕАЭС, будут применяться с 1 января 2026 года, а в части проводимого эксперимента — с 1 сентября 2024 года.
Минфин России определился с параметрами расчета НДФЛ на долгосрочные вклады
В марте этого года власти предложилиизменить порядок расчета НДФЛ на процентный доход по долгосрочным вкладам.
Речь шла о том, чтобы дать таким вкладчикам возможность сохранять «несгораемую», то есть не облагаемую НДФЛ сумму, которая выпадает на один из годов до окончания действия вклада.
По текущим нормам НК РФ НДФЛ не облагается процентный доход по депозитам на сумму, которая зависит от ключевой ставки: максимальная ставка ЦБ РФ из действовавших на первое число каждого месяца умножается на 1 млн руб., полученная сумма вычитается из той, что получил вкладчик за расчетный год, и уже от этого результата удерживается 13 или 15% налога.
Согласно предлагаемым поправкам, если процентные доходы вкладчика за текущий налоговый период окажутся ниже пороговой суммы (1 млн руб., умноженный на максимальную ставку ЦБ РФ), то полученная разница может уменьшить налоговую базу следующих периодов «вплоть до нуля».
Предполагается, что такое правило будет применяться к вкладам на срок от 15 месяцев.
Скорее всего, поправки будут внесены в законопроект о реализации отдельных направлений налоговой политики, который готовится к рассмотрению во втором чтении (мы рассказывали об этом законопроекте в одном из наших новостных выпусков).
Второе чтение этого законопроекта должно было состояться 4 июля, однако позднее было принято решение о его переносе на 9 июля.
Минфин России планирует разрешить предприятиям, покупающим товары или услуги у бизнеса на «упрощенке», предъявлять к вычету НДС, начисленный по специальным ставкам — 5 и 7%
Данные поправки планируется внести в законопроект о налоговой реформе, второе чтение которого назначено на 9 июля (подробно мы рассказывали о нем в одном из наших выпусков).
Этим законопроектом предлагается обязать «упрощенцев», доход которых превышает 60 млн руб., уплачивать НДС с возможностью выбора: платить этот налог по общим ставкам с применением вычета входного НДС либо уплачивать его по «специальным» ставка 5 или 7%, но уже без права на вычет входного НДС.
Текущая версия законопроекта не предусматривает право вычета НДС, исчисленного по таким «специальным» ставкам, налогоплательщиками, которые приобретают товары/работы/услуги у компаний и ИП, работающих на УСН.
Комитет Госдумы РФ по бюджету и налогам рекомендовал ко второму чтению предусмотреть в законопроекте возможность применения покупателями товаров (работ, услуг) вычетов сумм НДС, предъявленных им продавцами, применяющими налоговые ставки 5 или 7%.
Данное пожелание было учтено Минфином России.
Кроме того, текущая редакция законопроекта гласит, что организации и ИП, применяющие УСН, доходы которых не превышают 60 млн руб., «имеют право на освобождение» от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС — для подтверждения права на освобождение нужно подать соответствующее уведомление.
В поправках ко второму чтению этот пункт звучит по-другому: организации и ИП «освобождаются от исполнения обязанностей». Новая формулировка поможет компаниям избежать лишней бумажной работы.
Маркетплейсы смогут передавать в ФНС данные об операциях с продавцами, работающими на АУСН
Такой опцией дополнят автоматизированную упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса (АУСН).
Маркетплейсы смогут передавать налоговым органам информацию об операциях с продавцами в электронной форме в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем их совершения.
В частности, будут передаваться сведения двух видов:
о произведенных с налогоплательщиками зачетах встречных требований;
о полученных от налогоплательщиков суммах агентских вознаграждений.
Конкретный состав необходимых данных определит «протокол информационного обмена», который будет составлен ФНС России и размещен в открытом доступе.
Взаимодействие операторов электронных площадок с налоговыми органами будет добровольным.
Присоединиться к эксперименту и попасть в специализированный реестр ФНС России можно будет при условии обеспечения соответствия отдельным критериям и соблюдения протокола обмена информацией.
Пока речь идет только о передаче данных — маркетплейсы не будут выступать в роли налоговых агентов.
Эти поправки также планируется внести в законопроект о реализации отдельных направлений налоговой политики.
ФНС России обновила контрольные соотношения декларации по налогу на прибыль
Напомним, что данные соотношения используются налоговыми органами и налогоплательщиками для проверки заполнения различных взаимосвязанных между собой показателей декларации.
Уставный капитал российских банков предлагают формировать без долларов и евро
Группа депутатов предложила дать ЦБ РФ право ежегодно определять валюты, которыми можно оплачивать уставный капитал банков, страховых компаний и НПФ.
Так, в качестве таких валют могут выступать валюты стран потенциальных инвесторов — Армении, Киргизии, Казахстана, Беларуси, стран БРИКС, — в том числе китайский юань и индийская рупия, также валюты Бразилии, Южно-Африканской Республики и др.
ЦБ РФ, согласно поправкам, может получить право ограничивать внесение вкладов в уставный капитал финансовых организаций в валюте недружественных стран. Речь может идти как о лимите в 10%, так и полном запрете.
Обновлены правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС
На постоянной основе закреплена возможность подтверждать происхождение товаров, претендующих на получение тарифных преференций, копией документа о происхождении товара вместо его оригинала.
Кроме того, исключено требование об обязательном приобретении товаров только у лиц, зарегистрированных в странах — пользователях единой системы тарифных преференций ЕАЭС.