ФНС России: что могут делать территориальные налоговые органы в рамках ТЦ-проверок?
Согласно НК РФ полномочия по определению рыночных цен для целей налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами отнесены к исключительной компетенции ФНС России.
Таким образом, полномочия территориальных налоговых органов (далее — ТНО) в рамках ТЦ проверок существенно ограничены.
ТНО может:
- принимать уведомления о контролируемых сделках, следить за корректностью их заполнения;
- привлекать налогоплательщиков к ответственности при выявлении нарушений в порядке заполнения уведомления;
- извещать ФНС России при обнаружении неотраженных в уведомлениях сделок;
- исполнять поручения ФНС России по истребованию у налогоплательщиков документов в рамках контрольных мероприятий ФНС России — в этом случае к запросу должна быть приложена копия поручения, подписанная заместителем руководителя ФНС России;
- делиться с ФНС России своими предположениями о несоответствии цен в сделках рыночному уровню — основания для таких предположений могут быть сформированы в рамках сбора доказательств для признания неотраженной в уведомлении сделки контролируемой или в рамках иных мероприятий налогового контроля, напрямую не связанных с данной сделкой;
- при проведении налогоплательщиком самостоятельной корректировки цены в контролируемой сделке — запрашивать пояснения к уточненной декларации, позволяющие идентифицировать сделку (номер и дата договора, предмет сделки, его стоимость, использованный ТЦ-метод и иная значимая, по мнению налогоплательщика, информация), однако в случае корректировки по результатам контрольно-аналитической работы ФНС России такие пояснения не запрашиваются.
При этом ТНО не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках и не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по проверке цен в контролируемых сделках, не вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), глобальную документацию и национальную документацию.
В то же время невозможность проверки цен не ограничивает ТНО в исполнении других своих полномочий в отношении контролируемых сделок, а именно:
- оценивать расходы с точки зрения их экономической обоснованности, включая оценку расходов на внутригрупповые услуги;
- пересматривать налоговые обязательства по сделке при выявлении признаков получения необоснованной налоговой выгоды.
Помимо этого, при исследовании налоговым органом методологии формирования стоимости внутригрупповых услуг налогоплательщики вправе самостоятельно предоставить территориальному налоговому органу документацию.
Письмо ФНС России несколько развеяло опасения налогоплательщиков относительно возможного неформального расширения полномочий ТНО.
В то же время разъяснения подготовлены на основании действующих положений НК РФ.
В этой связи стоит обратить внимание на законопроект, в соответствии с которым предлагается по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России привлекать к проведению ТЦ-проверки должностных лиц ТНО.
Текст этого законопроекта был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов в прошлом году (часть его положений в итоге трансформировалась в закон о масштабных ТЦ-поправках).
Мы будем следить за судьбой этой инициативы.
Минфин России сообщил об идее упростить регистрацию бизнеса иностранцами
Как сообщают СМИ, власти обсуждают вопрос об упрощении условий для регистрации юридических лиц в России иностранцами из недружественных стран.
«Если иностранные инвесторы, даже из недружественных стран, хотят создавать в России юрлица и инвестировать деньги на развитие бизнеса, то в этом случае можно упрощать разрешительный порядок», — сообщили в ведомстве.
Сейчас таким инвесторам необходимо решение правительственной комиссии.
Подробности инициативы пока неизвестны.
Правительство РФ запускает комплексный сервис «Старт бизнеса онлайн»
В рамках одной услуги предприниматель сможет зарегистрировать бизнес, получить электронную подпись без личного обращения в удостоверяющий центр ФНС России и открыть счет в банке.
Сервис будет реализован в режиме эксперимента, который начнется 1 марта 2024 года и продлится до 1 марта 2025 года.
Налоговые органы усилили контроль за трудоустройством самозанятых
Как сообщают СМИ, с конца 2023 года налоговые органы усилили контроль за трудоустройством штатных работников под видом самозанятых для снижения налогов.
Инспекции стали чаще направлять работодателям уведомления с требованием разъяснить характер сотрудничества с гражданами — пользователями режима налога на профессиональный доход (НПД).
Кроме статистических данных, например о численности самозанятых, ФНС интересуется, каким образом организация выходит на работников, предлагающих такие услуги.
Наибольшие риски несут компании из сфер ИТ, дизайна, услуг, оптовой торговли и логистики.