Обзоры
Legislative Tracking

Выпуск от 10 ноября 2022 года


Legislative Tracking

Be in the know


Скачать выпуск


Экстренное повышение налогов и донастройка льгот — законопроект принят сразу во втором и третьем чтениях       


В конце сентября в Госдуму РФ был внесен законопроект, направленный на формирование дополнительных доходов бюджета, а также «справедливое изъятие сверхдоходов в ряде отраслей».

Речь шла о введении акциза на сладкие напитки, повышении ставки налога на прибыли в отношении экспорта СПГ, увеличении предельной базы для страховых взносов и росте налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль.
10 ноября законопроект был принят сразу во втором и третьем чтениях.

Ко второй редакции его текст был существенно доработан — помимо «бюджетообразующих» положений в нем появились нормы, вводящие или корректирующие налоговые льготы.

Среди них:

  • донастройка «безналогового» прощения долгов по займам/кредитам от иностранных лиц — теперь при прощении долга по процентам, ранее учтенным для налогообложения, доход у заемщика возникать не будет;

  • налоговый режим в отношении денежных средств/имущества, переданного мобилизованным;

  • льготы по НДФЛ при продаже обращающихся ценных бумаг высокотехнологичных компаний и др.

Расскажем подробнее об основных положениях законопроекта с учетом его последней редакции.


Акциз на сладкие напитки

Акциз на сладкие напитки будет введен с 1 июля 2023 года (ранее планировалось, что он начнет уплачиваться уже с 1 января 2023 года).

Подакцизным товаром будут признаваться упакованные в потребительскую упаковку напитки с содержанием сахара / иных подсластителей свыше 5 г на 100 мл напитка и объемной долей этилового спирта не более 1,2%.

При этом подпадать под налогообложение не будут:

  • напитки, изготовленные и упакованные организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере общественного питания;

  • специализированные напитки, включенные в специальный реестр (кроме тонизирующих напитков и напитков, в состав которых входит двуокись углерода);

  • алкогольная продукция крепостью более 0,5%, напитки брожения/кваса с содержанием этилового спирта до 1,2% включительно;

  • соки, нектары, сокосодержащие напитки, морсы, молоко, молочная продукция, кисели, а также напитки на основе растительного молока (кроме тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонентов входит двуокись углерода).

Ставка составит 7 руб. за 1 л.

Некоторые послабления предусмотрены для представителей малого и среднего бизнеса, включенных в соответствующий реестр по состоянию на 1 октября 2022 года, — с 1 июля 2023 года до 30 сентября 2023 года включительно они не будут уплачивать акциз на сладкие напитки в отношении некоторых операций.


Акциз на жидкую сталь

Предлагается скорректировать правила расчета акциза на жидкую сталь.

Механизм должен компенсировать возможное падение цен на российскую сталь.

Согласно поправкам, если значение показателя Цсляб за налоговый период (экспортная цена сляба в долл. США за одну тонну), умноженное на Р (средний курс долл. США), окажется меньше 30 тыс. руб., то ставка акциза на жидкую сталь будет приниматься равной нулю.

Поправки будут применяться ретроспективно — к правоотношениям с 1 августа 2022 года.

Для сравнения, в августе произведение Цсляб на Р составило чуть более 26 тыс. руб, то есть если бы поправки уже действовали, акциз на жидкую сталь за август платить бы не пришлось.


Акциз на бензин

Предусматривается сохранение учета ценовой скидки при определении демпфера на автомобильный бензин до конца 2025 года.

Как ранее предполагалось, это сократит в 2023–2025 годах расходы федерального бюджета на предоставление демпфера на нефтяное сырье суммарно на 662 млрд руб.


Налог на прибыль для экспортеров СПГ

Существенно увеличится ставка налога на прибыль для компаний, которые осуществляют производство сжиженного природного газа (СПГ) и до 31 декабря 2022 года включительно осуществили экспорт хотя бы одной партии СПГ на основании лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа.

В 2023–2025 годах такие компании будут уплачивать налог по ставке 34% (17% — в федеральный бюджет и 17% — в региональный).

Стоит отметить, что первая редакция законопроекта предполагала увеличение ставки до 32% и не освобождала от роста налоговой нагрузки новые СПГ-проекты.

Также в новой версии документа предусматривается право субъектов РФ уменьшить ставку налога, зачисляемого в региональный бюджет.

Ожидается, что в 2023 году дополнительные доходы бюджета от повышения ставки налога на прибыль составят 200 млрд руб.


Страховые взносы

Изменения касаются предельной величины базы, по достижении которой начинает применяться регрессивная ставка страховых взносов (15,1% вместо 30%).

Напомним, что с 1 января 2023 года фонды объединятся.

Предельная база также станет единой, причем за ее основу будет взята предельная база взносов ПФР, которая сейчас выше, чем предельная база для взносов ФСС.

Это уже гарантированно приведет к увеличению суммы взносов, уплачиваемых в отношении сотрудников с относительно высоким уровнем заработной платы.

Налоговые потери только от этого оцениваются приблизительно в 16 тыс. руб. на одного сотрудника.

Однако бизнес ждет еще один неприятный «сюрприз».

Первоначально предполагалось, что единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов будет равна базе 2022 года для пенсионных взносов, проиндексированной с учетом роста зарплаты.

Теперь предполагается, что с 1 января 2023 года единая предельная величина будет установлена с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы, увеличенного в двенадцать раз, и примененного к нему коэффициента 2,3.

С учетом прогнозного значения средней заработной платы (69,5 тыс. руб. в месяц) предельная величина базы для расчета страховых взносов в 2023 году составит 1,917 тыс. руб.

Это означает, что сумма страховых взносов в отношении каждого сотрудника с заработной платой свыше 1,917 тыс. руб. в год (около 160 тыс. руб. в месяц) станет выше на 68 тыс. руб.


НДПИ на газ

Планируется надбавка при расчете НДПИ на газ в виде коэффициента Ккг, который будет добавляться к ставке акциза.

Он составит:

  • 134 — на период с 1 июля 2023 года по 30 июня 2024 года;

  • 285 — на период с 1 июля 2024 года по 30 июня 2025 года;

  • 305 — с 1 июля 2025 года.


НДПИ на уголь

Также предусмотрено дополнительное изъятие НДПИ для:

  • антрацита;

  • угля коксующегося;

  • угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого.

В частности, рассчитанные в установленном НК РФ порядке ставки НДПИ за тонну добытого угля будут увеличены на 380 руб. за одну т.

Эта надбавка будет действовать в первом квартале 2023 года.


Демпфер для нефтяной отрасли

Планируется поменять коэффициент, характеризующий надбавку за изменение механизма демпфера.

По сути, в 2023–2025 годах этот показатель будет умножаться на 1,3.

Это, в свою очередь, приведет к росту надбавки к НДПИ для нефтяной отрасли.


Дополнительный НДПИ для Газпрома

В 2023–2025 годах Газпром заплатит надбавку к НДПИ — по 50 млрд руб. в месяц, то есть всего за три года — 1,8 трлн руб.

Напомним, что ранее уже были приняты поправки о введении аналогичного механизма изъятия за период с сентября по ноябрь 2022 года — за этот период Газпром заплатит более 1,2 трлн руб.


Очередная донастройка «безналогового прощения долгов»

В соответствии с действующей редакцией «не признается доходом сумма прощенных в 2022 году обязательств по договору займа/кредита, заключенному до 1 марта 2022 года с иностранным лицом, в случае принятия решения о прощении долга непосредственно самим иностранным лицом либо иностранным/российским лицом, получившим право требования по такому договору займа/кредита до 31 декабря 2022 года (за исключением процентов, учтенных в составе внереализационных расходов)».

Один раз эта норма уже менялась, в частности, из-под безналогового прощения были выведены проценты, учтенные в составе внереализационных расходов.

Законопроект предлагает снова отточить формулировки, причем весьма неожиданным способом.

Если ранее законодатели пришли к выводу, что долг по процентам, которые ранее были учтены в качестве расходов, простить безналогово нельзя, то новая формулировка позволяет сделать совершенно противоположный вывод.

Изящная замена слов «за исключением» на слова «в том числе» приводит к тому, что теперь безналоговое прощение будет распространено и на проценты.

Напомним, что налоговые органы ранее (до первой корректировки нормы) также придерживались такого мнения.

В частности, в одном из своих писем (от 26 апреля 2022 года № ШЮ-4-13/5078@) ФНС России сделала вывод о том, что под освобождение подпадает прощение как тела займа, так и процентов.

В другом письме (от 26 мая 2022 года № 03-03-06/1/49668) ведомство сообщило, что в случае «безналогового» прощения иностранным кредитором долга по процентам ранее признанные в составе внереализационных расходов проценты не подлежат исключению из состава вычитаемых затрат, поскольку НК РФ не предусматривает для этого правовых оснований.

Еще одно изменение расширяет периметр займов/кредитов, которые можно простить без уплаты налога, — теперь необязательно, чтобы договор был заключен с иностранным лицом до 1 марта 2022 года, достаточно, чтобы иностранное лицо по состоянию на 1 марта 2022 года числилось кредитором/займодавцем по договору.

Таким образом, если заем изначально был предоставлен российским лицом, но до 1 марта 2022 года право требования по займу перешло к иностранному лицу — такой заем/кредит может быть прощен без возникновения налогооблагаемого дохода у российского заемщика.

Поправки применяются ретроспективно — с 1 января 2022 года.


Налогообложение имущества, безвозмездно передаваемого мобилизованным

Доходы в виде денежных средств/иного имущества, безвозмездно полученных мобилизованными лицами, а также теми, кто проходит военную службу по контракту и/или членами их семей будут освобождены от НДФЛ.

Условие для освобождения такого дохода от налогообложения — связь полученных доходов с прохождением военной службы по мобилизации/контракту.

Компании и ИП при передаче такого имущества мобилизованным/проходящим службу по контракту не будут платить НДС.

Кроме того, соответствующие расходы можно будет учесть в составе внереализационных расходов и в отношении них не нужно будет платить страховые взносы.

Таким образом, стремление работодателей помочь своим сотрудникам, призванным на военную службу, не должно привести к дополнительному налогообложению.

Один из открытых вопросов — документальное подтверждение связи передачи денежных средств/имущества с прохождением военной службы.

Желательно, чтобы в документах (внутренние приказы, накладные и т. п.) была четко прописана цель передачи такого имущества/средств.


Освобождение от НДФЛ доходов от реализации ценных бумаг высокотехнологичных компаний

Законопроект предусматривает продление льготного порядка налогообложения обращающихся ценных бумаг высокотехнологичных компаний.

От налога будут освобождены доходы от реализации/погашения акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, если на дату их реализации/погашения они непрерывно принадлежали налогоплательщику более одного года и в отношении них соблюдается одно из условий:

  • они относились к обращающимся ценным бумагам и в течение всего срока владения являлись ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

  • на дату их приобретения они не признавались обращающимися, но на дату их реализации/погашения относились к обращающимся и являлись ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Льгота будет действовать до 31 декабря 2027 года включительно (в текущей редакции НК РФ она должна была утратить силу 1 января 2023 года).


Продление срока действия особых полномочий Правительства РФ в налоговой сфере

НК РФ предоставляет Правительству РФ широкую дискрецию в принятии решений (без внесения изменения в налоговое законодательство) по вопросам поддержки бизнеса в кризисный период, включая:

  • приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля;

  • продление сроков уплаты налогов, а также исполнения требований об уплате налогов;

  • продление сроков представления отчетности;

  • дополнительные основания для предоставления налогоплательщикам отсрочки/рассрочки по уплате налогов;

  • неприменение способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов;

  • неприменение мер ответственности.

Все эти полномочия ожидаемо продлили на 2023 год.


Право регионов снижать ставку налога на прибыль

Напомним, что Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 302-Ф3 возможности регионов вводить на своей территории льготные ставки налога на прибыль были существенно ограничены: право на установление пониженных ставок сохранилось только для случаев, прямо предусмотренных НК РФ (СПИК, РИП, ТОСЭР и проч.).

Также было предусмотрено, что ранее введенные регионами льготные ставки, не поименованные в НК РФ, могут продолжить применяться, но только до 1 января 2023 года ― после этой даты они все должны быть отменены.

В 2022 году были приняты поправки, в соответствии с которыми предельный срок применения льготных ставок по решению регионов продлен до 1 января 2024 года.

Теперь этот срок снова продлевается — до 1 января 2025 года.

Это позволит обеспечить стабильность налоговых условий для налогоплательщиков.


Переход бывших участников КГН на ежемесячный налог на прибыль

Как известно, институт КГН прекращает свое действие 1 января 2023 года.

Законопроект предусматривает, что в течение первого квартала 2023 года бывшие участники КГН должны будут уплачивать ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Вне зависимости от того, хотят они этого или нет —представление соответствующего уведомления не потребуется.

Если по истечении первого квартала они захотят перейти на обычный порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей, им нужно будет уведомить об этом налоговые органы не позднее 20-го числа соответствующего месяца.


Продление некоторых льгот по НДС

Продлеваются следующие льготы:

  • НДС в размере 10% для внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа будет действовать — до конца 2024 года (сейчас она действует до конца 2022 года);

  • освобождение от НДС операций по реализации/ввозу племенного скота, эмбрионов племенного скота и эмбрионов/молоди племенных рыб — до конца 2024 года (сейчас оно действует до конца 2022 года);

  • НДС в размере 0% в отношении судов, принадлежащих на праве собственности российской лизинговой компании и зарегистрированных в РМРС, — до конца 2023 года.

Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»

Скачать выпуск