Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 23 мая 2025 года

Правительство продлило требование об обязательной продаже иностранной валюты некоторыми российскими экспортерами

Требование продлено до 30 апреля 2026 года.

Источник: Официальный интернет-портал правовой информации

Результаты заседания Госдумы РФ

Законопроект № 791244-8
Принят в третьем чтении

Законопроект о введении штрафов за продажу детям энергетических напитков

Документом предлагается ввести штрафы за продажу энергетических напитков детям для физических лиц в размере до 50 тыс. руб., для юридических лиц — до 500 тыс. руб.

Законопроект № 811008-8
Принят в первом чтении

Законопроект предполагает активное вовлечение цифрового рубля в расчеты.

Согласно тексту законопроекта, с 1 июля 2025 года обязанность по обеспечению клиентам возможности получения услуг на платформе цифрового рубля возлагается на системно значимые кредитные организации, с 1 июля 2026 года — на банки с универсальной лицензией, а с 1 июля 2027 года в контур работы с цифровым рублем войдут все кредитные организации.

Одновременно меняется закон о защите прав потребителей: с 1 июля 2025 года продавцы будут обязаны предоставлять возможность оплачивать товары и услуги цифровыми рублями.

Если место продажи не имеет доступа к мобильной связи или интернету, эта обязанность на продавца не распространяется.

При этом с 1 июля 2025 года данная обязанность ложится на продавцов с выручкой свыше 30 млн руб. за прошлый год, а с 1 июля 2026 года обязательство будет распространяться на тех, чья выручка превышает 20 млн руб.

Законопроект № 902781-8
Принят в первом чтении

Законопроект предусматривает увеличение максимального лимита страхового возмещения в системе страхования вкладов с 1,4 до 2,8 млн руб. по рублевым вкладам, удостоверенным безотзывными сберегательными сертификатами сроком более трех лет. При этом возмещение по указанному виду вкладов предлагается выплачивать отдельно от возмещения по иным видам вкладов (счетов).

По остальным вкладам (счетам) сохраняется существующий лимит страхового возмещения ― 1,4 млн руб.

Законопроект № 836655-8
Принят в первом чтении

Публично-правовую компанию Роскадастр наделят полномочиями по ведению фонда данных государственной кадастровой оценки (ГКО).

Росреестр, в свою очередь, сохраняет контрольную функцию: он наделяется полномочиями по мониторингу полноты и корректности выполнения новых обязанностей со стороны Роскадастра.

Также законопроектом предлагается установить предельный срок официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости — не позднее 30 ноября года проведения ГКО. Это позволит исключить нарушение сроков проведения государственной кадастровой оценки и применять полученные сведения о кадастровой стоимости с 1 января года, следующего за годом проведения ГКО.

Источник: Официальный сайт Росреестра

Законопроект № 846429-8
Принят в первом чтении

Предлагается наделить Правительство РФ полномочием по установлению исчерпывающего перечня программ поддержки, реализуемых отдельными органами и организациями. При этом сведения о получателях — субъектах МСП, а также сведения об оказанной им поддержке должны в обязательном порядке вноситься в единый реестр.

Источник: Официальный сайт Госдумы РФ

Антимонопольный законопроект о расширении контроля ФАС над сделками иностранных инвесторов снова доработан

В новой редакции законопроекта ФАС отказалась от дополнения перечня стратегических видов деятельности, участие в которых иностранцев требует согласования с регулятором, новым пунктом: «производственная деятельность, непосредственно технологически связанная» с осуществлением хотя бы одного из видов стратегической деятельности.

Кроме того, ФАС изначально предлагала распространить требование о согласовании сделок на компании, в распоряжении которых есть имущество, которое не только используется для осуществления стратегических видов деятельности, но хотя бы предназначено для этого.

В апреле ведомство изменило формулировку на «имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, которое относится к основным производственным средствам, используемым и (или) ранее использовавшимся для осуществления видов деятельности, имеющих стратегическое значение». В майской редакции законопроекта служба в очередной раз смягчила этот пункт: фраза о «ранее использовавшемся» была исключена.

Одновременно ФАС вернула в проект требование о согласовании постфактум ранее совершенных сделок по покупке иностранным инвестором более 50% в компании, осуществляющей деятельность в смежных с рыболовством отраслях.

ФАС также планирует ужесточить требования к иностранному владению участками недр, не относящихся к недрам федерального значения. С ведомством необходимо будет согласовывать приобретение участков с извлекаемыми запасами нефти от 50 до 70 млн тонн, с запасами газа от 30 до 50 млрд куб. м, коренными (рудными) запасами золота от 30 до 50 тонн, с запасами меди от 300 до 500 тыс. тонн (на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года).

Требование планируется распространить на участки, содержащие проявления урана, особо чистого кварцевого сырья, редкие земли иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, алмазов (за исключением россыпных), лития (за исключением гидроминерального сырья), металлов платиновой группы (за исключением россыпных).

Источник: Интерфакс

В Госдуму внесен законопроект о патентно-правовой охране технических решений, реализуемых в программных средствах

Статью 1350 ГК РФ планируется дополнить положением, согласно которому в качестве изобретения охраняется в том числе техническое решение, реализуемое в программируемом средстве или относящееся к способу, осуществляемому с помощью такого средства.

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что патентуемое техническое решение может применяться в любой материальной области, включая химию, металлургию, электронику, транспорт, спорт и т. д.

Кроме того, изменения вносятся в статью 1351 ГК РФ: закрепляется, что техническое решение, реализованное в программируемом устройстве, также охраняется в качестве полезной модели.

Источник: Консультант Плюс

Минфин разъясняет: особенности применения ФИНВ и РИНВ

Применение ФИНВ и РИНВ

Федеральный (ФИНВ) и региональный (РИНВ) инвестиционные вычеты предполагают возможность уменьшения федеральной части налога на прибыль на сумму инвестиций, однако предел, до которого можно уменьшить налог разный:

  • при применении ФИНВ федеральная часть налога на прибыль не может быть ниже суммы налога, исчисленной по ставке 2% (3% в 2025–2030 годах);

  • при применении РИНВ федеральная часть налога на прибыль не может быть меньше расчетной суммы налога, определенной без учета РИНВ, при условии применения ставки налога в размере 5%.

РИНВ не может применяться к объектам, в отношении которых применяется ФИНВ.

В то же время ограничения на применение ФИНВ и РИНВ к разным объектам не установлены.

Минфин России пояснил, что в случае одновременного применения ФИНВ и РИНВ к разным объектам основных средств сумма налога на прибыль к уплате в федеральный бюджет может быть уменьшена до предела, установленного для ФИНВ — 2% (3% в 2025–2030 годах).

Письмо Минфина России от 8 апреля 2025 года № 03-03-06/1/34740

Применение ФИНВ организацией, созданной после 1 января 2024 года

Для применения ФИНВ организация должна иметь профильный ОКВЭД по состоянию на 1 января 2024 года.

Ввиду такой формулировки возникает вопрос: могут ли организации, созданные после 1 января 2024 года, имея профильный ОКВЭД, претендовать на применение ФИНВ?

К сожалению, Минфин России развеял сомнения о допустимости расширительного толкования формулировки: новые организации, созданные после 1 января 2024 года, применять ФИНВ не могут.

Письмо Минфина России от 14 апреля 2025 года № 03-03-06/1/37296

Перенос неиспользованного остатка РИНВ

Если налогоплательщик воспользовался в текущем налоговом периоде РИНВ, а в следующем периоде утратил право на него, то неиспользованный остаток вычета не переносится.

Если впоследствии налогоплательщик повторно получит право на РИНВ по тем же основаниям, то неиспользованный остаток вычета все равно перенести нельзя.

Письмо Минфина России от 15 апреля 2025 года № 03-03-05/37677

Источник: Гарант