Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 16 декабря 2022 года

Скачать выпуск

Судебная практика: дело о включении в таможенную стоимость франчайзинговых платежей, уплачиваемых не импортером и не поставщику товаров, направлено на новое рассмотрение


Российский импортер приобретал товары у иностранного поставщика и перепродавал их российскому обществу, управляющему сетью розничных магазинов.

Российское общество (франчайзи), в свою очередь, выплачивало платежи по договору франчайзинга, заключенному с иностранной компанией — правообладателем, который не является поставщиком товаров.

Предметом договора франчайзинга было предоставление прав на систему управления розничными магазинами.

Таможенный орган пришел к следующим выводам:

  • платежи по договору франчайзинга связаны с импортом товаров и должны включаться в их таможенную стоимость, несмотря на то что уплачивались не импортером;

  • расчет лицензионных платежей в таможенной стоимости должен производиться не от закупочной стоимости, а от величины чистых доходов франчайзи за вычетом налогов.

Суды первой и второй инстанции приняли решение в пользу импортера, указав на следующие обстоятельства:

  • франчайзи не является стороной договора о приобретении товаров у иностранного поставщика, а импортер не является стороной договора франчайзинга;

  • ни договор поставки товаров, ни договор купли-продажи с розничным магазином не содержат условий ввоза/реализации товаров, связанных с исполнением договора франчайзинга;

  • закупочная цена ввозимых товаров включала в себя все возможные расходы поставщика, включая расходы, относящиеся к формированию ассортимента продукции и разработке продуктов, при этом не существовало соглашений, предусматривающих дополнительные выплаты в отношении ввозимых товаров;


  • импортер не получал прав на использование нематериальных активов;

  • предоставляемые франчайзи права по договору франчайзинга не имели прямой связи с товаром, поскольку не использовались в его производстве и не являлись его частью, а служили для организации успешной деятельности магазина и использовались в организации его административно-хозяйственной деятельности;

  • утверждение таможенных органов о том, что в рамках договора франчайзинга магазину передавались в том числе права на использование товарных знаков, которыми маркированы ввезенные компанией товары, не соответствует действительности, поскольку указанные права предоставлялись только в части их использования при оказании услуг розничной продажи;

  • платежи по договору франчайзинга могут трактоваться как платежи за перепродажу ввозимых товаров, которые согласно пп. 7 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС не включаются в таможенную стоимость;

  • стороны по договору франчайзинга не являются взаимосвязанными;

  • правообладатель контролирует только качество продукции, не согласуя при этом перечень ее поставщиков.

Таможенный орган, тем не менее, настаивал на том, что:

  • действительным экономическим смыслом заключения сделок является ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС для российского общества, которое должно рассматриваться в качестве конечного покупателя товаров в рамках внешнеэкономического договора с иностранным поставщиком;

  • импортер является посредником (агентом) по продаже и действует в интересах франчайзи;

  • лицензионные платежи по договору франчайзинга относятся к ввозимым товарам, их уплата является условием продажи ввозимых товаров, а значит, такие платежи подлежат добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары;

  • заключение договора франчайзинга с правообладателем не имеет экономического смысла без заключения импортером договора с поставщиком.

Кассационный суд прислушался к этим аргументам и передал дело на новое рассмотрение.

Во многом суд повторил выводы, изложенные ВС РФ в недавних определениях по делам № А09-1751/2021 (ООО «Бершка СНГ») и № А09-1129/2021 (ООО «Пулл энд Беар СНГ»), о которых мы подробно писали в выпуске LT от 7 декабря 2022 года.

В частности, суд кассационной инстанции указал, что нижестоящие суды не учли следующие обстоятельства:

  • отсутствие в договоре купли-продажи указания на необходимость заключения договора об использовании интеллектуальной собственности не исключает возможности учета роялти для целей таможенной оценки, поскольку такие роялти могут являться подразумеваемым условием продажи, без выполнения которого импортер не в состоянии приобрести товар, а экспортер не будет готов его продать;

  • если товар ввозится на основании сделок между участниками одной группы компаний, такие участники могут не заключать договор об использовании объектов интеллектуальной собственности, манипулируя стоимостью, и при этом уплата роялти может являться условием продажи товара в силу принятых внутри группы компаний правил;

  • значение имеет то, порождает ли уплата роялти право (в т. ч. фактическое) на использование ввезенных товаров с учетом принятых внутри группы компаний правил организации торговой деятельности под определенным брендом;

  • если внутригрупповые требования по использованию объектов интеллектуальных прав делают возможным продажу товаров в страну импорта для последующей розничной торговли, то такие права могут рассматриваться как элементы действительной стоимости товаров, учитываемые для целей их таможенной оценки.

В части довода о том, что франчайзи не импортировал товар самостоятельно, кассационный суд обратил внимание на то, что не была дана должная оценка выводам о посредническом характере деятельности импортера и о взаимосвязи договоров франчайзинга и поставки.

Также суд отметил, что, учитывая мнение Пленума ВС РФ, при выполнении требований пп. 7 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС заключение договора с правообладателем, не являющимся продавцом товара, не препятствует включению роялти, уплачиваемых на основании такого договора, в таможенную стоимость.

Источник: «Электронное правосудие»


Директива ЕС о Pillar 2 вступит в силу в 2023 году, ее основные положения должны начать действовать с 2024 года


Напомним, что 22 декабря 2021 года Европейская комиссия инициировала обсуждение проекта директивы о глобальном минимальном налоге для крупных международных групп компаний (МГК) в рамках реализации проекта Pillar 2.

Предложение в целом соответствовало Модельным правилам ОЭСР, опубликованным чуть ранее.

В ходе голосования о принятии директивы ЕС столкнулся с возражениями со стороны ряда государств, включая Польшу, а затем Венгрию, которые выступали за перенос сроков и доработку документа.

Венгрия долго не снимала своего вето, и страны ЕС искали способ его преодоления.

Тем не менее 12 декабря 2022 года было достигнуто принципиальное согласие о принятии директивы, а 15 декабря 2022 года Совет ЕС официально завершил процедуру принятия.

Таким образом, директива вступит в силу уже 1 января 2023 года.

Она устанавливает следующие ключевые сроки:

  • крайний срок принятия национальных законов — 31 декабря 2023 года;

  • начало применения директивы должно относиться к финансовым годам, начинающимся с 31 декабря 2023 года для основного правила включения доходов (income inclusion rule, IIR) и с 31 декабря 2024 года — для дополняющего правила (undertaxed payments rule, UTPR);

  • переходный период — в течение шести лет начиная с 31 декабря 2023 года, когда государство-участник может не применять IIR и UTPR, если на его территории расположено не более 12 конечных материнских компаний МГК (при этом сохраняются некоторые обязательства в части представления отчетности).

Источник: «Официальный сайт Европейской комиссии»


Мосгордума планирует новые льготы для авиаперевозчиков


Проектом закона г. Москвы предусматриваются льготы по имущественным налогам в отношении самолетов с реактивными двигателями, принадлежащих российским организациям на праве собственности, при условии, что:

  • такие самолеты были зарегистрированы в ГРГВС РФ в 2022 году на основании специального порядка, утвержденного Правительством РФ;

  • право собственности на них впервые было зарегистрировано не ранее 1 марта 2022 года.

Льготы будут включать освобождение от уплаты налога на имущество и уплату транспортного налога в размере 1% от суммы исчисленного налога.

Льготы будут действовать до 31 декабря 2038 года и распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

Источник: «Консультант Плюс»


Результаты заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам — расширение программы промышленной ипотеки и запуск кластерной инвестиционной платформы


В рамках заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Президент РФ предложил распространить механизм промышленной ипотеки (льготные кредиты на покупку недвижимости под производство) не только на приобретение готовых производственных площадей, но и на их строительство или модернизацию.

Также на заседании речь шла о запуске кластерной инвестиционной платформы.

Данный механизм предусматривает, что на этапе капитальных вложений и еще два года после выхода на серийное производство для промышленных предприятий — участников кластеров будет действовать льготная кредитная ставка в размере 30% ключевой ставки плюс 3%, при этом размер кредитов может составлять до 100 млрд руб.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал, что платформа будет реализовываться как по рентабельным, так и по низкомаржинальным проектам создания приоритетной продукции высоких переделов.

Также предполагаются дополнительные налоговые льготы для участников кластеров, реализующих СПИКи 1.0, а именно: 0% ставка налога на прибыль и снижение страховых взносов до 7,6%.

Отдельно по низкомаржинальным и стратегическим проектам Минпромторг России предлагает особую меру: субсидию, предоставляемую на конкурсной основе и предполагающую возврат 25% инвестиционной составляющей кредита в течение трех лет после выхода на серийное производство, но не более 50% от выручки. 

Источник: «Официальный сайт Минпромторга России»


Аккредитованным IT-компаниям грозят внеплановые проверки в случае утечки персональных данных


Проектом постановления Правительства РФ допускается проведение внеплановых проверок в отношении аккредитованных ИТ-компаний в случае выявления факта распространения в интернете баз персональных данных (или их части).

Проверки будут проводиться Роскомнадзором по согласованию с прокуратурой.   

Источник: «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов»


ЦБ РФ сохранил ключевую ставку на уровне 7,5%


16 декабря 2022 года Совет директоров ЦБ РФ принял решение сохранить ключевую ставку на прежнем уровне.

Напомним, самая высокая за последние годы ключевая ставка (20%) действовала с 28 февраля до 8 апреля этого года. Затем она плавно снижалась и постепенно и вернулась к докризисным значениям.

Следующее заседание по обсуждению ключевой ставки запланировано на 10 февраля 2023 года.   

Источник: «Официальный сайт ЦБ РФ»


Правительство РФ предложило конвертировать доли государственного участия в международных финансовых организациях в долг


Предложены поправки в БК РФ, которые позволяют конвертировать доли участия России в международных финансовых организациях (МФО) в их финансовые обязательства перед РФ при достижении договоренностей с самими МФО.

По данным издания «Ведомости», данные меры позволят избежать автоматического распространения санкционных ограничений на МФО, которые играют важную роль в содействии международному экономическому развитию.

Речь может идти об участии России в Новом банке развития, Международном инвестиционном банке и Евразийском банке развития (ЕАБР).

Поправки также предусматривают возможность обратной конвертации Правительством РФ долгов в доли участия в МФО при сохранении первоначальных условий.   

Источник: «Ведомости»


Правительство РФ временно увеличит НДПИ для «АЛРОСы»


По данным издания «Коммерсант», Минфин России готовит поправки к НК РФ, которые позволили бы в I квартале 2023 года увеличить налог на добычу природных алмазов на 19 млрд руб.

Поправки будут касаться только «АЛРОСы», так как их действие распространяется на компании с долей государственного участия не менее 33% (как у «АЛРОСы»).

Похожие прецеденты разового повышения НДПИ для некоторых отраслей уже реализованы в виде:

  • надбавки при расчете НДПИ на газ;

  • надбавки к ставке НДПИ на уголь;

  • надбавки к НДПИ для «Газпрома».   

Источник: «Коммерсант»


ОМС и ДМС могут стать едиными


С предложением объединить системы обязательного (ОМС) и добровольного (ДМС) страхования выступил Минфин России.

Как это работает сейчас

В настоящее время две системы разделены.

Государственный полис ОМС покрывает первичную медико-санитарную, специализированную (рассчитанную для людей с определенными заболеваниями), скорую и паллиативную медицинскую помощь.

Оплата медицинских услуг, оказанных по ОМС, производится за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

При этом все расходы сверх этого граждане должны оплачивать самостоятельно.

Полисы ДМС в большинстве случаев граждане получают на работе, реже приобретают самостоятельно.

Стоит отметить, что число пользователей ДМС неуклонно растет. Если в 2018 году количество застрахованных по ДМС Россиян достигало отметки в 19,7 млн человек, то к 2021 году оно увеличилось больше чем на четверть — до 24,8 млн человек.

Что касается ОМС, то доля россиян, полностью довольных качеством бесплатной медицины, за последний год выросла, но лишь 4,5% из обладателей полисов ОМС готовы лечиться исключительно по этой программе.

Что предлагается

Ведомство обсуждает с игроками рынка, как именно инструменты ОМС и ДМС могут дополнять друг друга, но конкретных идей пока нет.

Власти считают логичным не столько объединение, сколько дополнение обязательной системы добровольной.

Предполагается, что пациенты смогут оплачивать услуги в поликлиниках, не покрываемые программой ОМС, с помощью полиса ДМС.

Администрированием будут заниматься клиентоориентированные страховщики, которые будут контролировать качество медицинских услуг (как они будут отбираться, пока тоже неясно).

Представители Госдумы РФ отмечают, что инициатива пока только обсуждается с участниками рынка, и если разногласия будут урегулированы, соответствующий законопроект (пока не разработан) могут принять уже в весеннюю сессию.   

Источник: «Ведомости»


Правительство РФ утвердило экспериментальный правовой режим по дистанционному сбору и обработке сведений о состоянии здоровья граждан «Персональные медицинские помощники»


9 декабря 2022 года Правительство РФ утвердило параметры экспериментального правового режима по сбору и обработке информации о состоянии здоровья граждан.

В рамках эксперимента планируется дистанционно контролировать состояние здоровья пациентов, страдающих хроническими заболеваниями.

Экспериментальный правовой режим будет введен на два года на территориях Республики Татарстан, Магаданской, Новосибирской, Рязанской, Самарской и Тюменской областей, а также в других регионах, заключивших соглашение с Минздравом России и госкорпорацией «Ростех».   

Источник: «Консультант Плюс»


Минтранс России предлагает запретить перевозку бумаги и картона европейским транспортом


Напомним, что с 10 октября 2022 года Правительство РФ ввело запрет на грузоперевозки по России (кроме Калининградской области) транспортом, зарегистрированным на территории ЕС, Великобритании, Норвегии и Украины.

Запрет не распространяется на международные перевозки почтовых отправлений и ряда товаров по утвержденному перечню.

Подробнее об этом см. в выпуске LT от 3 октября 2022 года.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил обеспечить продление данного запрета на 2023 год.

Также Минтранс России предлагает распространить запрет на перевозку бумаги и картона (сейчас в отношении этих товаров запрет не действует).

По мнению представителей бизнеса, если запрет все-таки будет введен, то бумагу и картон на границе придется перегружать на российский транспорт.

Это может привести к увеличению сроков доставки и повышению стоимости упаковочных материалов и сырья для производства упаковки — это, в свою очередь, может отразиться и на стоимости продуктов и напитков.   

Источник: «Ведомости»


Скачать выпуск