Инициатива обусловлена тем, что падение курса рубля провоцирует «бумажный» рост прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК).
В связи с этим предлагается поднять порог прибыли КИК, не облагаемой налогом, с 10 до 50 млн руб.
Также ТПП предлагает скорректировать «санкционную оговорку» для КИК.
Суть этой оговорки сводится к тому, что контролирующее лицо ― российская организация может уменьшить прибыль КИК на саму сумму прибыли КИК при одновременном выполнении следующих условий:
возможность распределения дивидендов/прибыли была ограничена зарубежными санкциями, которые действовали на конец календарного года, следующего за годом составления финансовой отчетности, в отношении налогоплательщика, самой КИК или другой контролируемой налогоплательщиком иностранной компании ― акционера/участника КИК;
КИК не распределяла дивиденды/прибыль (в том числе в неденежной форме) на конец календарного года, следующего за годом составления финансовой отчетности;
КИК не расположена в юрисдикции из «черного списка» Минфина России.
ТПП предлагает сохранить действие оговорки, если одно из условий перестало выполняться.
Скорее всего предложение ТПП связано с недавним расширением «черного списка», в который были включены все недружественные страны.
Помимо этого, ТПП предлагает продлить до 2025 года мораторий на штрафы за неподачу в налоговые органы отчетности и других документов, подтверждающих финансовые результаты КИК.
ФНС России разъяснила порядок возврата излишне уплаченного налога у источника в отношении дивидендов, выплаченных резидентам недружественных стран
Ведомство еще раз напомнило, что возврат возможен только на специальный счет типа «С».
При анализе заявления на возврат удержанного налога налоговый орган должен убедиться, что лицо, претендующее на возврат налога, при заполнении заявления указало счет типа «С».
При указании иных счетов налоговый орган вправе отказать в возврате излишне удержанного налога.
Банк России призвал брокеров проверять всю цепочку владения бумаг на наличие лиц недружественных стран
Frank Media сообщают, что Банк России призвал брокеров и других профессиональных участников фондового рынка проверять всю цепочку владения ценными бумагами на предмет наличия в ней недружественных нерезидентов с 1 марта 2022 года.
Об этом говорится в письме регулятора некредитным финансовым организациям (письмо официально не опубликовано).
Такую проверку надлежит совершать до заключения сделки и сопровождать ее «документально подтвержденными сведениями о владельцах ценной бумагой».
При этом письменных заверений от «заинтересованных в проведении сделки лиц» может быть недостаточно для «надлежащего контроля» соответствия такой сделки требованиям президентских указов.
О повышенных рисках нарушения указов, по мнению регулятора, могут свидетельствовать следующие обстоятельства:
сделка совершается со значительным дисконтом;
контрагент по сделке создан недавно;
контрагент по сделке не осуществлял активных операций на финансовом
рынке;
контрагент по сделке не имел до 1 марта 2022 года договорных отношений с российскими участниками рынка.
Также Банк России рекомендует НФО разработать и утвердить внутренний документ, который будет регламентировать порядок и сроки проведения «контрольных процедур».
Международным перевозчикам могут упростить порядок подтверждения ставки НДС 0%
Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Законопроектом предлагается отменить для международных железнодорожных перевозчиков необходимость предоставления копий транспортных/товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов о подтверждении факта ввоза/вывоза.
Вместо них нужно будет предоставить электронный реестр со сведениями о регистрационном номере таможенной декларации и сведениями из соответствующего документа.
Кроме того, использование упрощенной процедуры с предоставлением электронных реестров предлагается и в отношении транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава/контейнеров (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ).
В отдельных случаях налоговый орган может потребовать предоставления копий документов, сведения о которых включены в реестр:
если содержащиеся в реестре сведения не соответствуют сведениям, полученным налоговым органом от таможенного органа;
если в реестре содержатся сведения, не включенные в перечень сведений, передаваемых налоговому органу таможенным органом.
Если поправки будут приняты, то они вступят в силу 1 апреля 2025 года.
Утверждены особенности бухгалтерского учета для участников эксперимента по исламскому банкингу
Регулятор утвердил два документа, устанавливающих особенности бухгалтерского учета для участников эксперимента, являющихся кредитными и некредитными финансовыми организациями.
Напомним, эксперимент по партнерскому финансированию пройдет с 1 сентября 2023 года до 1 сентября 2025 года в Башкирии, Татарстане, Чечне и Дагестане.
Исламский банкинг подразумевает ведение банковской деятельности в соответствии с нормами шариата.
Источник: «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов»
Предлагается обновить форму и порядок представления декларации по НДС при оказании услуг в электронной форме
Обновление связано с ратификацией протокола о внесении изменений в договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, предусматривающего порядок взимания косвенных налогов при реализации услуг в электронной форме.
Напомним, в соответствии с этим протоколом НДС в отношении услуг в электронной форме будет уплачиваться по месту нахождения покупателя услуг в следующем порядке:
исполнитель услуг должен встать на учет в качестве плательщика НДС в стране нахождения покупателей — физических лиц;
если покупателями являются организации/индивидуальные предприниматели, то обязанность встать на учет возникает при условии, что это предусмотрено национальным законодательством страны нахождения покупателя, в противном случае НДС будет удерживаться покупателем как налоговым агентом;
в ряде случаев при оказании услуг через посредников НДС будет уплачиваться данными посредниками.
Проект приказа ФНС России содержит обновленные форму декларации, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме.
Обновленный порядок заполнения декларации учитывает, что декларацию представляют и налогоплательщики других государств ЕАЭС, в том числе являющиеся посредниками, оказывающими услуги в электронной форме физическим лицам, местом осуществления деятельности которых признана территория РФ.
ФНС России дала территориальным налоговым органам основные рекомендации по истребованию документов
При запросе документов, должностные лица руководствуются следующими принципами истребования документов:
Также ФНС России отметила следующие рекомендации по истребованию документов:
приоритетным является истребование документов у самого проверяемого лица, истребование документов у контрагентов проверяемого лица/иных лиц осуществляется в случае невозможности истребовать документы у проверяемого лица;
при истребовании документов по цепочке необходимо последовательно истребовать документы начиная с непосредственного контрагента проверяемого лица ― недопустимо истребовать документы сначала у крупнейших налогоплательщиков в цепочке;
целесообразно рассмотреть возможность получения отдельных истребуемых документов/информации из открытых источников;
не допускается подмена истребования документов ― замена прямого запроса на документы его включением в другие документы, направляемые налогоплательщикам, а также запросы по телефону, по электронной почте и т. д. (ФНС России напомнила, что собранные с нарушением НК РФ доказательства не могут быть использованы);
документы могут быть истребованы и у аудитора налогоплательщика, однако только в том случае, когда такие документы были истребованы у налогоплательщика в рамках выездной проверки, но не были им предоставлены, а также когда запрашиваемые документы переданы налогоплательщиком аудиторской организации.
Регистрация всех действий производится средствами АИС «Налог-3».
Минцифры России предложило обязать операторов связи передавать Роскомнадзору имена абонентов
Соответствующий проект правительственного постановления размещен на федеральном портале проектов нормативных-правовых актов.
Согласно проекту операторы будут обязаны передавать следующие данные:
хэш-код сведений о фамилии, имени и отчестве абонента и пользователя услугами связи;
сведения о дате заключения и расторжения договора с абонентами;
список абонентских номеров, выделенных коммерческим компаниям и индивидуальным предпринимателям.
Цель предлагаемых поправок ― получение Роскомнадзором информации, необходимой для мониторинга соблюдения операторами обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах.
Разработан законопроект о досудебном обжаловании решений, принятых должностными лицами при предоставлении государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности
Согласно законопроекту процедура досудебного обжалования станет обязательной для многих разрешительных видов деятельности (их перечень определит Правительство РФ), что позволит снизить нагрузку на суды.
Заявитель сможет подать жалобу в течение 30 дней с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
В ней будет необходимо изложить сведения об обжалуемом решении разрешительного органа, основания и доводы, на основании которых он не согласен с решением, а также свои требования.
ФНС России определила порядок уплаты налога на прибыль от продажи имущества компанией-банкротом
Ведомство напомнило о недавно опубликованном постановлении КС РФ, в котором рассматривался вопрос очередности уплаты налога на прибыль при продаже имущества банкротов.
Тогда КС РФ усомнился в допустимости приоритетной (до расчета с другими кредиторами) уплаты налога и поручил устранить правовую неопределенность в этом вопросе.
Далее был разработан законопроект, в соответствии с которым было предложено относить требования по налогам, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, к текущим платежам и оплачивать их до расчета с конкурсными кредиторами, но после полного погашения долгов компании по заработной плате, накопившихся за время как после, так и до инициирования дела о несостоятельности организации.
В июле ФНС России опубликовала письмо, в котором разъяснила, как должен уплачиваться налог до устранения правового пробела на законодательном уровне.
Ведомство отметило, что, принимая во внимание постановление КС РФ, исполнение обязательств по налогу на прибыль временно осуществляется в составе третьей очереди требований, однако возможны исключения из этого правила.
В частности, если покупатель аффилирован по отношению к должнику и кредиторам, то текущий налог на прибыль уплачивается перед требованиями кредитора.
Также ФНС России подчеркнула, что налоговый орган не обязан обращаться в суд с заявлением о включении налога на прибыль от реализации имущества в конкурсную массу ― конкурсный управляющий самостоятельно исчисляет сумму подлежащего уплате налога на прибыль и подает декларацию по налогу на прибыль.