Обзоры
2024-05-22 15:33 Новости законодательства

Выпуск от 22 мая 2024 года

Вводятся временные ограничения по приобретению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации у «недружественных» правообладателей

Соответствующий указ подписан Президентом РФ.

Из документа следует, что сделки, предусматривающие приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации у правообладателей — лиц недружественных стран будут совершаться на основании разрешения, выданного Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

Такое разрешение при необходимости может содержать:
  • условие по перечислению платежей по сделке на специальный счет типа «О»;
  • иные условия совершения сделки.

Денежные обязательства, которые возникли из сделок, совершенных до дня вступления указа в силу, подлежат исполнению с использованием специального счета типа «О» (требование распространяется на платежи, которые на день вступления указа в силу не осуществлены в нарушение установленного срока исполнения обязательств).

С разрешения правительственной комиссии можно будет перевести средства со счета типа «О» на иные счета правообладателя или подконтрольных ему лиц, в том числе зарубежные.

Под действие указа не подпадают сделки по приобретению прав на литературные и музыкальные произведения, предметы искусства, фонограммы, передачи эфирного и кабельного вещания, а также сделки на сумму менее 15 млн рублей.

Указ вступил в силу 20 мая 2024 года.

Источник: «ТАСС»

Льгота, предусматривающая возможность освобождения от НДФЛ при переоформлении активов КИК на контролирующих лиц, продолжит действовать и в 2024 году

Напомним, в 2022 и в 2023 годах от уплаты НДФЛ были освобождены доходы в виде имущества (кроме денежных средств) и имущественных прав, полученных в собственность от иностранных компаний/иностранных структур без образования юридического лица.

Эти доходы освобождались от налогообложения вне зависимости от способа их приобретения в собственность от иностранной организации/иностранной структуры без образования юридического лица (купля-продажа, безвозмездная передача, обмен и т. д.).

Для применения льготы необходимо было обеспечить соответствие следующим условиям:
  • по состоянию на 31 декабря 2021 года налогоплательщик должен был являться контролирующим лицом и/или учредителем иностранного лица, от которого получен актив;
  • по состоянию на 1 марта 2022 года переданный налогоплательщику актив должен был принадлежать такому иностранному лицу;
  • одновременно с декларацией налогоплательщик должен был представить заявление в свободной форме о применении освобождения, указав характеристики полученного актива;
  • к заявлению необходимо было приложить документы, содержащие сведения о стоимости актива по данным учета передающей стороны на дату их получения налогоплательщиком.

Чуть позднее были расширены возможности для безналогового получения имущества/имущественных прав от КИК ― освобождением также смогли воспользоваться близкие родственники физического лица, являвшегося контролирующим лицом КИК по состоянию на 31 декабря 2021 года, если им был передан контроль над такой КИК и они являлись ее контролирующими лицами по состоянию на 31 декабря 2022 года, при условии, что на дату прекращения контроля физического лица в отношении него действовали зарубежные санкции.

Долгое время шли разговоры о необходимости продления срока действия льготы, так как по объективным причинам не всем удалось ею воспользоваться.

И вот наконец 21 мая сразу во втором и третьем чтениях был принят законопроект, сохраняющий льготу на 2024 год.

Важно отметить, что ранее обсуждалось, что периметр льготы будет сокращен за счет ее распространения только на российские активы, однако финальная редакция законопроекта никаких уточнений в этой части не содержит.

Это означает, что льгота будет применяться на прежних условиях.

Помимо непосредственного продления срока действия льготы, важные поправки внесены и в порядок определения срока владения российскими активами, полученными от КИК, для целей применения освобождения по сроку владения при их последующей реализации:
  • срок владения имуществом, полученным физическим лицом от КИК с применением льготы и находящимся на территории РФ, будет увеличиваться на непрерывный срок нахождения такого имущества в собственности КИК, но не более срока, в течение которого это физическое лицо непрерывно до момента получения такого имущества являлось контролирующим лицом КИК;
  • такой же порядок определения срока владения предусмотрен и для акций/долей российских организаций.

Аналогичные положения по исчислению срока предусматриваются и для налога на прибыль — в части акций/долей российских организаций, полученных налогоплательщиком в качестве вклада в уставный капитал от физического лица, которое, в свою очередь, получило такие акции/доли от КИК с применением вышеуказанной льготы. Срок владения такими акциями/долями в этом случае будет увеличиваться на:
  • непрерывный срок нахождения акций/долей в собственности КИК до момента их получения физическим лицом, но не более срока, в течение которого это физическое лицо непрерывно до момента получения такого имущества являлось контролирующим лицом КИК;
  • непрерывный срок нахождения акций/долей в собственности самого физического лица до момента их передачи организации в качестве вклада в уставный капитал.

Для применения такого порядка определения срока владения требуется соблюдение дополнительного условия: с момента внесения акций/долей в уставный капитал налогоплательщика и до момента их продажи физическое лицо, от которого они были получены, должно непрерывно являться единственным акционером/участником.

Поправки в части определения срока владения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.

Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»

НДС с электронной коммерции в ЕАЭС: место реализации будет определяться по месту получения товара покупателем – физическим лицом

Законопроект о правилах обложения НДС электронной торговли в ЕАЭС принят сразу во втором и третьем чтениях.

Если кратко, то суть предложений заключается в изменении подхода к определению места реализации товаров:
  • общие правила определения места реализации товаров не будут распространяться на товары ЕАЭС, реализуемые физическому лицу через электронную торговую площадку;
  • товары ЕАЭС, реализуемые через электронную торговую площадку продавцом государства — члена ЕАЭС, будут признаваться проданными на территории РФ, если товар в момент его получения покупателем — физическим лицом находится на территории РФ.

Иными словами, место реализации товаров организациями и ИП из ЕАЭС через электронную торговую площадку будет определяться по месту получения товара покупателем — физическим лицом.

Электронной торговой площадкой будет считаться информационная система, функционирующая в интернете, на которой одновременно:
  • доступны сервисы, позволяющие покупателям заказать товар;
  • размещены условия оплаты и/или организации оплаты товаров покупателем;
  • размещены условия доставки и/или организации доставки товаров покупателю.

Таким образом, российские поставщики, реализующие товары через электронные торговые площадки, не будут уплачивать НДС в России, если покупатель — физическое лицо получает товар в другой стране ЕАЭС. При этом право на вычет входного НДС, связанного с такими операциями, сохранится.

Если товары ЕАЭС будут признаваться реализованными на территории РФ, то уплата НДС будет осуществляться следующими лицами:
Не так давно в НК РФ были внесены поправки, согласно которым при ввозе товаров в РФ с территорий стран ЕАЭС на основании посреднических договоров (поручения, комиссии, агентских) обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на посредника ― организацию или ИП, выступающих в роли поверенного, комиссионера либо агента.

Во избежание «двойной» обязанности по уплате НДС из-под действия этой нормы выведены посредники, которые будут признаваться налоговыми агентами по новым правилам обложения НДС электронной коммерции в ЕАЭС.
Законопроектом предусматривается следующий порядок уплаты иностранными продавцами, иностранными и российскими посредниками:
  • моментом определения налоговой базы будет являться последний день налогового периода, в котором поступила полная или частичная оплата за реализованные товары;
  • налоговая база будет определяться как стоимость товаров с учетом НДС, исчисленная исходя из фактических цен их реализации;
  • стоимость товаров в иностранной валюте будет пересчитываться в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила полная или частичная оплата таких товаров;
  • при возврате ранее реализованного товара либо отказе покупателя от поставки оплаченного товара НДС, исчисленный иностранным продавцом или иностранным посредником, может быть использован для уменьшения суммы налога, исчисленной к уплате за налоговый период, в котором полностью или частично осуществлен возврат стоимости товара покупателю ― физическому лицу;
  • положительная разница между указанными суммами налога может быть использована для уменьшения налога в последующих налоговых периодах, но не позднее трех лет с даты окончания налогового периода, в котором произведен возврат товара;
  • налог будет определяться как сумма, соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67% или 9,09% (для товаров, облагаемых налогом по ставке 10%) от налоговой базы;
  • права на вычет входного НДС у иностранных продавцов и посредников не будет.

Налог будет уплачиваться до 28 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Взаимодействовать с налоговыми органами и представлять декларацию иностранные продавцы и иностранные посредники смогут через личный кабинет налогоплательщика (российские посредники будут подавать декларацию в обычном порядке).

Предусмотрены и некоторые переходные положения.

Так, российские организации (включая посредников) смогут компенсировать НДС, исчисленный и уплаченный в течение 2023 года и первого полугодия 2024 года в бюджеты других государств ― членов ЕАЭС при продаже товаров через интернет покупателям ― физическим лицам, находящимся на территории этих государств.

Такой НДС можно будет принять к вычету при условии, что эта сумма НДС не предъявлялась покупателям ― физическим лицам, а уплачивалась в бюджет других государств ― членов союза за счет средств российских организаций.

Вычет такого НДС будет отражаться в налоговых декларациях по НДС, представляемых за третий и четвертый налоговые периоды 2024 года.

Для подтверждения права на вычет нужно будет предоставить отчет о суммах НДС, уплаченных в бюджет стран ЕАЭС, а также документы, подтверждающие его уплату.

Изменения вступят в силу 1 июля 2024 года (но не ранее чем через месяц после официального опубликования закона), а в отношении ИП из ЕАЭС (кроме РФ) — с 1 января 2025 года.

Иностранные продавцы и иностранные посредники, подлежащие постановке на учет в российских налоговых органах на дату вступления закона в силу, должны будут подать заявление о постановке на учет в течение 30 календарных дней.

Результаты заседания Госдумы РФ


Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»

Минэкономразвития России упростило патентование IТ-разработок

Для получения правовой охраны изобретения разработчик должен будет подтвердить работоспособность технологии с использованием реальных устройств.

Ранее такие патенты на софт не выдавались, так как правил патентования не было, а IТ-разработки охранялись только авторским правом, которое защищало на бумаге дизайн и код, но не принцип работы продукта.

В правилах, прописанных в новом приказе, сказано, что патентной охране подлежат программные алгоритмы, основанные на работе программы на определенном устройстве, которые позволяют достигать конкретных результатов.

Охраняется изобретение в течение 20 лет.

Источник: «Ведомости»

Аудит иностранных инвесторов проекта «Сахалин-1» планируется завершить до 2025 года

В 2022 году был принят указ, в соответствии с которым контроль над проектом «Сахалин-1» перешел к российскому обществу.

Тогда же стало известно, что будет проведен аудит деятельности иностранных инвесторов проекта.

На днях появилась информация, что не позднее 1 января 2025 года Минэнерго России должно направить в Правительство РФ отчет о результатах проведения аудиторской проверки.

При выявлении фактов нанесения ущерба ведомство представит проект решения Правительства РФ об установлении размера нанесенного ущерба и определении лиц, на которых возлагаются обязательства по его возмещению.

Напомним, проект предусматривает разработку четырех морских месторождений — Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги и Лебединское (в границах лицензионного участка Одопту-море), расположенных на северо-восточном шельфе острова Сахалин в акватории Охотского моря.

Проект реализовывался международным консорциумом, в который входили:
  • ExxonMobil (доля участия — 30 %);
  • ПАО «Роснефть» (доля участия — 20 %);
  • индийская государственная нефтяная компания ONGC (доля участия — 20 %);
  • японский консорциум SODECO (доля участия — 30 %).

Источник: «Гарант»

ФНС России утвердила новую форму декларации по акцизам на нефтяное сырье

В прошлом году были внесены изменения, предусматривающие применение новой величины КВРК при расчете вычета по акцизу на нефтяное сырье налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья.

В связи с этим ФНС подготовила и утвердила новую форму декларации по акцизам на нефтяное сырье.

В обновленной форме изменились штрих-коды и раздел 3 «Расчет суммы акциза, подлежащей налоговому вычету». Так, упомянутая выше величина КВРК будет отражаться в строке 080 раздела 3.1 «Сведения о сумме налогового вычета».

Также поправки внесены в порядок заполнения декларации и электронный формат документа.

Новая форма декларации и соответствующий ей электронный формат вступят в силу с 17 июля 2024 года.

Источник: «Бух.1С»

Новые формы реестров для обоснования ставки НДС 0% при экспорте вступят в силу с 1 июля 2024 года

Напомним, с 1 января 2024 года вступили в силу новые нормы, упрощающие процедуру подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте и реэкспорте товаров.

Речь идет в том числе о представлении в налоговые органы предусмотренных НК РФ реестров.

В связи с этим ФНС России подготовила и утвердила новые формы и форматы:
  • реестра таможенных деклараций;
  • реестра документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом;
  • реестра документов, подтверждающих факт оказания услуг по организации транспортировки природного газа трубопроводным транспортом и др.

Источник: «Бух.1С»