Нормы о запрете на обратный выкуп акций для недружественных инвесторов уже в Госдуме
Напомним, на днях появилась информация, что Госдума РФ планирует ограничить возможности представителей иностранного бизнеса вернуться в страну после ухода с российского рынка.
Поправки внесены в один из законопроектов, рассматриваемых во втором чтении.
Текст опубликован, проанализируем его подробнее.
Изменения предлагается внести в закон об иностранных инвестициях в РФ, дополнив его новой статьей.
Эта статья будет регулировать особенности исполнения опциона на обратный выкуп в ситуации, когда иностранный инвестор/аффилированные с ним лица продали акции/доли в уставном капитале российского общества российским гражданам, российским юридическим лицам или иностранным лицам, расположенным в дружественных странах и находящихся под контролем российских граждан.
Согласно инициативе приобретатель акций/долей в уставном капитале российского общества сможет в одностороннем порядке отказаться от исполнения опциона на обратный выкуп, если одновременно выполняется несколько условий:
Отказ от исполнения обязательств по обратному выкупу со стороны нового владельца может быть заявлен независимо от того, обращался ли иностранный инвестор с соответствующим заявлением об исполнении опциона на обратный выкуп.
Если новый владелец бизнеса отказался продавать его обратно иностранному инвестору, то последний имеет право в течение года обратиться за компенсацией в связи с прекращением опциона на обратный выкуп (порядок определения размера такой компенсации проектом закона не установлен).
При этом если продажа бизнеса иностранным инвестором была сопряжена с его недобросовестным поведением (отказ/уклонение от осуществления прав акционера/учредителя или угроза такого отказа/уклонения, создание препятствий для нормальной деятельности российского общества и т. п.), то новый собственник вправе потребовать соразмерного уменьшения компенсации либо вообще отказаться от ее выплаты.
Помимо новых владельцев, законопроект наделяет профильные министерства правом отказать иностранным инвесторам в возврате активов, если российское общество или группа лиц, в которую оно входит, оказывает значимое влияние на социально-экономическое развитие РФ.
Законопроект должен был рассматриваться сразу во втором и третьем чтениях уже 28 мая, однако в итоге его рассмотрение перенесли на июнь.
Не исключена его дальнейшая доработка.
Будем следить за развитием событий.
Источник: Официальный сайт Госдумы РФ
Поправки внесены в один из законопроектов, рассматриваемых во втором чтении.
Текст опубликован, проанализируем его подробнее.
Изменения предлагается внести в закон об иностранных инвестициях в РФ, дополнив его новой статьей.
Эта статья будет регулировать особенности исполнения опциона на обратный выкуп в ситуации, когда иностранный инвестор/аффилированные с ним лица продали акции/доли в уставном капитале российского общества российским гражданам, российским юридическим лицам или иностранным лицам, расположенным в дружественных странах и находящихся под контролем российских граждан.
Согласно инициативе приобретатель акций/долей в уставном капитале российского общества сможет в одностороннем порядке отказаться от исполнения опциона на обратный выкуп, если одновременно выполняется несколько условий:
- иностранный инвестор является лицом недружественного государства;
- иностранный инвестор/аффилированное с ним лицо продали бизнес в период с 24 февраля 2022 года до 1 марта 2025 года;
- договор о продаже бизнеса предусматривал отчуждение акций/долей по цене существенно ниже их рыночной стоимости и предоставлял продавцу право обратного выкупа на заранее определенных условиях в течение трех лет и более;
- со дня заключения договора о продаже бизнеса истекло два года и более;
- российское хозяйственное общество надлежащим образом исполняет свои обязательства перед работниками (бывшими работниками) и кредиторами.
Отказ от исполнения обязательств по обратному выкупу со стороны нового владельца может быть заявлен независимо от того, обращался ли иностранный инвестор с соответствующим заявлением об исполнении опциона на обратный выкуп.
Если новый владелец бизнеса отказался продавать его обратно иностранному инвестору, то последний имеет право в течение года обратиться за компенсацией в связи с прекращением опциона на обратный выкуп (порядок определения размера такой компенсации проектом закона не установлен).
При этом если продажа бизнеса иностранным инвестором была сопряжена с его недобросовестным поведением (отказ/уклонение от осуществления прав акционера/учредителя или угроза такого отказа/уклонения, создание препятствий для нормальной деятельности российского общества и т. п.), то новый собственник вправе потребовать соразмерного уменьшения компенсации либо вообще отказаться от ее выплаты.
Помимо новых владельцев, законопроект наделяет профильные министерства правом отказать иностранным инвесторам в возврате активов, если российское общество или группа лиц, в которую оно входит, оказывает значимое влияние на социально-экономическое развитие РФ.
Законопроект должен был рассматриваться сразу во втором и третьем чтениях уже 28 мая, однако в итоге его рассмотрение перенесли на июнь.
Не исключена его дальнейшая доработка.
Будем следить за развитием событий.
Источник: Официальный сайт Госдумы РФ
Бенефициарам ЭЗО могут дать больше времени на вступление в прямое владение
Соответствующие поправки ко второму чтению внесены в один из законопроектов, уже находящихся на рассмотрении в Госдуме РФ.
Предусматриваются следующие поправки:
Предполагается, что поправки будут действовать ретроспективно (будут распространяться на правоотношения, возникшие с 4 сентября 2023 года).
Источник: Интерфакс
Предусматриваются следующие поправки:
- уточняются некоторые критерии отнесения профессиональных участников рынка ценных бумаг к ЭЗО (при проверке на соответствие условия о совокупной стоимости имущества в доверительном управлении и количества клиентов можно будет учитывать данные иного лица, входящего с кандидатом на получение статуса ЭЗО в группу ― сейчас учитываются данные только дочернего общества);
- предусматривается, что доступ к сведениям о включении хозяйственного общества в перечень ЭЗО может быть ограничен решением Правительства РФ (сейчас в перечне 19 компаний);
- до конца 2026 года продлевается предельный срок действия последствий вынесения арбитражным судом решения о приостановлении осуществления прав для ИХК (сейчас он ограничен концом 2025 года);
- увеличивается срок на вступление в прямое владение ЭЗО российскими бенефициарами, которые приобрели косвенное участие в ЭЗО «на любом законном основании», а также лицами, которым было передано право на вступление в прямое владение ― они будут обязаны вступить в прямое владение до истечения срока приостановления прав ИХК;
- аналогичным образом увеличивается срок вступления в прямое владение лицами, которые не являются гражданами или резидентами РФ, при условии, что их личным законом не является право недружественной страны;
- при таком «позднем» вступлении в прямое владение для определения доли косвенного участия в ЭЗО доля участия ИХК в ЭЗО будет определяться на дату вынесения судом решения о приостановлении прав ИХК, то есть без учета уже состоявшегося вступления иных лиц в прямое владение ЭЗО.
- «позднее» вступление в прямое владение ЭЗО будет недоступно, если ИХК получила соответствующую компенсацию.
Предполагается, что поправки будут действовать ретроспективно (будут распространяться на правоотношения, возникшие с 4 сентября 2023 года).
Источник: Интерфакс
Депутаты и представители бизнеса предложили новые условия для возвращения иностранных компаний
Предлагается поделить ушедших после начала СВО представителей бизнеса на две категории: «бывшие инвесторы» и «прямые импортеры». К ним предусматриваются разные требования.
К «бывшим инвесторам» предлагается относить те компании, присутствие которых на российском рынке связано с наличием мощностей на территории страны, а также фирмы, возвращение которых относится к сфере деятельности Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
Такие компании при возвращении обязаны будут внести единоразовый взнос в размере от 10% выручки компании на российском рынке в 2021 году в Фонд возрождения новых и приграничных регионов РФ. Также предлагается, чтобы они ежегодно зачисляли в этот фонд 2% годовой выручки на рынке России в течение 10 лет подряд с года возобновления работы в стране. Кроме того, «бывших инвесторов» хотят обязать проходить проверку на предмет финансирования ВСУ.
«Прямыми импортерами» будут считаться компании, которые сами ограничили поставки товаров и услуг на российский рынок, были включены в санкционные списки в России или производят продукцию двойного назначения. Такие компании должны будут получить лицензию ТПП на импорт и представлять ежегодные отчеты и подтверждающие документы для продления лицензии и контроля добросовестного выполнения ее требований.
Источник: Ведомости
К «бывшим инвесторам» предлагается относить те компании, присутствие которых на российском рынке связано с наличием мощностей на территории страны, а также фирмы, возвращение которых относится к сфере деятельности Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
Такие компании при возвращении обязаны будут внести единоразовый взнос в размере от 10% выручки компании на российском рынке в 2021 году в Фонд возрождения новых и приграничных регионов РФ. Также предлагается, чтобы они ежегодно зачисляли в этот фонд 2% годовой выручки на рынке России в течение 10 лет подряд с года возобновления работы в стране. Кроме того, «бывших инвесторов» хотят обязать проходить проверку на предмет финансирования ВСУ.
«Прямыми импортерами» будут считаться компании, которые сами ограничили поставки товаров и услуг на российский рынок, были включены в санкционные списки в России или производят продукцию двойного назначения. Такие компании должны будут получить лицензию ТПП на импорт и представлять ежегодные отчеты и подтверждающие документы для продления лицензии и контроля добросовестного выполнения ее требований.
Источник: Ведомости
Результаты заседания Госдумы РФ
Законопроект № 682527-8
Принят в третьем чтении
Законопроект об усилении контроля за перевозкой грузов.
Согласно законопроекту с 1 сентября 2026 года будет введена обязательная электронная форма для экспедиторских документов и процедура передачи этих данных в государственную информационную систему.
Поправки также предусматривают создание централизованного реестра уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности, который будет вестись в электронной форме на платформе «ГосЛог».
Источник: «Интерфакс»
Законопроект № 513234-8
Принят в третьем чтении
Принятым законом вносятся изменения в ТК РФ.
Так, при установлении систем премирования работодатель будет обязан четко прописывать виды, размеры, условия и сроки выплаты премий, в том числе учитывать качество и продолжительность труда, а также наличие дисциплинарных взысканий.
Также ограничивается снижение премии за нарушение трудовой дисциплины.
Работодатель сможет уменьшить премию только за тот период, когда было наложено взыскание, и только по премиям, начисленным за этот же период.
При этом общее снижение заработной платы не должно превышать 20% в месяц.
Поправки вступят в силу 1 сентября 2025 года.
Источник: РБК
Законопроект № 754053-8
Принят в третьем чтении
Будут введены штрафы за нарушение нелицензионных требований в сфере оборота табака.
Речь идет о несоблюдении ряда требований, которые установлены законом о регулировании производства и оборота табачной продукции и никотина.
ИП будет грозить штраф от 20 до 30 тыс. руб. с конфискацией изделий, продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов или иных предметов, использованных для производства и оборота продукции, а юридическим лицам — от 100 до 150 тыс. руб. также с конфискацией.
Законопроект № 638771-8
Принят в третьем чтении
Перечень БАДов и заболеваний, при которых их назначают, будут определять Минздрав России и Роспотребнадзор. Врачи смогут выписать только одобренные добавки в случае наличия у пациентов показаний к их применению. Критерии их качества и эффективности в зависимости от влияния на здоровье будут установлены Правительством РФ.
Также предусматривается досудебная блокировка сайтов с информацией о запрещенных БАДах.
Кроме того, ограничивается использование продовольственного сырья для изготовления БАДов, которые производятся при помощи кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ.
Источник: «Ведомости»
Законопроект № 909076-8
Принят в первом чтении
Проект об уголовной ответственности для дропперов.
Подробности в нашем выпуске.
Законопроекты № 908825-8, 908812-8
Приняты в первом чтении
Пакет законопроектов, призванных повысить эффективность противодействия преступникам, использующим информационно-телекоммуникационные технологии, посредством наделения следователей и дознавателей новыми полномочиями.
Первым законопроектом предлагается дополнить УПК РФ статьей, предусматривающей возможность следователя с согласия руководителя следственного органа и дознавателя с согласия прокурора в случаях, не терпящих отлагательства, принимать решение о приостановке операций с банковскими счетами, электронными денежными средствами и авансовыми платежами за услуги связи на срок не более 10 суток.
Такое решение может быть принято при наличии оснований полагать, что указанное имущество использовалось в преступной деятельности.
Вторым законопроектом предлагается установить обязанность кредитной организации предоставлять по запросу следователя или дознавателя справки по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц.
Законопроект № 784334-8
Принят в первом чтении
Законопроект об обращении со строительным мусором.
Внесенный законопроект относит к полномочиям субъектов РФ регулирование и организацию обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения и благоустройства (сейчас этот вопрос находится в серой зоне).
Регионы также смогут утверждать правила обращения с такими отходами, вводить перечни строительных отходов и тех их составляющих, которые относятся к вторичным ресурсам, и запрещать их захоронение. При этом общие требования к обороту строительных отходов и содержанию правил предлагается зафиксировать на федеральном уровне.
Контролировать логистику, утилизацию, хранение и переработку строительных отходов в субъектах РФ будут региональные государственные информационные системы (ГИС), работающие во взаимодействии с федеральной «мусорной» системой, ведущей учет потоков твердых коммунальных отходов. Предполагается, что ГИС регионов должны будут собирать данные о мусоровозах, местах складирования, размещения, переработки и утилизации строительного мусора, балансах ресурсов в системе и объектах ее инфраструктуры.
Источник: «Коммерсант»
Законопроект № 858028-8
Принят в первом чтении
Для НКО упростят сдачу отчетности в Минюст России и Росстат.
Инициаторы отметили, что разнообразие форм отчетности НКО создает излишнюю административную нагрузку для них и влечет за собой значительные организационные издержки.
Законопроектом предлагается установить единую форму отчета НКО.
Единая форма будет включать в себя сведения по формам, утвержденным приказами Минюста России и Росстата. При этом заполнять необходимые разделы (листы) единой формы НКО будут в зависимости от их организационно-правовой формы, сферы деятельности и иных особенностей организации.
Представлять единую форму организации будут в Минюст России исключительно в электронном виде путем размещения в личном кабинете на специальном информационном ресурсе.
Одновременно будет упразднено требование представлять в Росстат отдельный отчет.
Источник: Бух.1C
Законопроект № 873680-8
Принят в первом чтении
Законопроект об упрощении процедуры оформления перепланировки жилых помещений.
Пока что заявление на перепланировку можно подать непосредственно в орган, который ее согласовывает, или через МФЦ. А после принятия закона и его вступления в силу ― еще и через «Госуслуги».
Источник: «Российская газета»
Источники: Официальный сайт Госдумы РФ
Принят в третьем чтении
Законопроект об усилении контроля за перевозкой грузов.
Согласно законопроекту с 1 сентября 2026 года будет введена обязательная электронная форма для экспедиторских документов и процедура передачи этих данных в государственную информационную систему.
Поправки также предусматривают создание централизованного реестра уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности, который будет вестись в электронной форме на платформе «ГосЛог».
Источник: «Интерфакс»
Законопроект № 513234-8
Принят в третьем чтении
Принятым законом вносятся изменения в ТК РФ.
Так, при установлении систем премирования работодатель будет обязан четко прописывать виды, размеры, условия и сроки выплаты премий, в том числе учитывать качество и продолжительность труда, а также наличие дисциплинарных взысканий.
Также ограничивается снижение премии за нарушение трудовой дисциплины.
Работодатель сможет уменьшить премию только за тот период, когда было наложено взыскание, и только по премиям, начисленным за этот же период.
При этом общее снижение заработной платы не должно превышать 20% в месяц.
Поправки вступят в силу 1 сентября 2025 года.
Источник: РБК
Законопроект № 754053-8
Принят в третьем чтении
Будут введены штрафы за нарушение нелицензионных требований в сфере оборота табака.
Речь идет о несоблюдении ряда требований, которые установлены законом о регулировании производства и оборота табачной продукции и никотина.
ИП будет грозить штраф от 20 до 30 тыс. руб. с конфискацией изделий, продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов или иных предметов, использованных для производства и оборота продукции, а юридическим лицам — от 100 до 150 тыс. руб. также с конфискацией.
Законопроект № 638771-8
Принят в третьем чтении
Перечень БАДов и заболеваний, при которых их назначают, будут определять Минздрав России и Роспотребнадзор. Врачи смогут выписать только одобренные добавки в случае наличия у пациентов показаний к их применению. Критерии их качества и эффективности в зависимости от влияния на здоровье будут установлены Правительством РФ.
Также предусматривается досудебная блокировка сайтов с информацией о запрещенных БАДах.
Кроме того, ограничивается использование продовольственного сырья для изготовления БАДов, которые производятся при помощи кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ.
Источник: «Ведомости»
Законопроект № 909076-8
Принят в первом чтении
Проект об уголовной ответственности для дропперов.
Подробности в нашем выпуске.
Законопроекты № 908825-8, 908812-8
Приняты в первом чтении
Пакет законопроектов, призванных повысить эффективность противодействия преступникам, использующим информационно-телекоммуникационные технологии, посредством наделения следователей и дознавателей новыми полномочиями.
Первым законопроектом предлагается дополнить УПК РФ статьей, предусматривающей возможность следователя с согласия руководителя следственного органа и дознавателя с согласия прокурора в случаях, не терпящих отлагательства, принимать решение о приостановке операций с банковскими счетами, электронными денежными средствами и авансовыми платежами за услуги связи на срок не более 10 суток.
Такое решение может быть принято при наличии оснований полагать, что указанное имущество использовалось в преступной деятельности.
Вторым законопроектом предлагается установить обязанность кредитной организации предоставлять по запросу следователя или дознавателя справки по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц.
Законопроект № 784334-8
Принят в первом чтении
Законопроект об обращении со строительным мусором.
Внесенный законопроект относит к полномочиям субъектов РФ регулирование и организацию обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения и благоустройства (сейчас этот вопрос находится в серой зоне).
Регионы также смогут утверждать правила обращения с такими отходами, вводить перечни строительных отходов и тех их составляющих, которые относятся к вторичным ресурсам, и запрещать их захоронение. При этом общие требования к обороту строительных отходов и содержанию правил предлагается зафиксировать на федеральном уровне.
Контролировать логистику, утилизацию, хранение и переработку строительных отходов в субъектах РФ будут региональные государственные информационные системы (ГИС), работающие во взаимодействии с федеральной «мусорной» системой, ведущей учет потоков твердых коммунальных отходов. Предполагается, что ГИС регионов должны будут собирать данные о мусоровозах, местах складирования, размещения, переработки и утилизации строительного мусора, балансах ресурсов в системе и объектах ее инфраструктуры.
Источник: «Коммерсант»
Законопроект № 858028-8
Принят в первом чтении
Для НКО упростят сдачу отчетности в Минюст России и Росстат.
Инициаторы отметили, что разнообразие форм отчетности НКО создает излишнюю административную нагрузку для них и влечет за собой значительные организационные издержки.
Законопроектом предлагается установить единую форму отчета НКО.
Единая форма будет включать в себя сведения по формам, утвержденным приказами Минюста России и Росстата. При этом заполнять необходимые разделы (листы) единой формы НКО будут в зависимости от их организационно-правовой формы, сферы деятельности и иных особенностей организации.
Представлять единую форму организации будут в Минюст России исключительно в электронном виде путем размещения в личном кабинете на специальном информационном ресурсе.
Одновременно будет упразднено требование представлять в Росстат отдельный отчет.
Источник: Бух.1C
Законопроект № 873680-8
Принят в первом чтении
Законопроект об упрощении процедуры оформления перепланировки жилых помещений.
Пока что заявление на перепланировку можно подать непосредственно в орган, который ее согласовывает, или через МФЦ. А после принятия закона и его вступления в силу ― еще и через «Госуслуги».
Источник: «Российская газета»
Источники: Официальный сайт Госдумы РФ