Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 7 июня 2023 года

Стали известны подробности российского плана по деофшоризации

РБК сообщает, что план властей по деофшоризации включает четыре блока мер: налоговые льготы, защита российских акционеров, упрощение «переезда» в САР и донастройка регулирования международных фондов.
Блок налоговых льгот включает в себя прежде всего механизмы, направленные на нивелирование негативного эффекта от возможного приостановления СОИДН с недружественными странами.
Конкретные меры пока не озвучиваются.
Ранее Forbes сообщал, что обсуждаются предложения сохранить льготные ставки налога на выплату процентов по кредитам перед иностранными банками и еврооблигациям, а также на лицензионные выплаты.
Также разрабатывается «особый налоговый режим», предполагающий получение физическими и юридическими лицами акций от иностранных структур с нейтральными налоговыми последствиями.
Этот режим может также включать продление на 2023 год более мягких условий применения льготной ставки 0% при продаже подсанкционными лицами долей/акций (в 2022 году льгота применялась при непрерывном владении акциями/долями в течение одного года, в то время как стандартный срок владения составляет пять лет).
Совершенствование механизма налогообложения международных фондов согласно плану включает:
  • введение специального режима для налогообложения личных фондов — предполагается, что он будет аналогичен режиму налогообложения физических лиц, включая все доступные им виды освобождений и льгот;
  • изменение налогового режима международных фондов в САР — власти рассчитывают, что смогут исключить двойное налогообложение как на этапе формирования фонда, так и на этапе ведения им деятельности и распределения доходов в адрес бенефициаров.
Среди мер, направленных на стимулирование «переезда» в САР, предусматриваются:
  • внедрение механизмов непризнания и неприведения в исполнение решений судов иностранных государств, если при рассмотрении дела такие суды исходили из того, что международная компания является иностранным юридическим лицом;
  • особенности принятия решений о переезде в САР (возможность редомициляции на основании решения бенефициаров);
  • отмена ограничений по регистрации не более трех юридических лиц в одном офисе на территории САР;
  • исключение обязанности отчитываться о КИК, зарегистрированных в САР, вне зависимости от факта исключения таких КИК из иностранного реестра.
Блок мер, направленных на защиту прав российских акционеров холдинговых компаний, включает три пункта:
  • разработку механизма раздельной выплаты дивидендов — ранее первый заместитель главы Минэкономразвития России Илья Торосов сообщал, что будет предусмотрена возможность получения дивидендов от российских обществ напрямую косвенными участниками, минуя иностранные компании, через которые реализовано такое участие (данные выплаты будут возможны по решению суда);
  • разработку механизма перевода иностранных холдинговых компаний в российскую юрисдикцию;
  • расширение механизма восстановления корпоративного управления российскими компаниями, минуя КИК, зарегистрированные на территории недружественных стран.
Предполагается, что запланированные поправки будут внесены до конца 2023 года.
Источник: «РБК»

Россия и Оман подписали СОИДН

Соглашение подписано 8 июня 2023 года.
В пресс-релизе Минфина России отмечается, что оно учитывает особенности двустороннего экономического сотрудничества двух стран, а также рекомендации BEPS и обозначенные ранее Президентом РФ цели по недопущению вывода капитала из страны.
СОИДН предусматривает следующие ставки налога у источника:
  • дивиденды:
- общая ставка — 15%:
- льготная ставка — 10% при условии, что доля участия в капитале выплачивающей дивиденды компании составляет не менее 20% в течение одного года;
  • проценты — 10%;
  • роялти — 10%.
Предусмотрено освобождение от налога у источника на доходы в виде дивидендов и процентов для госструктур, госкомпаний и других форм государственных инвестиций.
В соглашение также включены положения об уплате налогов с доходов от отчуждения акций или аналогичных прав, представленных недвижимым имуществом, по месту его нахождения.
Если СОИДН будет ратифицировано в 2023 году, оно начнет применяться уже с 1 января 2024 года.

Взносы в бюджет при продаже активов иностранцами пойдут на развитие промышленности

Ввиду действующих ограничений лица недружественных стран не могут свободно выйти из российских активов.
В частности, для продажи акций/долей российских компаний им необходимо получить разрешение правительственной комиссии, одним из условий которого является уплата добровольного взноса в федеральный бюджет.
Об этом добровольном взносе мы подробно рассказывали в выпуске «Важные законодательные изменения» от 5 апреля 2023 года.
На днях Президент России Владимир Путин дал поручение направлять такие взносы в приоритетном порядке на следующие цели:
  • поддержку НИОКР в целях разработки приоритетной промышленной продукции;
  • поддержку программ обратного инжиниринга и программ, предусматривающих создание центров инженерных разработок;
  • докапитализацию Фонда развития промышленности для реализации инвестиционных проектов.

АС Свердловской области: экономическая обоснованность расходов на выплату роялти и применение концепции фактического получателя дохода к иностранному правообладателю

Российская компания — производитель пива и питьевой воды выплачивала роялти за использование товарных знаков в адрес иностранного правообладателя (Кипр).
Соответствующие расходы учитывались для целей налогообложения прибыли.
Налог у источника не уплачивался ввиду применения освобождения на основании СОИДН, при этом были предоставлены копии уведомлений иностранного правообладателя о подтверждении права на получение дохода по международным контрактам/договорам.
В ходе проверки налоговая инспекция установила следующие обстоятельства перехода прав на товарные знаки:
  • ранее правообладателем товарных знаков была российская компания, аффилированная с налогоплательщиком;
  • в течение периода, когда владельцем товарных знаков была российская компания, налогоплательщик использовал их на безвозмездной основе;
  • впоследствии российская компания продала исключительные права на товарные знаки иностранному лицу;
  • спустя некоторое время новый правообладатель заключил с налогоплательщиком лицензионные договоры на использование прав на товарные знаки;
  • ежемесячная сумма роялти за использование прав на товарные знаки более чем в три раза превышала вознаграждение за передачу исключительных прав на товарные знаки;
  • впоследствии иностранный правообладатель передал исключительные права на товарные знаки самому налогоплательщику за вознаграждение в сумме, в десять раз меньшей совокупной суммы уплаченных за весь период лицензионных платежей.
В отношении самого иностранного лица были установлены следующие факты:
  • полученные от налогоплательщика роялти размещались на депозитах;
  • бенефициарными получателями денежных средств на счетах иностранного лица являлись физические лица — учредители самого налогоплательщика (подтверждено решением Совета директоров), ввиду чего, по мнению инспекции, уведомления о подтверждении права на доход содержат недостоверные сведения;
  • иной деятельности, кроме предоставления прав пользования товарными знаками, иностранное лицо не осуществляло;
  • финансовая отчетность им не представлялась, налоги на территории Кипра не уплачивались;
  • директор иностранного лица исполнял аналогичные функции еще в 145 компаниях;
  • информация о контроле качества и защите исключительных прав, изложенная в утвержденном иностранным лицом Меморандуме о товарных знаках и интеллектуальной собственности и политики в области товарных знаков, не подтверждена документально;
  • в действительности все расходы по рекламе и продвижению товарных знаков на рынке были понесены непосредственно налогоплательщиком.
По мнению инспекции, товарные знаки изначально использовались и используются на территории РФ, а заключение лицензионного договора было совершено с целью выведения прибыли из-под налогообложения с помощью иностранной компании.
В этой связи налогоплательщику было отказано в вычете роялти, а также был доначислен налог у источника.
Суд первой инстанции поддержал налоговую инспекцию.
Примечательно, что в ходе судебного разбирательства налогоплательщик представил партнерское соглашение, заключенное с иностранным правообладателем, в соответствии с которым полученные в виде роялти средства накапливаются на депозитных счетах для будущих инвестиций в строительство пивоваренного завода на Кипре.
Однако суд отнесся к соглашению критически, отметив, что в ходе проверки ни само соглашение, ни упоминание о нем налогоплательщиком не представлялись.

ОАЭ: три новых министерских решения для целей применения закона о налоге на прибыль

Речь идет о решениях № 132 «Transfers within a Qualifying Group», № 133 «Business Restructuring Relief», № 134 «General Rules for Determining Taxable Income».
В первом документе содержится подробная информация о получении льгот при передаче активов внутри группы компаний.
Второй документ разъясняет условия, при которых слияние бизнеса и другие сделки по реструктуризации могут быть осуществлены без возникновения обязательств по налогу на прибыль.
Последний документ разъясняет порядок расчета налогооблагаемого дохода для предприятий ОАЭ, включая содержание необходимых корректировок.
Источник: «Официальный сайт Минфина ОАЭ»

ФНС России рекомендует до 1 июля предоставить дорожную карту перехода на налоговый мониторинг

Рекомендация касается организаций, планирующих переход на налоговый мониторинг с 2024 года.
Дорожная карта разрабатывается компанией совместно с налоговым органом и предоставляется по месту ее постановки на учет или по месту постановки в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Дорожная карта должна содержать: порядок подготовки и обсуждения с налоговым органом регламента информационного взаимодействия; информацию об организации системы внутреннего контроля организации, рисках и контрольных процедурах; сроки демонстрации и тестирования информационного взаимодействия, а также сроки подготовки и представления документов в налоговый орган.
После согласования дорожной карты компания может переходить к этапу подачи документов для вступления в режим налогового мониторинга.

Президент России дал поручение снизить административную и налоговую нагрузку на предприятия обрабатывающей промышленности, относящиеся к субъектам МСП

Президент России В. Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета РФ, которое состоялось в апреле этого года.
Среди них можно выделить следующие:
  • при выдаче разрешений на продажу бизнеса «недружественными» иностранцами учитывать мнение высших должностных лиц субъектов РФ, на территории которых находятся такие хозяйственные общества;
  • рассмотреть вопрос снижения административной и налоговой нагрузки на предприятия обрабатывающей промышленности, относящиеся к субъектам МСП, включая повышение порогов для применения УСН;
  • рассмотреть вопрос о разработке механизмов расширения гарантийной поддержки региональных системообразующих предприятий;
  • рассмотреть вопрос применения требований по локализации в отношении автомобилей, используемых в такси и каршеринге;
  • усилить действие национального режима при осуществлении закупок промышленной продукции, включая введение ответственности за несоблюдение требований о минимальной доле закупок товаров российского происхождения;
  • рассмотреть вопрос о льготном страховании технологических рисков производителей стартовых партий российской приоритетной промышленной продукции.

В России могут возобновить проверки производителей пива и сидра

Депутаты Госдумы РФ и Общественная потребительская инициатива (ОПИ) направили в Генпрокуратуру РФ, Правительство РФ, Росалкогольрегулирование и Минпромторг России обращение с предложением возобновить внеплановые проверки производителей пива, сидра и легких алкогольных напитков.
Инициатива прозвучала на фоне массового отравления суррогатным алкоголем в нескольких регионах России.

ЦБ РФ выпустил разъяснения к порядку отражения операций, связанных с расчетами наличными денежными средствами с нерезидентами

В связи с утверждением временного порядка исполнения обязательств по корпоративным еврооблигациям и по договорам банковского вклада в иностранной валюте, а также с связи с разрешением рассчитываться с резидентами наличной валютой ЦБ РФ подготовил разъяснения в целях контроля за наличными расчетами с нерезидентами резидентов — юридических лиц или ИП.
В частности, указано, какие документы уполномоченный банк запрашивает у резидента при внесении последним на счет в этом банке наличных денежных средств, полученных от нерезидента в рамках внешнеторговой деятельности и/или при предоставлении и возврате займов.