Обзоры
2024-11-21 15:39 Новости законодательства

Выпуск от 21 ноября 2024 года

ФНС России следит за возможными схемами налоговой экономии, направленными на искусственное завышение налоговой базы 2024 года в преддверии роста ставок НДФЛ и налога на прибыль с 1 января 2025 года

Руководитель ФНС России Даниил Егоров отметил, что в первую очередь это касается переноса бонусных выплат на более ранние сроки перед повышением ставки НДФЛ.

Из-за повышения ставок многие организации планируют уплатить все налоги в текущем году: например, часть компаний рассматривает вариант переноса традиционных перечислений и бонусов высококвалифицированным сотрудникам с начала 2025 года на декабрь 2024 года, что позволит удержать часть денежных средств предприятия.

По словам чиновника, если налоговики выявят аномальное завышение налоговой базы к концу 2024 года, это может привести к проверкам с потенциальным доначислением налогов.

Источник: Ведомости

АС г. Москвы: исчисление налога у источника с процентов по договору купли-продажи паев ЗПИФ на условиях коммерческого кредита

Российское общество (РусКо) приобрело у кипрской компании (КипрКо) паи четырех ЗПИФ недвижимости на условиях коммерческого кредита.

При выплате процентов по коммерческому кредиту налог у источника не удерживался на основании положений СОИДН между РФ и Кипром.

Впоследствии договор купли-продажи паев был расторгнут.

Налоговая инспекция пришла к выводу, что на самом деле выплачиваемый доход представлял собой доход от использования российской недвижимости, в соответствии с условиями СОИДН облагаемый у источника выплаты.

Как указала инспекция, РусКо фактически выполняла функции «транзитера» по перечислению доходов от ЗПИФ в пользу КипрКо под видом процентов:

  • она была создана незадолго до заключения сделки по приобретению паев;

  • у нее не было никаких активов или деловой репутации;

  • полученные доходы РусКо практически в полном объеме (92%) перечисляла КипрКо под видом процентов;

  • иных доходов у нее не было;

  • несмотря на формальную передачу паев, контроль над ними сохранился у КипрКо, об этом свидетельствует наличие в договоре купли-продажи «нетипичных» положений (возможность его одностороннего расторжения, при котором ранее уплаченные проценты остаются в собственности КипрКо; запрет на частичную оплату суммы задолженности по договору купли-продажи);

  • с учетом размера ставки по коммерческому кредиту и доходности приобретенных паев было изначально понятно, что доходы по паям не позволят в будущем окупить их полную стоимость и получить экономический эффект;

  • не были представлены разумно обоснование причин расторжения договора купли-продажи паев ― из представленных документов следовало, что состав арендаторов недвижимости ЗПИФ почти не менялся, а сама аренда приносила высокий и стабильный доход;

  • после расторжения договора купли-продажи паев деятельность РусКо была фактически прекращена.

При этом КипрКо не была фактическим получателем дохода:

  • она была также создана незадолго до заключения сделки;

  • паи были приобретены ею у еще одной кипрской компании и в тот же день проданы РусКо;

  • весь полученный от РусКо доход она перечисляла под видом займов аффилированным лицам;

  • ее административные расходы были минимальны;

  • источником финансирования ее деятельности выступала компания на Сейшелах, а владение ею осуществлялось через структуру международного фонда, для которой характерна максимальная конфиденциальность и сокрытие информации о владельцах траста и их доходах.

Суд согласился с тем, что доход, полученный от использования недвижимого имущества на территории РФ, выводился в низконалоговую юрисдикцию под видом расчетов по договору купли-продажи ценных бумаг (на условиях коммерческого кредита) без удержания налога как с процентных доходов иностранной компании, так и с доходов от купли-продажи инвестиционных паев, полученных от источника на территории РФ.

Также суд согласился с тем, что льготы, предусмотренные СОИДН между Россией и Кипром, к данной ситуации неприменимы, поскольку иностранная организация являлась лишь промежуточным звеном в расчетах, фактически не получала выгоду от дохода, зачисленного на ее счета, а лишь обеспечивала транзитное перечисление денежных средств в интересах бенефициарных собственников дохода.

Судя по тексту решения, налог у источника был исчислен по ставке 20% с суммы процентных доходов, перечисленных в адрес кипрского продавца паев.

Напомним, что это уже второе дело, связанное с выводом за пределы РФ доходов по паям ЗПИФ под видом процентов.

В первом деле (№ А56-22968/2024), в котором, к слову, фигурирует та же группа, суд также поддержал налоговую инспекцию.

Источник: Картотека арбитражных споров

Результаты заседания Госдумы РФ

Законопроект № 769486-8
Принят в первом чтении

Законопроект о специальных счетах для иностранных агентов

Предполагается, что на данные счета будут перечисляться все доходы лиц с этим статусом от интеллектуальной деятельности.

Под действие законопроекта подпадут в том числе исполнения и фонограммы; изобретения и товарные знаки; произведения науки, литературы и искусства; сообщения в радио- или телеэфирах.

Открытие счета будет обязательным, получение прибыли иным способом будет запрещено.

Получить средства иностранные агенты смогут только в случае отмены статуса.

Законопроект № 677502-8
Принят в третьем чтении

Законопроектом предусматривается сокращение сроков действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с двух лет до одного года (за исключением случая, когда решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка содержит указание на необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка и его перевода из одной категории земель в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка).

Законопроект № 657699-8
Принят в первом чтении

Предлагается передать судам апелляционной инстанции полномочия по разрешению вопросов приемлемости апелляционных жалоб.

На данный момент указанные вопросы решаются судом первой инстанции, вынесшим обжалуемое судебное постановление.

В пояснительной записке к документу отмечено, что предложенная им процессуальная модель позволит исключить пересмотр в апелляционном порядке значительного количества определений судов первой инстанции, которые сейчас выносятся по вопросам приемлемости апелляционных жалоб, что в первую очередь повлияет на сокращение сроков судопроизводства.

Законопроект № 746280-8
Принят в первом чтении

Законопроектом устанавливается экспериментальный правовой режим, когда банки могут апробировать разные способы удаленной идентификации, чтобы клиент мог открыть вклад, не присутствуя в банке лично.

Благодаря этому режиму банки смогут «апробировать наиболее оптимальные способы удаленной идентификации, что позволит расширить возможности российских кредитных организаций».

Программу этого экспериментального режима должен будет утвердить ЦБ РФ.

Законопроект № 589491-7
Принят в третьем чтении

Будет разрешена передача в концессию объектов культурного наследия в неудовлетворительном состоянии для их сохранения.

При этом концессионеры, проводившие работы по сохранению объекта культурного наследия (ОКН) в рамках соответствующего соглашения, получат преимущественное право на выкуп данного объекта в случае включения его в план приватизации.

Источник: «Известия»

Законопроект № 671684-8
Принят в третьем чтении

Вносятся поправки, направленные на комплексное регулирование отношений, связанных с эксплуатацией и функционированием высокоскоростного ж/д транспорта после этапа строительства и ввода в постоянную эксплуатацию объектов его инфраструктуры.

Источник: Гарант

Законопроект № 677502-8
Принят в третьем чтении

Предусматривается сокращение сроков действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с двух лет до одного года, за исключением случая, когда решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка содержит указание

на необходимость изменения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и его перевода из одной категории земель в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка.

Источник: Официальный сайт Госдумы РФ

ЦБ РФ установил особенности валютного контроля по операциям с цифровыми правами

Как отметил регулятор, внешнеторговые контракты, в том числе и те, в расчетах по которым используются цифровые права, подлежат постановке на учет в уполномоченных банках.

Для таких контрактов сохранен подход по постановке на учет: по импортным — от 3 млн руб., по экспортным — от 10 млн руб.

ЦБ РФ также установил, какие документы и информацию должен передавать в банк резидент.

Источник: Официальный сайт Банка России

Правительство РФ утвердило национальные правила лицензирования в сфере внешней торговли товарами

Правила определяют порядок выдачи генеральных, разовых и исключительных лицензий на экспорт и импорт товаров, в том числе в электронном виде. Они будут применяться в случае лицензирования товаров при введении РФ односторонних мер нетарифного регулирования и тарифных квот.

Предполагается, что правила позволят в дальнейшем оптимизировать процесс выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в отношении товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, путем автоматической выдачи лицензий.

Источник: Официальный сайт Минпромторга России

Минфин России: налогообложение доходов, полученных в связи с переносом и переустройством объектов основных средств

НК РФ предусматривает освобождения от налога на прибыль доходов, полученных в виде результатов работ по переносу и переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику, выполненных сторонними организациями в связи с созданием/реконструкцией иного объекта государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы.

Ведомство еще раз напомнило, что указанная льгота не распространяется на компенсацию расходов по переносу, осуществленных самим налогоплательщиком.

Такие доходы учитываются в налоговой базе по общим правилам, при этом также сохраняется право на вычет сопутствующих расходов.

Источник: Гарант, Письмо Минфина России от 4 октября 2024 года № 03-03-06/1/96300

Минфин России: учет убытка, полученного акционером в результате ликвидации дочерней организации

В соответствии с НК РФ при ликвидации дочерней организации и распределении ее имущества доход акционера определяется исходя из рыночной цены полученного им имущества за вычетом фактически оплаченной таким акционером стоимости акций (долей, паев) и величины внесенных им вкладов в имущество дочерней организации.

Ведомство пояснило, что если при ликвидации организации у налогоплательщика ― участника (пайщика, акционера) организации возникает убыток, то такой убыток учитывается в составе внереализационных расходов.

При этом согласно правилам НК РФ (пп. 8 п. 2 ст. 265 НК РФ и пп. 8 п. 2 ст. 265 НК РФ) такой убыток определяется как отрицательная разница между стоимостью полученного акционером имущества доходом и фактически оплаченными затратами на приобретение долей/акций, таким образом при формировании убытка от ликвидации вклад в имущество дочерней организации уже не учитывается.

Также ведомство обратило внимание на то, что к налоговой базе по операциям выбытия акций/долей, непрерывно находившихся в собственности более пяти лет, при соблюдении установленных условий применяется ставка налога на прибыль 0%.

Выбытие акций/долей в результате ликвидации дочерней компании является частным случаем выбытия, соответственно доходы и расходы по такой операции в случае соблюдения условий для применения льготы «по сроку владения» учитываются в налоговой базе, облагаемой по ставке 0%.

Если продолжить логику ведомства, то убыток, полученный от ликвидации дочернего общества, акции/доли которого принадлежали налогоплательщику более пяти лет, не будет учитываться в общей базе, облагаемой по ставке 20% (25% ― с 1 января 2025 года).

Источник: Консультант Плюс, Письмо Минфина России от 30 июля 2024 года № 03-03-06/1/71060

Минфин России: применение резидентами свободного порта Владивосток льгот по налогу на прибыль с 1 января 2025 года

Напомним, действующим законодательством для резидентов свободного порта Владивосток (СПВ) предусмотрены льготные ставки налога на прибыль.

Резидент СПВ, помимо региональной льготы, также вправе применять нулевую ставку в федеральный бюджет.

Пониженные ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, применяются налогоплательщиком ― резидентом СПВ в течение пяти, а в бюджеты субъектов РФ в течение 10 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения.

Летом в НК РФ были внесены изменения, которыми предусматривается увеличение с 1 января 2025 года ставки налога на прибыль организаций на 5% в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет.

Таким образом, ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, с 1 января 2025 года составит 7% (8% в 2025 году ― 2030 годах).

В то же время для резидентов СПВ предусмотрена стабилизационная оговорка, которая защищает их от роста ставок.

С учетом ее применения по истечении пятилетнего периода применения ставки налога на прибыль 0%, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, резидент СПВ начиная с шестого налогового периода должен применять общеустановленную ставку в размере 8% (после 2030 года ― 7%).

Источник: Гарант, Письмо Минфина России от 30 августа 2024 года № 03-03-06/1/82379