Обзоры
2023-04-04 11:37 Новости законодательства

Выпуск от 3 апреля 2023 года

Минфин России вернулся к идее обратного акциза на каучук

Введение обратного акциза на каучук начали обсуждать еще в 2021 году, однако законопроект так и не был внесен в Госдуму РФ.
Недавно в СМИ появилась информация, что Минфин России вернулся к рассмотрению данной инициативы.
Предполагается, что параметры акциза будут зависеть от биржевых цен на натуральный каучук на сингапурском рынке и сырье для производства каучука (на бутан и бутадиен) на роттердамском рынке.
В случае неблагоприятных цен для производителей будет применяться обратный акциз, возмещаемый компаниям из федерального бюджета.
Обратный акциз будет выплачиваться при условии заключения соглашения с Минэнерго России (если соглашение будет расторгнуто, обратный акциз придется вернуть).
Также будут установлены предельные суммы выплат.
Представители бизнеса оценивают предложение по введению обратного акциза положительно.

Депутаты от партии «Новые люди» предлагают увеличить пороговые значения ущерба для квалификации некоторых экономических преступлений

По некоторым экономическим преступлениям размер ущерба предлагается проиндексировать более чем в два раза.
Например, для квалификации налогового правонарушения в качестве преступления предлагается признать крупным размером сумму налогов, превышающую за период в пределах трех финансовых лет подряд 35 млн руб. (сейчас ― 15 млн руб.), а особо крупным — 100 млн руб. (сейчас ― 45 млн руб.).
Правительство РФ полагает, что законопроект нуждается в доработке.
В частности, необходимо обоснование столь значительного повышения порогов.

Минэнерго России планирует поменять условия получения налогового вычета за модернизацию нефтеперерабатывающих заводов

Обратный акциз был введен в 2018 году в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли для компенсации НДПИ и поддержания приемлемой доходности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), а также для стимулирования осуществления инвестиций в углубление нефтепереработки.
Согласно СМИ в 2019 году ведомство подписало соглашения о модернизации с 11 НПЗ, из них продолжает действовать шесть соглашений.
Осенью 2020 года в НК РФ были внесены дополнения, которые ввели новый порядок признания соглашений о модернизации недействительными ― они обязали участников программы с 1 января 2024 года начать выпуск бензина, в противном случае соглашение о модернизации предлагалось признать невыполненным, что привело бы к необходимости возврата всей суммы обратного акциза.
На фоне пандемии коронавируса и ужесточения антироссийских санкций НПЗ наделили правом продолжить получать обратный акциз на нефть и после 2023 года, если компании будут соответствовать критериям, утверждаемым Правительством РФ.
Недавно появился проект этих критериев.
Согласно ему компания на 1 января 2024 года должна соответствовать трем критериям:
  • не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, исключения из ЕГРЮЛа;
  • у нее не должно быть задолженностей по налогам, сборам и страховым взносам;
  • она должна инвестировать в модернизацию НПЗ не менее 60 млрд руб. и/или направить более 4 млн т сырья в 2022 году на собственные мощности по переработке.
Соответствие этим критериям будет означать, что НПЗ сможет получать обратный акциз на нефть в 2024 и 2025 годах.
Предполагается, что эти критерии позволят выявить компании, находящиеся на финальной стадии реализации соглашений о модернизации НПЗ и являющиеся добросовестными налогоплательщиками.

ВС РФ: применение разных ставок земельного налога в отношении одного участка

ВС РФ рассмотрел спор о возможности применения разных ставок в отношении одного участка: 0,3% ― к площади, занятой жилищным фондом/инфраструктурой ЖКХ, и 1,5% ― к остальной части участка.
ВС РФ поддержал раздельный расчет налоговой базы, облагаемой по разным ставкам.
Поскольку конкретный порядок раздельного учета не предусмотрен, то налоговую базу, облагаемую по льготной ставке, можно определить как долю кадастровой стоимости, соответствующую площади земельного участка, занятой жилищным фондом/инфраструктурой ЖКХ.
При этом площадь, занятую жилищным фондом/инфраструктурой ЖКХ, можно установить на основе различных документально подтвержденных данных, включая ЕГРН, вступившие в законную силу судебные акты, кадастровые и технические паспорта объектов недвижимости, карты (планы) объектов землеустройства, планы земельных участков и др.
В споре, рассмотренном ВС РФ, доля площади земельного участка, облагаемая по льготной ставке, была определена на основании заключения кадастрового инженера.
Позиция ВС РФ доведена до территориальных налоговых инспекций письмом ФНС России от 23 марта 2023 года № БС-4-21/3510@.

ФНС России разработала методику проведения оценки предприятий на базе АИС «Налог-3»

Инициирует оценку сама компания ― она может запросить выписку с результатами оценки финансово-хозяйственного состояния через личный кабинет налогоплательщика.
Методика предусматривает проведение двухэтапной оценки:
  • первый этап включает одновременную проверку по следующим критериям: отсутствие процедур ликвидации, сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), отсутствие задолженности по обязательным платежам и др.;
  • второй этап включает оценку следующих параметров: уровень среднемесячной заработной платы на одного работника, налоговая нагрузка, удовлетворительное значение коэффициента текущей ликвидности по данным последней бухгалтерской отчетности и др.
По каждому критерию будут присваиваться баллы (0 ― при несоответствии условиям критерия, 1 ― при соответствии).
Если компания не согласна с результатами оценки, она может направить запрос о корректировке сведений, содержащихся в выписке.
Выписка предоставляется самому налогоплательщику.
Мы полагаем, что получение такой выписки может помочь оценить риски начала проведения налоговой проверки.

Планируется снизить отчетную нагрузку на представителей малого бизнеса

Минэкономразвития России предлагает отказаться от форм статистического наблюдения для представителей малого бизнеса и перейти на качественно новый порядок.
Суть его заключается в том, что статистическая отчетность будет представляться не по формам, а по исчерпывающему перечню показателей, утверждаемому Правительством РФ.
Соответствующий законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Предполагается, что сбор иной отчетности/информации, не предусмотренной перечнем, будет запрещен, равно как и сбор сведений, которые можно сформировать с использованием административных данных.
Росстат уже разработал проект перечня таких показателей ― в нем 262 показателя, не более чем по 50 из которых респонденту необходимо предоставить первичные статистические данные.
Также планируется установить формат единой точки сбора отчетности через личный кабинет, доступ к которому может быть предоставлен в том числе через единый портал государственных услуг и портал МСП.
Причем в личном кабинете будет предусмотрена возможность предзаполнения некоторых полей, интерактивные подсказки и другие инструменты, сокращающие время на заполнение.
Если проект будет принят, то изменения вступят в силу 1 января 2024 года.

ФНС России: предоставление персонифицированных сведений о физических лицах

Плательщики страховых взносов обязаны предоставлять:
  • расчет по страховым взносам ― не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным/расчетным периодом;
  • персонифицированные сведения о физических лицах ― не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим.
ФНС России отметила, что показатели формы персонифицированных сведений идентичны показателям раздела 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» формы расчета по страховым взносам.
В связи с этим, по мнению ведомства, в случае представления данного раздела в составе расчета по страховым взносам обязанность по предоставлению персонифицированных сведений за последний месяц отчетного/расчетного периода считается исполненной.
Позиция ведомства согласована с Минфином России.

Предприятия ОПК смогут получить субсидию при трудоустройстве сотрудника из других муниципальных образований в пределах одного региона

Ранее данную субсидию получали предприятия только при трудоустройстве специалистов из других субъектов РФ.
Сумма субсидии рассчитывается как три МРОТ, увеличенных на районный коэффициент, сумму страховых взносов и умноженных на количество трудоустроенных. Такая субсидия выплачивается четыре раза ― каждые три месяца после трудоустройства работника.
Получить субсидию могут предприятия из реестра организаций ОПК, который ведется Минпромторгом России.
Перечень организаций, которым требуются сотрудники, а также список востребованных профессий утверждаются руководителями регионов.