Минфин разработал законопроект о внедрении «аналога» Pillar 2
Напомним, что несколько лет назад была начата двухкомпонентная международная налоговая реформа, в основе которой:
Механизм Pillar 2, одобренный большинством стран — участников объединения, начал действовать с 1 января 2024 года.
Его применение грозит доплатой налога на зарубежном уровне для МГК с российским присутствием, если эффективная ставка налога по российскому периметру окажется ниже 15%.
Ранее Минфин России сообщил о работе над поправками, которые бы позволили «не отдавать дополнительный налог другим юрисдикциям».
На днях проект таких поправок был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Стоит сразу отметить, что законопроект не предполагает адаптации «оригинальных» правил Pillar 2.
Суть предлагаемых поправок довольно проста: каждый участник МГК должен будет посчитать свою эффективную ставку налога на прибыль и, если она окажется меньше 15%, уплатить налог на прибыль исходя из ставки 15%.
Правила будут распространяться на участников МГК (МГК будет определяться согласно нормам НК РФ) при одновременном соответствии следующим условиям:
в части МГК:
в части эффективной ставки:
Если указанные выше условия соблюдаются, то участник МГК вместо «обычного» налога на прибыль уплатит налог по ставке 15% (5% ― в федеральный бюджет, 10% ― в региональный бюджет).
При этом налоговая база будет определяться как сумма прибылей (кроме дивидендов) и убытков, исчисленных по правилам гл. 25 НК РФ, за налоговый период.
Все стабилизационные оговорки (для участников СПИК, резидентов ТОР, СПВ, ОЭЗ, СЗПК, МХК) на новые правила налогообложения участников МГК распространяться не будут, в том числе и для тех, кто получил льготный статус ранее.
Если правила будут приняты, то они начнут действовать с 1 января 2026 года.
Источник: Портал проектов нормативных правовых актов
- принципиально новый подход к распределению прав на налогообложение доходов между юрисдикциями в условиях цифровой экономики (Pillar 1);
- гарантия уплаты минимального налога международными компаниями (Pillar 2). Минимальная ставка налога на прибыль по правилам GloBE составляет 15%.
Механизм Pillar 2, одобренный большинством стран — участников объединения, начал действовать с 1 января 2024 года.
Его применение грозит доплатой налога на зарубежном уровне для МГК с российским присутствием, если эффективная ставка налога по российскому периметру окажется ниже 15%.
Ранее Минфин России сообщил о работе над поправками, которые бы позволили «не отдавать дополнительный налог другим юрисдикциям».
На днях проект таких поправок был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Стоит сразу отметить, что законопроект не предполагает адаптации «оригинальных» правил Pillar 2.
Суть предлагаемых поправок довольно проста: каждый участник МГК должен будет посчитать свою эффективную ставку налога на прибыль и, если она окажется меньше 15%, уплатить налог на прибыль исходя из ставки 15%.
Правила будут распространяться на участников МГК (МГК будет определяться согласно нормам НК РФ) при одновременном соответствии следующим условиям:
в части МГК:
- материнская компания МГК расположена на территории иностранного государства;
- материнская компания и/или промежуточные холдинговые компании МГК являются налоговыми резидентами стран, законодательством которых предусмотрены правила минимального эффективного уровня налогообложения в соответствии с Модельными правилами ОЭСР и устанавливающими глобальный минимальный уровень налогообложения для МГК, либо хотя бы один из участников МГК является налоговым резидентом страны, законодательством которой предусмотрены правила экстерриториального налогообложения в соответствии с Модельными правилами ОЭСР и устанавливающими глобальный минимальный уровень налогообложения для МГК ― перечни стран утвердит Минфин России;
- сумма дохода (выручки) МГК в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью в течение каждого из двух финансовых годов, непосредственно предшествующих текущему налоговому периоду, превышает или может превышать эквивалент 750 млн евро (если консолидированная отчетность не составляется, то будут использоваться данные индивидуальной финансовой отчетности участников МГК, подготовленные по локальным стандартам);
в части эффективной ставки:
- по итогам налогового периода отношение суммы «обычного» налога на прибыль (кроме налога с дивидендов) участника МГК к сумме прибылей (кроме дивидендов) и убытков составляет менее 15%.
Если указанные выше условия соблюдаются, то участник МГК вместо «обычного» налога на прибыль уплатит налог по ставке 15% (5% ― в федеральный бюджет, 10% ― в региональный бюджет).
При этом налоговая база будет определяться как сумма прибылей (кроме дивидендов) и убытков, исчисленных по правилам гл. 25 НК РФ, за налоговый период.
Все стабилизационные оговорки (для участников СПИК, резидентов ТОР, СПВ, ОЭЗ, СЗПК, МХК) на новые правила налогообложения участников МГК распространяться не будут, в том числе и для тех, кто получил льготный статус ранее.
Если правила будут приняты, то они начнут действовать с 1 января 2026 года.
Источник: Портал проектов нормативных правовых актов
Правительство внесло в Госдуму законопроект о ратификации СОИДН с ОАЭ
Напомним, долгое время частные компании и физические лица не могли воспользоваться мерами поддержки, которые обычно предоставляет международное налоговое соглашение ― действующее СОИДН с ОАЭ, заключенное еще в 2011 году, распространяется только на государственные структуры и суверенные фонды.
По мере развития и укрепления экономических связей между РФ и ОАЭ возник вопрос о пересмотре СОИДН.
Переговоры проходили непросто, но все же увенчались успехом.
17 февраля 2025 года новое соглашение было подписано.
Подробности см. в нашем специальном выпуске.
На днях Правительство РФ внесло в Госдуму РФ законопроект о ратификации соглашения.
В случае завершения в 2025 году всех процедур, необходимых для его вступления в силу (включая обмен дипломатическими нотами), оно начнет применяться с 1 января 2026 года.
Источник: официальный сайт Госдумы РФ
По мере развития и укрепления экономических связей между РФ и ОАЭ возник вопрос о пересмотре СОИДН.
Переговоры проходили непросто, но все же увенчались успехом.
17 февраля 2025 года новое соглашение было подписано.
Подробности см. в нашем специальном выпуске.
На днях Правительство РФ внесло в Госдуму РФ законопроект о ратификации соглашения.
В случае завершения в 2025 году всех процедур, необходимых для его вступления в силу (включая обмен дипломатическими нотами), оно начнет применяться с 1 января 2026 года.
Источник: официальный сайт Госдумы РФ
АС г. Санкт-Петербурга: попытка избежать уплаты налога у источника обернулась привлечением к административной ответственности за незаконную валютную операцию
По результатам проверки соблюдения валютного законодательства российской организацией (далее ― Общество) налоговым органом были выявлены нарушения в части расчетов за международные перевозки по договорам, заключенным с иностранной организацией (Киргизия).
В ходе проверки были установлены следующие факты:
Налоговый орган квалифицировал сделку с киргизской компанией как притворную, а произведенные по ней платежи в размере более 200 млн руб. ― как незаконную валютную операцию.
Налоговый орган предписал в течение 30 дней обеспечить возврат средств.
Суд не нашел оснований для отмены предписания:
Источник: Картотека арбитражных споров
В ходе проверки были установлены следующие факты:
- изначально Общество приобретало услуги фрахта у компании из ОАЭ;
- услуги были оказаны и оплачены, однако при выплате арабской компании вознаграждения Общество не удержало налог у источника, ошибочно ссылаясь на СОИДН с ОАЭ, которое не распространяет свое действие на частные компании;
- впоследствии Общество представило уточненные расчеты налогового агента и уплатило налог у источника по ставке 10%;
- однако затем Общество расторгло соглашение с компанией из ОАЭ «задним» числом и подписало новый договор о фрахте с компанией из Киргизии, распространив его действие на период оказания услуг компанией из ОАЭ;
- причина переоформления правоотношений ― в момент оказания услуг судно находилось в тайм-чартере у киргизской компании;
- затем Общество снова представило уточненные расчеты налогового агента, заявив отсутствие обязанности по удержанию налога у источника по причине расторжения договора с арабской компанией;
- впоследствии за счет средств, возвращенных арабской компанией, был произведен расчет с киргизской компанией.
Налоговый орган квалифицировал сделку с киргизской компанией как притворную, а произведенные по ней платежи в размере более 200 млн руб. ― как незаконную валютную операцию.
Налоговый орган предписал в течение 30 дней обеспечить возврат средств.
Суд не нашел оснований для отмены предписания:
- со стороны киргизской компании договор был подписан неуполномоченным лицом;
- этот договор был заключен в результате расторжения уже исполненного договора с арабской компанией, что противоречит нормам ГК РФ;
- все акты были переоформлены от имени киргизской компании, причем теми же датами, в том время как на момент оказания услуг договорные отношения с киргизской компанией отсутствовали;
- цель переоформления правоотношений ― получение необоснованной налоговой выгоды в виде возможности неудержания налога у источника на основании СОИДН с Киргизией;
- подача Обществом первого уточненного расчета с удержанием налога по ставке 10% в отношении выплат в адрес арабской компании подтверждает факт оказания услуг именно арабской компанией и отсутствие правоотношений с контрагентом из Киргизии.
Источник: Картотека арбитражных споров
В Госдуму поступила депутатская инициатива о взимании обязательных отчислений с возвращающихся компаний из недружественных стран
Законопроект предусматривает установление мер воздействия финансово-технологического характера в отношении организаций, включенных в перечень организаций недружественных иностранных государств, которые после 22 февраля 2022 года прекратили предпринимательскую деятельность в РФ и планируют ее возобновить.
Перечень таких организаций, покинувших российский рынок, должен быть утвержден Правительством РФ.
Какие меры могут быть применены:
Решение о применении мер и сроки их действия будут приниматься Президентом РФ.
Правительство РФ по согласованию с Президентом РФ вправе будет установить иной размер обязательных отчислений.
Согласно законопроекту обязательные отчисления будут передаваться в Фонд технологического развития РФ, создание которого направлено на содействие достижению технологического лидерства РФ.
Пакет документов, представленных в карточке Госдумы, не содержит отзыв Правительства РФ.
Напомним, что условия для возврата иностранного бизнеса в Россию должны быть разработаны Правительством РФ.
Пока что они не утверждены.
Источник: Официальный сайт Госдумы РФ
Перечень таких организаций, покинувших российский рынок, должен быть утвержден Правительством РФ.
Какие меры могут быть применены:
- обязательные отчисления в размере 2% исходя из размера собственных средств (что понимается под собственными средствами в законопроекте не уточняется);
- раскрытие используемых критически важных/сквозных технологий.
Решение о применении мер и сроки их действия будут приниматься Президентом РФ.
Правительство РФ по согласованию с Президентом РФ вправе будет установить иной размер обязательных отчислений.
Согласно законопроекту обязательные отчисления будут передаваться в Фонд технологического развития РФ, создание которого направлено на содействие достижению технологического лидерства РФ.
Пакет документов, представленных в карточке Госдумы, не содержит отзыв Правительства РФ.
Напомним, что условия для возврата иностранного бизнеса в Россию должны быть разработаны Правительством РФ.
Пока что они не утверждены.
Источник: Официальный сайт Госдумы РФ
В реестр работодателей с теневой занятостью предложили вносить данные о нарушителях в сфере привлечения мигрантов
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.
Авторы инициативы напомнили, что с 1 января 2025 года Роструд начал вести общедоступный реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости.
В этот реестр на один год вносятся сведения о работодателях, которых привлекли к ответственности после 1 января по статье об уклонении от оформления или ненадлежащем оформлении трудового договора или заключении гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
В то же время, как сообщают авторы законопроекта, вне сферы публичного учета остаются работодатели, нарушающие трудовое законодательство в части привлечения мигрантов к трудовой деятельности на территории РФ, чьи действия подпадают под ст. 18.15 и 18.16 КоАП РФ.
В этой связи предлагается вносить в реестр сведения о работодателях, привлеченных к административной ответственности за нарушение указанных статей.
Кроме того, на период нахождения в реестре работодателей, допустивших указанные нарушения, предлагается запретить им принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Источник: Парламентская газета
Авторы инициативы напомнили, что с 1 января 2025 года Роструд начал вести общедоступный реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости.
В этот реестр на один год вносятся сведения о работодателях, которых привлекли к ответственности после 1 января по статье об уклонении от оформления или ненадлежащем оформлении трудового договора или заключении гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
В то же время, как сообщают авторы законопроекта, вне сферы публичного учета остаются работодатели, нарушающие трудовое законодательство в части привлечения мигрантов к трудовой деятельности на территории РФ, чьи действия подпадают под ст. 18.15 и 18.16 КоАП РФ.
В этой связи предлагается вносить в реестр сведения о работодателях, привлеченных к административной ответственности за нарушение указанных статей.
Кроме того, на период нахождения в реестре работодателей, допустивших указанные нарушения, предлагается запретить им принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Источник: Парламентская газета
Опубликованы правила определения Росстатом по ОКВЭД отчетного типа и процентных долей основного и дополнительных видов экономической деятельности
С 1 сентября 2025 года вступают в силу поправки, упраздняющие норму о необходимости ежегодного подтверждения организациями и ИП основных видов экономической деятельности.
При этом организации и ИП должны будут извещать Росстат об изменении основного вида деятельности, а также об изменении более чем на 20% доли хотя бы одного вида деятельности.
Эту информацию Росстат передаст в ФНС России.
ЕГРЮЛ и ЕГРИП станут единственными источниками данных о видах экономической деятельности. Также они будут содержать информацию о долях видов деятельности.
В связи с этим Правительство РФ утвердило правила определения Росстатом и СФР кодов по ОКВЭД отчетного типа и процентных долей основного и дополнительных видов экономической деятельности.
Постановление вступит в силу 1 сентября 2025 года.
Источник: Гарант
При этом организации и ИП должны будут извещать Росстат об изменении основного вида деятельности, а также об изменении более чем на 20% доли хотя бы одного вида деятельности.
Эту информацию Росстат передаст в ФНС России.
ЕГРЮЛ и ЕГРИП станут единственными источниками данных о видах экономической деятельности. Также они будут содержать информацию о долях видов деятельности.
В связи с этим Правительство РФ утвердило правила определения Росстатом и СФР кодов по ОКВЭД отчетного типа и процентных долей основного и дополнительных видов экономической деятельности.
Постановление вступит в силу 1 сентября 2025 года.
Источник: Гарант
Опубликован перечень видов экономической деятельности в сфере креативных (творческих) отраслей
К ним относятся, например, издание книг, пошив одежды по индивидуальному заказу, производство изделий народных художественных промыслов, разработка ПО, производство игр и игрушек, дизайн и др.
Напомним, законодательством предусмотрена господдержка субъектов, которые занимаются такой деятельностью.
Источник: Гарант
Напомним, законодательством предусмотрена господдержка субъектов, которые занимаются такой деятельностью.
Источник: Гарант
Правительство продлило временный запрет на вывоз отходов и лома драгоценных металлов
Согласно подписанному постановлению Правительства РФ ограничение будет действовать шесть месяцев ― с 1 июня по 30 ноября 2025 года.
Предполагается, что решение позволит увеличить загрузку российских аффинажных предприятий.
Источник: Официальный сайт Правительства РФ
Предполагается, что решение позволит увеличить загрузку российских аффинажных предприятий.
Источник: Официальный сайт Правительства РФ
Результаты заседания Госдумы РФ
Законопроект № 864829-8
Принят в третьем чтении
Устанавливается возможность создания ТОР на территории особой экономической зоны в Магаданской области в административных границах г. Магадана.
Для этого снимается запрет на создание ТОР на территории ОЭЗ в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области.
При этом предусматривается сохранение регулирования свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Магаданской области.
В случае принятия закон вступит в силу 1 сентября 2025 года.
Источник: ТАСС
Законопроект № 864832-8
Принят в третьем чтении
Предлагается отменить с 1 января 2026 года действие налоговых преференций для участников ОЭЗ в Магаданской области.
Одновременно будет снят запрет на получение инвестиционных налоговых вычетов участниками ОЭЗ в Магаданской области.
Законопроект № 802838-8
Принят в третьем чтении
Законопроект предусматривает возможность дистанционно подавать заявления на регистрацию сделок с недвижимостью, подписанные усиленной электронной подписью, в том случае, если личность заявителя будет установлена с помощью системы биометрических данных.
Поправки должны вступить в силу 1 июля 2026 года.
Источник: РБК
Источники: Официальный сайт Госдумы РФ
Принят в третьем чтении
Устанавливается возможность создания ТОР на территории особой экономической зоны в Магаданской области в административных границах г. Магадана.
Для этого снимается запрет на создание ТОР на территории ОЭЗ в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области.
При этом предусматривается сохранение регулирования свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Магаданской области.
В случае принятия закон вступит в силу 1 сентября 2025 года.
Источник: ТАСС
Законопроект № 864832-8
Принят в третьем чтении
Предлагается отменить с 1 января 2026 года действие налоговых преференций для участников ОЭЗ в Магаданской области.
Одновременно будет снят запрет на получение инвестиционных налоговых вычетов участниками ОЭЗ в Магаданской области.
Законопроект № 802838-8
Принят в третьем чтении
Законопроект предусматривает возможность дистанционно подавать заявления на регистрацию сделок с недвижимостью, подписанные усиленной электронной подписью, в том случае, если личность заявителя будет установлена с помощью системы биометрических данных.
Поправки должны вступить в силу 1 июля 2026 года.
Источник: РБК
Источники: Официальный сайт Госдумы РФ
Минфин разъясняет: налогообложение личного фонда, НДФЛ с процентов по зарубежным депозитам, НДФЛ при сделке по купле-продаже между взаимозависимыми лицами
Налогообложение доходов личного фонда в связи с формированием у личного фонда доходов по операциям РЕПО
Личный фонд применяет ставку налога на прибыль 15%, если за отчетный (налоговый) период в общей сумме доходов, учитываемых при налогообложении (кроме положительной курсовой разницы), более 90% в совокупности составляют «пассивные» доходы по перечню, зафиксированному в НК РФ.
Минфин России пояснил, что доходы по договору РЕПО в этот перечень не включены.
Письмо Минфина России от 3 апреля 2025 года № 03-03-06/3/33029
НДФЛ с процентов по зарубежным депозитам
Доходы в виде процентов, полученных налоговыми резидентами по депозитам в банках, находящихся за пределами РФ, а также доходы в виде процента (купона), получаемого по облигациям иностранных эмитентов, относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ, и подлежат налогообложению.
Декларирование и уплату НДФЛ в этом случае налогоплательщики производят самостоятельно по завершении налогового периода.
Минфин России пояснил, что при налогообложении процентов, полученных по депозитам в банках, находящихся за пределами РФ, не предусмотрен механизм учета расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с администрированием такого депозита.
Письмо Минфина России от 6 марта 2025 года № 03-04-05/22414
Вычет по НДФЛ в том случае, если сделка купли-продажи квартиры осуществляется между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми
Минфин России напомнил, что если сделка купли-продажи квартиры осуществляется между взаимозависимыми лицами (супруг, супруга, родители, дети, братья, сестры, опекун, подопечный), то соответствующие имущественные налоговые вычеты не предоставляются.
Письмо Минфина России от 14 марта 2025 года № 03-04-05/25391
Источники: Гарант, Консультант Плюс
Личный фонд применяет ставку налога на прибыль 15%, если за отчетный (налоговый) период в общей сумме доходов, учитываемых при налогообложении (кроме положительной курсовой разницы), более 90% в совокупности составляют «пассивные» доходы по перечню, зафиксированному в НК РФ.
Минфин России пояснил, что доходы по договору РЕПО в этот перечень не включены.
Письмо Минфина России от 3 апреля 2025 года № 03-03-06/3/33029
НДФЛ с процентов по зарубежным депозитам
Доходы в виде процентов, полученных налоговыми резидентами по депозитам в банках, находящихся за пределами РФ, а также доходы в виде процента (купона), получаемого по облигациям иностранных эмитентов, относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ, и подлежат налогообложению.
Декларирование и уплату НДФЛ в этом случае налогоплательщики производят самостоятельно по завершении налогового периода.
Минфин России пояснил, что при налогообложении процентов, полученных по депозитам в банках, находящихся за пределами РФ, не предусмотрен механизм учета расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с администрированием такого депозита.
Письмо Минфина России от 6 марта 2025 года № 03-04-05/22414
Вычет по НДФЛ в том случае, если сделка купли-продажи квартиры осуществляется между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми
Минфин России напомнил, что если сделка купли-продажи квартиры осуществляется между взаимозависимыми лицами (супруг, супруга, родители, дети, братья, сестры, опекун, подопечный), то соответствующие имущественные налоговые вычеты не предоставляются.
Письмо Минфина России от 14 марта 2025 года № 03-04-05/25391
Источники: Гарант, Консультант Плюс