Косвенных участников ЭЗО предлагают штрафовать за отказ вступить в прямое владение акциями/долями ЭЗО
В сентябре вступил в силу важный закон, цель которого ― исключение недружественного участия из структуры владения значимыми для российской экономики организациями (ЭЗО).
Положения закона позволяют российским бенефициарам таких организаций, косвенно участвующим в них через иностранные холдинговые компании (ИХК) в недружественных странах, стать прямыми владельцами их акций (долей в уставном капитале).
Закон предусматривает следующий порядок вступления российских косвенных участников в прямое владение:
уполномоченные лица подают заявление в Арбитражный суд Московской области о приостановлении осуществления прав ИХК в отношении ЭЗО;
суд в течение одного месяца рассматривает поданное заявление и при наличии достаточных оснований выносит решение о приостановлении осуществления ИХК корпоративных прав;
спустя неделю в ЕГРЮЛ вносятся сведения о передаче акций (долей в уставном капитале) ЭЗО от ИХК к ЭЗО;
затем ЭЗО оповещает известных ей российских лиц ― косвенных владельцев акций (долей в уставном капитале) ЭЗО, принадлежащих ИХК;
далее у таких косвенных участников есть три месяца, чтобы предоставить ЭЗО документы, подтверждающие косвенное участие в ЭЗО;
по истечении указанного срока ЭЗО определяет перечень лиц, имеющих право на вступление в прямое владение акциями (долями) ЭЗО, и передает им свои акции (доли) пропорционально доле косвенного участия таких лиц в капитале ЭЗО.
Подробно мы рассказывали об этом законе в нашем обзоре от 6 октября 2023 года.
Несмотря на то что в случае приостановления прав ИХК закон устанавливает обязанность косвенных участников ― российских лиц вступить в прямое владение ЭЗО, никакой ответственности за нарушение этой обязанности не предполагается.
На днях в Госдуму РФ был внесен законопроект о введении административной ответственности за невступление в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) ЭЗО.
Согласно ему непредставление косвенными участниками ЭЗО, являющимися гражданами РФ и/или резидентами РФ, заявления, содержащего информацию для вступления в прямое владение ЭЗО, повлечет за собой наложение штрафа:
на граждан ― в размере от 200 до 400 тыс. руб.;
на должностных лиц ― от 300 до 500 тыс. руб.;
на юридических лиц ― от 500 до 700 тыс. руб.
Другим внесенным в Госдуму РФ законопроектом предлагается предоставить косвенным участникам ЭЗО, не являющимся гражданами РФ и/или резидентами РФ, возможности также вступить в прямое владение ЭЗО (то есть российские косвенные участники будут обязаны, а другие косвенные участники получат право вступить в прямое владение ЭЗО).
Также этим законопроектом предлагается исключить излишние административные барьеры во вступлении косвенных участников в прямое владение ― например, возможность не запрашивать разрешение Правительственной комиссии на получение акций (долей в уставном капитале) ЭЗО.
Отзыва Правительства РФ в пакете документов при внесении законопроекта нет, поэтому оценить перспективы принятия поправок довольно сложно.
Предлагается ввести ответственность за неисполнение обязанности по обязательной продаже иностранной валюты
Согласно внесенному в Госдуму РФ законопроекту штраф за невыполнение обязанности по обязательной продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ/нарушение порядка продажи иностранной валюты может составить:
для должностных лиц ― от 40 до 50 тыс. руб.;
для юридических лиц ― от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.
Напомним, что в России вновь введена обязательная продажа валютной выручки.
Мера коснулась 43 групп компаний, относящихся к отраслям топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, зернового хозяйства.
Экспортеров, которые должны обеспечить продажу валютной выручки, уведомили отдельно (публичного перечня лиц, которые должны обеспечивать продажу валютной выручки нет).
Такие экспортеры должны зачислять на свои счета в уполномоченных банках не менее 80% от полученной по внешнеторговым договорам иностранной валюты и продать не менее 90% от зачисленной валюты на внутреннем валютном рынке.
При этом требование о репатриации и обязательной продаже валютной выручки касается не только самих экспортеров, но и их дочерних компаний (в том числе зарубежных).
Министерство финансов Кипра опубликовало законопроект, предусматривающий введение минимального глобального налога
Министерство финансов Кипра начало проводить общественные консультации по поводу введения глобального минимального налога (Pillar 2).
Предполагается, что элементы Pillar 2 будут внедряться в следующие сроки:
правило уплаты дополнительного налога, в общем случае на уровне конечной головной компании МГК (income inclusion rule, IIR) ― в 2024 году;
правило, распределяющее обязанности по уплате дополнительного налога между компаниями МГК, если он по какой-то причине не был уплачен конечной материнской компанией (undertaxed payments rule, UTPR) ― в 2025 году;
правило взимания национального минимального налога (domestic minimum top-up tax) ― в 2025 году.
Законопроект включает в себя все положения Директивы ЕС по Pillar 2 и был дополнен некоторыми положениями административного руководства ОЭСР, а также положениями, регулирующими административные вопросы.
Подписан ряд федеральных законов: в УПК появится определение преступлений в сфере предпринимательской деятельности; освобождены от налогообложения РИД, полученные безвозмездно в силу закона; вводится стабилизационная оговорка для резидентов ОЭЗ
Транспортный налог: депутаты предлагают ввести скидку за аккуратное вождение
Внесенным в Госдуму РФ законопроектом предлагается предоставить скидку в размере половины от суммы исчисленного транспортного налога, если в течение календарного года его владелец не привлекался к административной ответственности за нарушения в области дорожного движения.
Безвозмездную передачу продуктов с истекающим сроком годности предлагают освободить от обложения НДС
Внесенным в Госдуму РФ законопроектом предлагается не считать объектом обложения НДС передачу на безвозмездной основе пищевых продуктов с истекающим сроком годности (за исключением продуктов детского, диетического питания и алкогольной продукции), а также бутилированной питьевой воды.
Им вносятся изменения в разные федеральные законы, в том числе в федеральный закон «О рекламе».
Предполагается закрепление обязательности использования русского языка в коммерческом обозначении (за исключением фирменного наименования в составе коммерческого обозначения).
Также согласно законопроекту доводить до потребителя информацию об акциях, скидках, распродажах и т. п. будет необходимо именно на русском языке. Таким образом, под действие нормы подпадают надписи «fresh», «sale», «open» и подобные обозначения. Поясняется, что эта норма касается использования вывесок, надписей, указателей, внешних поверхностей, информационных табличек, знаков, иных технических приспособлений и т. д.
Кроме того, жилым комплексам и поселкам, кварталам, микрорайонам тоже нельзя будет присваивать названия на иностранных языках либо использовать производные от иностранных слов и выражений (это, например, «гарден», «хилл» и т. п.).
В случае принятия поправки вступят в силу 1 января 2025 года.
Минфин России: субсидии не исключаются при расчете налога на сверхприбыль
Ведомство обратило внимание на то, что прибыль для исчисления налога на сверхприбыль определяется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций (с учетом перенесенного с прошлых лет убытка).
НК РФ предусматривает следующие подходы к учету субсидий при налогообложении прибыли:
в общем случае субсидии учитываются в составе внереализационных доходов по мере признания расходов, на возмещение которых они были получены, или единовременно, если к моменту получения субсидии такие расходы уже были признаны в налоговом учете;
если же субсидии получены на возмещение расходов, не принимаемых для целей исчисления налога на прибыль организаций, то они не учитываются в составе доходов, подлежащих налогообложению.
Таким образом, получение субсидий в любом случае не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Именно поэтому оснований для исключения суммы полученных субсидий из расчета налоговой базы по налогу на сверхприбыль нет.
Минфин России: международная компания не вправе переносить убытки, полученные до редомициляции
НК РФ предусматривает возможность переноса убытка, исчисленного в предыдущих налоговых периодах в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Полученные международной компанией до редомициляции убытки были учтены ею в соответствии с личным законом иностранной компании, а не по правилам гл. 25 НК РФ, ввиду чего они не соответствуют критериям для переноса убытков на будущее.
В связи с этим международная компания не вправе учитывать полученные до редомициляции убытки для целей налогообложения прибыли организаций.
Правительство РФ расширило параметры программ льготного лизинга и автокредитования
Принято решение увеличить скидку на покупку российских электромобилей в рамках программы льготного автокредитования с 25% до 35%, а также расширить число категорий граждан, которые могут участвовать в этой программе.
Теперь получить льготные автокредиты смогут и граждане с инвалидностью.
Также программа продолжит действовать в том числе для учителей, медицинских работников, участников специальной военной операции и членов их семей.
В программе участвуют автомобили производства АвтоВАЗа, УАЗа, ГАЗа, Haval (произведенные на заводе в Тульской области), а также электромобили Evolute и «Москвич 3е».
Базовая скидка на автомобиль в рамках программы составляет 20%, для жителей Дальнего Востока ― 25%.
На электромобили теперь она будет составлять 35%, но не более 925 тыс. руб.
Также подписано постановление о повышении до 35% (но не более 925 тыс. руб.) скидки на лизинг электромобилей российского производства.
Разработан проект концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года
Проект соответствующего распоряжения Правительства РФ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Проектом документа, среди прочего, предусматриваются следующие задачи:
разработка сервиса самообследования с возможностью подачи декларации о соответствии обязательным требованиям (для малых и средних предприятий);
расширение перечня индикаторов риска, в том числе с целью увеличения доли внеплановых проверок, проводимых на основании индикаторов риска;
совершенствование профилактических визитов;
создание системы регулярного профессионального развития сотрудников контрольных органов и др.
Также закрепляется, что плановый контроль в форме контрольных (надзорных) мероприятий должен проводиться только в отношении объектов контроля чрезвычайно высокой и высокой категорий риска.
В отношении иных категорий риска необходимо на плановой основе проводить профилактические мероприятия.
Реестры российской радиоэлектронной и промышленной продукции планируется объединить
Минпромторг России предлагает признать единый реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878, составной частью реестра российской промышленной продукции, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719.
Проект соответствующего постановления Правительства РФ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Как отмечают авторы документа, объединение реестров позволит устранить необходимость ведения одновременно двух реестров, содержащих одинаковые сведения, и унифицировать требования к подтверждению происхождения российской промышленной продукции.
Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов, предназначенных исключительно для экспорта, может быть отменена
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.
По мнению инициаторов, существующая на сегодняшний день обязательная государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов создает лишнюю административную нагрузку на производителей этих удобрений, предназначенных для экспорта.
В связи с этим предложенный законопроект предусматривает возможность производства и реализации на экспорт пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории РФ, без обязательной государственной регистрации.
Предполагается, что это позволит отечественным производителям быстрее выводить свою продукцию на международные рынки.
при наличии у иностранного гражданина и собственника предоставленного жилья личного кабинета на портале «Госуслуги»;
при заключении с лицом, предоставляющим жилье, договора найма;
при фактическом проживании иностранного лица по адресу, заявленному в ходатайстве о выдаче приглашения на въезд в Россию.
Недавно утвержденным постановлением Правительства РФ предусмотрен порядок такого уведомления, а также перечень документов, которые прилагаются к уведомлению.