Обзоры
2024-01-25 14:14 Новости законодательства

Выпуск от 24 января 2024 года

Переговоры с ОАЭ о пересмотре СОИДН затягиваются

Причина, как сообщает Forbes, в разногласиях сторон, касающихся льготных ставок.
Россия предлагает установить льготную ставку налога для дивидендов, роялти и процентов на уровне 10%.
ОАЭ, в свою очередь, заявляют, что согласятся на формулу «все по 10%» только при условии пересмотра российских СОИДН с другими арабскими странами, предлагающими более льготные условия.
Так, при выплате дивидендов и процентов в Катар и Саудовскую Аравию налог удерживается по ставке 5%.
Для роялти ставка составляет 0% (Катар) и 10% (Саудовская Аравия).
Эксперты полагают, что ОАЭ могут опасаться «налоговой конкуренции» с соседними странами.
Подробнее см. в материале Forbes с комментариями партнера ДРТ, Натальи Кузнецовой.

Для государственных компаний установили сроки перехода на отечественное программное обеспечение

Российские операционные системы (ОС), офисные пакеты, антивирусные программы и системы виртуализации они должны будут использовать с 1 января 2025 года, а системы управления базами данных (СУБД) ― с 1 января 2026 года.
Об этом говорится в методических рекомендациях Минцифры России.
Список организаций, на которые распространяется требование о замене программного обеспечения на отечественное, регулируется распоряжением Правительства РФ.
В перечень входят государственные банки, сельскохозяйственные, телекоммуникационные, промышленные, транспортные и энергетические предприятия.

Власти продолжают обсуждать законопроект о регулировании маркетплейсов

Прошлой осенью в Госдуму РФ был внесен законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов, среди ключевых положений которого можно выделить:
  • обязанность владельцев маркетплейсов публиковать данные на сайте в отношении условий договоров, заключаемых с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказа (ПВЗ);
  • возможность изменения условий договоров, но не чаще одного раза в год;
  • введение условия для применения договорных неустоек в отношении контрагентов: обязательное направление в адрес продавца товара и/или владельца ПВЗ мотивированного письменного уведомления о принятии решения о наложении штрафных санкций;
  • запрет на продажу собственных товаров маркетплейсов с оборотом более 150 млрд руб., если аналогичные товары уже представлены на маркетплейсе.
Законопроект был разработан в ответ на участившие претензии поставщиков к маркетплейсам по поводу сложностей, связанных с возвратом товаров, нарушением сроков доставки, односторонним изменением комиссии, несправедливой системой штрафов и др.
СМИ сообщают, что власти продолжают обсуждать содержание инициативы.
Так, «Ведомости» пишут, что у Минцифры России и Минпромторга России возникли разногласия относительно того, должны ли маркетплейсы нести ответственность за бракованный товар.
Минцифры России предлагает законодательно закрепить за маркетплейсами роль исключительно информационного посредника.
Минпромторг России, в свою очередь, предлагает доработать законопроект в части привлечения владельцев маркетплейсов к ответственности — по мнению ведомства, онлайн-площадка должна отвечать за оборот некачественной продукции.
Заключение Общественной палаты РФ по результатам общественной экспертизы опубликовано в карточке законопроекта.

В 2024 году к налоговому мониторингу подключены 569 компаний

ФНС России сообщила, что с 2024 года налоговый мониторинг будет проводиться в отношении 569 компании из 20 отраслей экономики, в их числе 128 новых участников.
Прирост составил более 25%.
Ведомство объясняет положительную динамику недавними регуляторными изменениями:
  • снижением «входных порогов» для вступления в налоговый мониторинг; при этом ожидается повторное уменьшение суммовых критериев: выручки и активов — до 800 млн руб., суммы уплаченных налогов — до 80 млн руб. (соответствующий законопроект уже подготовлен);
  • полной отменой «входных порогов» для отдельных категорий налогоплательщиков — участников СЗПК (стоит отметить, что для них переход на налоговый мониторинг недавно стал обязательным — участники СЗПК должны перейти на налоговый мониторинг в течение трех лет с момента заключения СЗПК), а также резидентов ОЭЗ, ТОР, свободного порта Владивосток, Арктической зоны.
Также ведомство отмечает положительные отзывы бизнеса о налоговом мониторинге.
«Многие ценят возможность снижения налоговых рисков, сокращения временных и финансовых затрат, получения обратной связи от налогового органа в формате мотивированного мнения и открытый диалог со службой», — говорится в пресс-релизе ФНС России.

Результаты заседания Госдумы РФ: законопроект о замене бумажных акцизных марок на табачную продукцию цифровыми прошел первое чтение


В России будут вести консульский учет граждан, проживающих за рубежом

Правительство РФ утвердило план мероприятий по реализации в ближайшие два года Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы.
Среди прочего данный план предусматривает введение обязательного консульского учета граждан РФ, проживающих за рубежом.
Как следует из документа, в результате реализации данного пункта плана будет определено понятие «гражданин, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации», а также конкретизирован правовой статус этой категории граждан.
Срок реализации — 20 июня 2025 года.

Минфин России: НДС по договорам в валюте с фиксированным курсом

В соответствии с НК РФ при реализации товаров/работ/услуг по договорам, стоимость которых определена в иностранной валюте, налогоплательщик определяет базу по НДС исходя из курса ЦБ РФ на дату отгрузки.
В этом случае разницы в сумме налога, которые возникнут при последующей оплате, учитываются в составе внереализационных доходов.
Минфин пояснил, что если договором предусмотрен фиксированный курс, то есть, на дату отгрузки стоимость в рублях уже определена, то пересчет налоговой базы по курсу ЦБ РФ не требуется.