Временный порядок признания курсовых разниц — есть ли у него будущее?
С чего все начиналось
Напомним, временный порядок учета курсовых разниц (по мере погашения валютных требований/обязательств — без их «бумажной» переоценки) был введен в марте этого года.
В соответствии с ним курсовые разницы по требованиям (в том числе по требованиям по договору банковского вклада/депозита) и обязательствам в валюте (кроме авансов) признаются на дату их прекращения/исполнения:
в 2022–2024 годах — для доходов в виде положительной курсовой разницы;
в 2023–2024 годах — для расходов в виде отрицательной курсовой разницы.
С вступлением нормы в силу многие налогоплательщики задались вопросом о том, как ее применять — нужно ли «сальдировать» результат переоценки, иными словами, принимать в расход только превышение отрицательных разниц над положительными?
Как это ни удивительно, но в этом вопросе налоговые органы заняли выгодную для налогоплательщиков позицию, признав, что переоценка, как и прежде, осуществляется ежемесячно, при этом отрицательные разницы учитываются в полном объеме, а положительные —«копятся» до момента погашения обязательства.
Такой подход привел к тому, что по валютным обязательствам, учитывая укрепление курса рубля, при совокупном положительном эффекте от переоценки налогоплательщики в отдельных месяцах признали значительные расходы в виде отрицательных разниц.
При этом многие были бы и рады применять «старый» порядок и не вносить изменения в свои учетные системы, однако налоговые органы настойчиво давали понять, что порядок хоть и временный, но обязательный.
В одном из своих последних писем Минфин России, по сути, приравнял неприменение временного порядка учета курсовых разниц к грубому нарушению правил учета доходов и расходов, наказываемому штрафом.
Возникшие проблемы
Совет Федерации обратил внимание на существенные потери региональных бюджетов вследствие применения временного порядка учета курсовых разниц.
Так, одна только Тюменская область не досчиталась 40 млрд руб. налоговых доходов.
В Сенате отметили, что поправки принимались в марте, когда будущее рубля было неочевидно, с целью поддержать компании в период скачка курса валют.
Сейчас ситуация изменилась и предприятия с непогашенными обязательствами в валюте получили возможность не учитывать положительный курсовой эффект.
Что будет дальше
По мнению спикера Совета Федерации В. Матвиенко, необходимо незамедлительно приостановить действие временного порядка учета курсовых разниц либо дать правительству право регулировать ситуацию в зависимости от курса рубля.
Глава Минфина России Антон Силуанов заверил, что ведомство уже занимается этим вопросом.
Сейчас проблема решается в «ручном» режиме — ведомство договорилось с некоторыми компаниями, что они будут учитывать как отрицательные, так и положительные курсовые разницы при формировании налоговой базы.
Однако спикер отнеслась к такому «ручному» управлению ситуацией скептически, указав на необходимость системного подхода.
На данный момент не вполне понятно, чего стоит ожидать.
В то же время не исключено, что ситуация будет урегулирована за счет переосмысления налоговыми органами подхода к расчету курсового эффекта, включая возвращение к идее «сальдированного» учета разниц.
Источник: «РБК»
ВС РФ: дела трех компаний о включении в таможенную стоимость дивидендов и роялти по договору коммерческой концессии отправили на новое рассмотрение
25 ноября 2022 года ВС РФ рассмотрел сразу три таможенных дела.
Речь в них шла о включении в таможенную стоимость роялти за ноу-хау по договору коммерческой концессии и дивидендов.
Ранее все три нижестоящие инстанции поддержали импортеров.
Теперь, по решению ВС РФ, все три дела отправлены на новое рассмотрение.
Ожидаем опубликование мотивировочной части.
Подробно ознакомиться с содержанием этих дел можно в выпуске LT от 17 октября 2022 года.
Предлагается освободить от НДФЛ доход в виде прощения в 2022–2023 годах долгов по ипотечным кредитам
Действующие положения НК РФ предусматривают освобождение доходов, полученных физическими лицами вследствие прекращения долга по ипотечным кредитам, предоставленным кредитными организациями до 1 октября 2014 года.
Внесенным в Госдуму РФ законопроектом предлагается расширить сферу применения освобождения и не учитывать в доходах долги по ипотечным кредитам, полностью или частично прощенным в 2022–2023 годах российскими кредитными организациями, не являющимися взаимозависимыми с налогоплательщиками.
Фонд МСФО предлагает не учитывать отложенные налоги по Pillar 2
В ноябре 2022 года Фонд МСФО предложил внести поправки в стандарт IAS 12 «Учет налога на прибыль», согласно которым:
не будут учитываться отложенные налоги по Pillar 2;
должна будет раскрываться в том числе следующая информация:
- попадает ли компания под действие Pillar 2 и ведет ли она деятельность в странах с низким уровнем налогообложения; - текущий налоговый расход по дополнительному налогу.
Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) согласился с этим подходом. Завершение работы над поправками ожидается к середине 2023 года.
Правительство РФ изменило порядок лицензирования фармацевтической деятельности
Правки были внесены в действующее Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.
Среди основных изменений:
сокращены сроки принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии с 15 до 10 рабочих дней, а также о внесении изменений в реестр лицензий — с 10 до 5 рабочих дней;
предусмотрено, что подача заявления о предоставлении лицензии и заявления о внесении изменений в реестр лицензий осуществляется в форме электронного документа через портал госуслуг;
в перечень видов фармацевтической деятельности включено изготовление радиофармацевтических лекарственных препаратов, а также установлены соответствующие лицензионные требования к производителям;
введено новое требование для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, согласно которому обязательным станет размещение сведений о фармацевтической организации и ее сотрудниках в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.
Указанные изменения вступают в силу с 1 марта 2023 года и действуют до 1 сентября 2028 года.
Минпромторг России предложил продлить на полгода тарифную квоту на экспорт лома черных металлов
Напомним, что ранее тарифная квота на экспорт лома черных металлов была продлена на период с 1 августа по 31 декабря 2022 года (подробности см. в LT от 2 августа 2022 года).
Теперь Минпромторг России предлагает продлить квоту на период с 1 января по 30 июня 2023 года.
При этом размер квоты может быть понижен до 600 тыс. тонн с нынешних 1,35 млн тонн, ставка внутриквотной вывозной пошлины составит 5%, но не менее 5 евро за тонну (ранее — не менее 100 евро за тонну), сверх этого — 5%, но не менее 290 евро за тонну.
Предлагается уточнить особенности классификации опасных производственных объектов и разработки деклараций промышленной безопасности
Напомним, что в соответствии с действующим законодательством для отнесения производственного объекта к категории опасного производственного объекта (ОПО) оценивается объем эксплуатируемых на нем токсичных, горючих, взрывчатых и прочих веществ, которые представляют опасность для окружающей среды.
Если расстояние между производственными объектами составляет менее 500 метров, то учитывается суммарный объем опасных веществ одного вида вне зависимости от того, эксплуатируются ли опасные вещества одной или несколькими организациями.
Внесенным в Госдуму РФ законопроектом предусмотрено, что при определении класса ОПО требование о суммарном объеме опасных веществ может не применяться, если при разработке декларации промышленной безопасности строящегося или реконструируемого производственного объекта будет установлена невозможность каскадного развития аварий на ОПО.
Целью изменений является снижение затрат организаций на исполнение ранее установленных требований.
Предполагается, что в случае принятия поправки вступят в силу 1 марта 2023 года.