Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 15 марта 2024 года

Минфин России сообщил о дискуссии вокруг размеров штрафов за нарушение контрсанкций

Напомним, что в конце февраля появилась информация, что власти начали готовить законопроект, который должен будет ввести ответственность за нарушение специальных мер из контрсанкционных указов Президента РФ.
Речь идет в том числе о необходимости согласовывать сделки с участием иностранных лиц с Правительственной комиссией, о требованиях по продаже экспортной выручки и о валютных ограничениях.
По одному из источников, за несогласование сделок с Правительственной комиссией предлагалось установить штраф в диапазоне от 20 до 40% от суммы сделки. В случае если сумму сделки установить невозможно, то предлагалось наказание в фиксированном размере — до 1 млн руб.
Директор Департамента контроля за внешними ограничениями Минфина России Дмитрий Тимофеев на днях сообщил, что основная дискуссия связана с размерами штрафов, при этом цель серьезно наказывать российский бизнес не стоит.

На Кипре пересмотрены требования к документации по ТЦО за 2022 год

Напомним, что с 2022 года на Кипре действуют новые правила определения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения (трансфертное ценообразование — ТЦО).
Они в том числе предусматривают обязанность налогоплательщика готовить следующую документацию по ТЦО:
1) локальный файл:
  • должен быть подготовлен не позднее срока подачи декларации по налогу на прибыль;
  • подлежит проверке сертифицированным бухгалтером на Кипре;
  • предоставляется в налоговые органы в течение 60 дней по запросу;
2) мастер-файл готовится лицом, которое признается материнской компанией многонациональной группы компаний (МГК) для целей страновой отчетности (CbCR);
3) сводная таблица с информацией о сделках с взаимосвязанными лицами (summary information table, SIT) подается вместе с налоговой декларацией.
Если сумма по контролируемым сделкам не превышает 750 тыс. евро за год, то вместо локального файла налогоплательщик должен готовить пакет ТЦО-документации по упрощенной форме, включая краткий функциональный анализ.
1 февраля 2024 года налоговые органы проинформировали Институт сертифицированных бухгалтеров Кипра и ряд других профессиональных ассоциаций о том, что применительно к 2022 году будет действовать повышенный порог суммы контролируемых сделок (вместо 750 тыс. евро):
  • более 5 млн евро — для контролируемых сделок, связанных с финансированием (предоставление займов и т. д.);
  • более 1 млн евро — для иных контролируемых сделок.
В связи с этим ожидаются соответствующие поправки в Закон Республики Кипр № 118(I)/2002 о подоходном налоге.
Кроме того, 23 февраля 2024 года указом Совета министров Кипра продлен срок подготовки документации по ТЦО и декларации по налогу на прибыль за 2022 год для налогоплательщиков, обязанных подавать SIT. Теперь он составляет 30 ноября 2024 года (вместо 31 марта 2024 года).

ОАЭ начинает консультации по Pillar 2

15 марта 2024 года Минфин ОАЭ начал сбор мнений заинтересованных лиц о вариантах реализации правил Pillar 2/GloBE в ОАЭ.
Согласно опубликованной анкете в рамках нового законодательства:
  • планируется ввести основное правило включения дохода (IIR), дополняющее правило (UTPR) и внутренний минимальный дополнительный налог (QDMTT);
  • основное правило включения дохода (IIR) не будет применяться к небольшим группам компаний со штаб-квартирой в ОАЭ;
  • могут быть предусмотрены определенные «необязательные» и «альтернативные» варианты применения QDMTT, которые могут отклоняться от правил GloBE;
  • может быть введена оговорка QDMTT Safe Harbour, в соответствии с которой дополнительный налог в юрисдикции по правилам IIR/UTPR считается равным нулю, если введенный в этой юрисдикции QDMTT отвечает установленным критериям;
  • в части сроков уплаты дополнительного налога предлагается две альтернативы: в соответствии со сроками уплаты корпоративного налога в ОАЭ или в сроки, установленные Модельными правилами ОЭСР;
  • планируется предусмотреть исключения для активных компаний (Substance based Income Exclusion).
Общественные обсуждения продлятся до 10 апреля 2024 года.

АС города Москвы: пересчет финансового результата от уступки прав требования по займу в связи с переквалификацией заемных отношений в агентские

Налогоплательщик уступил права требования по займам (тело плюс проценты) в пользу российских взаимозависимых компаний.
Уступка была осуществлена с убытком (около 34 млрд руб.), который был в полном объеме учтен для целей налогообложения прибыли.
По мнению налоговой инспекции, налогоплательщик умышленно исказил факты об операциях по сделкам, поскольку займы, права по которым были уступлены, на самом деле представляли собой агентские правоотношения.
В связи с этим инспекция пересчитала налоговую базу, исключив из нее доходы и расходы, связанные с уступкой прав.
Общая сумма доначислений с учетом штрафом и пени превысила 10 млрд руб.
Суд принял решение в пользу инспекции, руководствуясь следующими аргументами:
  • по результатам экспертизы одного из договоров займа было установлено, что его условия соответствуют отношениям агентирования;
  • этот вывод также подтвержден результатами гражданско-правового спора между налогоплательщиком и одним из заемщиков (дело № А40-250286/22) — по мнению суда, в действительности между сторонами имел место договор агентирования, в соответствии с которым агент (заемщик) от своего имени, но в интересах и за счет принципала (налогоплательщик-заимодавец) приобрел пакет акций российской организации у иностранного лица;
  • исходя из текста судебного решения по гражданско-правовому спору причиной переквалификации заемных правоотношений в агентские послужили следующие обстоятельства:
- в 2014 году налогоплательщик обратился к заемщику с предложением приобрести для него акции российской организации — предполагалось, что заемщик станет номинальным владельцем акций и впоследствии переоформит владение на налогоплательщика (такая структура сделки была обусловлена риском применения к налогоплательщику зарубежных санкций);
- денежные средства для приобретения акций на имя заемщика были переданы налогоплательщиком по договору займа;
- переговоры о приобретении акций велись самим налогоплательщиком, он также согласовывал и утверждал все условия сделки;
- фактическое управление приобретенной заемщиком организацией осуществлял налогоплательщик (был заключен договор инвестирования, согласно которому налогоплательщик получил право на 85% прибыли от деятельности приобретенной организации);
- для выдачи займа налогоплательщик использовал кредитные средства, при этом процентная ставка по кредиту была выше ставки по выданному займу;
- кроме того, проценты по кредиту перечислялись налогоплательщиком ежемесячно, в то время как проценты по выданному займу заемщиком не уплачивались (по условиям договора займа выплата процентов должна была осуществляться одновременно с возвратом займа);
- таким образом, предоставление займа было заведомо невыгодно для налогоплательщика;
- предоставляя заем, налогоплательщик не преследовал единственную цель заемных отношений — извлечения прибыли путем получения платы за предоставленные денежные средства;
- следовательно, стороны осознавали, что оформление договора займа в действительности не направлено на возникновение заемных отношений.
Таким образом, поскольку заемных правоотношений изначально не возникло, то и прав требования по договорам займа по факту не существовало.
Интересно, что, разрешая спор в пользу инспекции, суд пересчитал сумму недоимки, скорректировав налоговую базу не только на сумму доходов/расходов от реализации прав требования, но и на начисленные по спорным займам проценты, а также на отрицательные и положительные курсовые разницы, относящиеся к спорным займам.
В итоге сумма доначислений уменьшилась более чем на 3 млрд руб.
Также суд в несколько раз снизил сумму штрафа, приняв во внимание смягчающие обстоятельства: вовлеченность налогоплательщика в благотворительную деятельность, тяжелую экономическую обстановку, уплату недоимки и пени.
Суд также отметил, что взыскание штрафа в крупном размере с компании, осуществляющей свою деятельность в ведущем секторе экономики РФ (нефтедобыча), в условиях санкционного давления может способствовать поддержке недружественных стран, что недопустимо.

Депутаты предлагают установить въездной сбор для иностранцев

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.
Согласно законопроекту въездной сбор — это неналоговый платеж, уплачиваемый иностранными гражданами или лицами без гражданства, прибывающими в РФ в порядке, не требующем получения визы.
В случае неуплаты сбора въезд на территорию РФ будет запрещен. Исключение составят лица, следующие через РФ транзитом.
Кроме того, для получения разрешения на временное проживание въезжающий будет обязан представить среди прочих документов квитанцию об уплате въездного сбора.

Условия получения российского гражданства предлагается ужесточить

Напомним, что с 23 октября 2023 года действует новый закон о гражданстве. В соответствии с ним иностранец может подать заявление о приеме в гражданство, если прожил в России со дня выдачи вида на жительство не менее пяти лет.
На упрощенный порядок могут претендовать люди, которые заключили контракт на службу в армии сроком от одного года. Такое право есть и у тех, кто вступил в брак с россиянином или россиянкой и имеет общего ребенка, а также у родителей ребенка с российским гражданством.
Законопроект, разработанный депутатами ЛДПР, ужесточает эти требования. Так, до получения вида на жительство иностранец должен прожить в России два года, а потом, уже с этим документом, — еще восемь. Итого — десять лет. И только потом он может претендовать на гражданство.
Проект закона также предусматривает, что лицо вправе претендовать на получение гражданства в упрощенном порядке в случае, если имеет сына или дочь, которые являются гражданами РФ и проживают в России не менее пяти лет.

Минпромторг предложил с 1 декабря начать обязательную маркировку консервов

Планируется, что регистрация в информационной системе маркировки участников оборота отдельных видов консервированных продуктов начнется с 1 сентября 2024 года. С 1 декабря 2024 года нанесение кодов маркировки станет обязательным для консервированной продукции из рыбы и (или) морепродуктов, а с 1 марта 2025 года — для остальной консервированной продукции.
Эксперимент по маркировке отдельных видов консервированных продуктов проходит в России с 12 февраля до 31 августа 2024 года.
В ходе пилотного проекта отрабатывается технология нанесения кодов маркировки на мясные и рыбные консервы, консервированные овощи, фрукты, ягоды, орехи, грибы и морепродукты.