Приостановлено действие большинства статей СОИДН с недружественными странами
В марте этого года Минфин России и МИД России выступили с совместным предложением приостановить действие СОИДН со всеми недружественными странами.
Тогда ведомства обратились к Президенту РФ с просьбой издать соответствующий указ.
8 августа такой указ был подписан Президентом РФ.
Приостановка затронула СОИДН с 38 недружественными странами, включая государства ― члены Евросоюза, США, Японию, Австралию, Швейцарию.
При этом приостановлено действие только отдельных статей СОИДН, в большинстве своем касающихся предоставления более льготных по сравнению с российским законодательством условий.
В частности, теперь выплата пассивного дохода в адрес контрагентов из недружественных стран будет облагаться налогом у источника по ставкам, предусмотренным НК РФ:
- дивиденды — 15%;
- доходы от международной перевозки — 10%;
- проценты, роялти и другие виды пассивных доходов — 20%.
В то же время многие статьи продолжат применяться ― среди них статьи, определяющие:
- лиц, к которым применяется СОИДН;
- налоги, на которые распространяется действие соглашения;
- порядок устранения двойного налогообложения (благодаря чему должно сохраниться право на зачет налогов, уплаченных за рубежом);
- обмен информацией;
- порядок проведения взаимосогласительной процедуры.
Указ вступил в силу с момента опубликования ― 8 августа 2023 года.
Примечательно, что положениями указа Правительству РФ поручено «обеспечить принятие мер, направленных на снижение негативного эффекта для российской экономики».
Возможно, в ближайшее время мы увидим проект о внесении таких изменений.
Например, ранее представители Минфина России сообщали о том, что некоторые льготы могут быть закреплены на уровне НК РФ ― например, освобождение от налога у источника процентов, выплачиваемых независимым иностранным банкам.
В НК РФ снова готовятся масштабные поправки
На официальном портале проектов нормативных правовых актов опубликован законопроект о внесении поправок в действующее налоговое законодательство.
Полагаем, что этот проект будет рассматриваться в осеннюю сессию и, вероятно, претерпит множество изменений.
Именно поэтому на данном этапе мы выделили ключевые инициативы, которые стоит учесть при налоговом планировании:
- в случае корректировки цены сделки с взаимозависимым лицом ― нерезидентом по правилам трансфертного ценообразования доход такого лица в сумме корректировки предлагается признавать дивидендами и удерживать с них налог у источника;
- предлагается по решению ФНС России привлекать к проверкам контролируемых сделок территориальные налоговые органы;
- в части налогового мониторинга предлагается снизить «входные» пороги: сумму уплаченных налогов со 100 до 80 млн руб., сумму доходов и сумму активов с 1 млрд до 800 млн руб.;
- для применения нулевой ставки налога на прибыль при реализации обращающихся акций предлагается исключить требование о составе активов эмитента (не более 50% недвижимого имущества, находящегося на территории РФ), если продается сравнительно небольшой пакет акций.
Президент РФ подписал закон о блокировке денежных средств и имущества лиц из недружественных государств
Соответствующие изменения были внесены в федеральный закон «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».
Они предусматривают возможность блокировки денежных средств/иного имущества иностранных компаний, государственных структур и граждан, предпринимающих в отношении России недружественные действия.
Также блокировка может быть введена в отношении юридических лиц, подконтрольных указанным выше иностранным лицам (если такие иностранные лица вправе прямо и/или косвенно распоряжаться в силу своего участия более чем 50% голосов этого подконтрольного юридического лица).
Блокировка будет включать запрет осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, принадлежащими блокируемому лицу, а также финансовые операции, совершаемые в пользу такого лица.
Контроль за соблюдением ограничений возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или имуществом блокируемых лиц (банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации и т. д.).
Контролировать выполнение этими организациями введенных ограничений будет Банк России.
Закон также предусматривает перечень операций, которые, несмотря на вводимые ограничения, блокируемое лицо будет вправе совершать ― среди них:
- получение денежных средств на свои счета в российских банках;
- получение и расходование пенсий, стипендий, пособий, социальных выплат, гарантированных государством;
- осуществление уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, зачисляемых в бюджеты РФ;
- получение заработной платы и расходование ее в размере, не превышающем 10 тыс. руб. (или ее эквивалент в иностранной валюте) в месяц из расчета на каждого члена семьи, не имеющего самостоятельных источников дохода;
- выплата заработной платы и выходных пособий в размере, не превышающем величину прожиточного минимума.
Закон вступит в силу 1 февраля 2024 года.
Напомним, что решение о введении специальных экономических мер в отношении конкретных лиц принимается Президентом РФ.
Бизнес раскритиковал поправки об оборотных штрафах за утечки данных
Напомним, что впервые идея о введении оборотных штрафов за утечку персональных данных прозвучала в начале прошлого года.
С того момента Минцифры России работает над соответствующем законопроектом.
В конце июля этого года в СМИ появилась информация, что группа сенаторов направила Правительство РФ законопроект о введении административной ответственности за компрометацию персональных данных.
Штрафовать компании предлагается в случае, если скомпрометирована личная информация более тысячи граждан или же личные «идентификаторы данных» более 10 тыс. граждан — в этом случае организации придется заплатить от 3 до 5 млн руб., а должностному лицу — от 800 тыс. до 1 млн руб.
При более крупном размере утечки (если скомпрометированы персональные данные более 10 тыс., но менее 100 тыс. граждан или же от 100 тыс. до 1 млн идентификаторов) юридическому лицу придется заплатить от 5 до 10 млн руб., а должностному лицу — от 1 до 1,5 млн руб.
Для особо крупных утечек, которые затронули данные более 100 тыс. граждан (или более 1 млн идентификаторов), предусмотрены штрафы в размере 10–15 млн руб. для компаний и 1,5–2 млн руб. для должностных лиц.
При повторном нарушении размер штрафа будет зависеть от оборота компании и составлять от 0,1% до 3% от годовой выручки, но не может быть меньше 15 и больше 500 млн руб.
Также законопроект предполагает введение штрафов за то, что компания не сообщила о факте утечки Роскомнадзору и самому владельцу скомпрометированных персональных данных. В таком случае компании придется заплатить от 1 до 3 млн руб., а должностному лицу — от 400 до 800 тыс. руб.
На днях стало известно, что Ассоциация больших данных раскритиковала инициативу по нескольким причинам:
- в проекте нет четкого определения состава правонарушения, что может привести к введению безвиновной ответственности для бизнеса, так как независимо от причин утечки ответственность возлагается на компанию;
- принятие документа в текущей редакции может привести к снижению инвестиций в защиту персональных данных, так как ответственность без вины не дает бизнесу стимулов для усиления безопасности;
- размер штрафов за то, что компания вовремя не сообщила о произошедшей утечке, завышен;
- методика расчета оборотных штрафов несправедлива (предлагается дифференцировать предельный размер штрафа в зависимости от объема выручки).
По данным СМИ, некоторые другие участники рынка и эксперты также считают, что предложенные в текущей версии формулировки состава правонарушения создают риски для ИТ-отрасли.
Планируется обновить форму уведомления о КИК
Напомним, что недавно был принят закон о реализации основных направлений налоговой политики.
Этим законом среди прочего предусматривается освобождение от налогообложения прибыли КИК, являющихся иностранными структурами без образования юридического лица, при соблюдении следующих условий:
- в соответствии со своим личным законом указанная структура является формой осуществления коллективных инвестиций;
- прибыль (доходы) указанной структуры в соответствии с ее личным законом не подлежит налогообложению;
- участники такой структуры (пайщики, бенефициары, прочие) должны заплатить налог при получении доходов от такой структуры в соответствии с положениями НК РФ.
Принимая во внимание эти положения, ФНС России разработала проект новой формы уведомления о КИК.
Так, в новой редакции изложен лист Б «Сведения о КИК, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица».
Кроме того, внесены изменения в порядок заполнения формы уведомления и его формат.
Предложено установить единую ставку вывозной таможенной пошлины в размере 8% по некоторым видам удобрений
Это коснется минеральных удобрений, классифицируемых кодами 3102, 3103, 3104 и 3105 ТН ВЭД ЕАЭС (азотные, фосфорные, калийные).
В настоящее время в отношении этих видов минеральных удобрений экспортная пошлина не уплачивается, если таможенная стоимость 1 тонны удобрений не превышает 450 долл. США.
При превышении указанного уровня ставка вывозной таможенной пошлины составляет 23,5% от суммы такого превышения.
Механизм задумывался как способ изъятия части сверхдоходов экспортеров минеральных удобрений.
Ожидалось, что за счет экспортных пошлин бюджет пополнится на 119 млрд руб., однако из-за падения мировых цен на удобрения поступления составили всего 6 млрд руб.
Для целей сохранения запланированных доходов федерального бюджета механизм экспортной пошлины на удобрения предлагается изменить — ввести единую ставку на весь экспорт удобрений, классифицируемых указанными выше кодами, в размере 8%.
Предполагается, что единая ставка будет действовать с 1 сентября 2023 года по 31 декабря 2024 года.
Правительство РФ может получить больше полномочий по утверждению порядка обработки персональных данных
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.
Согласно законопроекту Правительство РФ получит право утверждать порядок обработки персональных данных отдельных категорий лиц (определять, что это за лица, будет Президент РФ), в том числе порядок взаимодействия оператора персональных данных с федеральными органами.
Также ведомство сможет утвердить порядок включения информационных систем персональных данных в соответствующий реестр.
Кроме того, законопроект дает право федеральным органам власти требовать у оператора информационных систем доступ к базе данных, а также блокировать, удалять, уничтожать хранящиеся в ней персональные данные. Сейчас в законодательстве эти нормы не урегулированы.