Обзоры
2022-11-29 07:40 Новости законодательства

Выпуск от 28 ноября 2022 года


Legislative Tracking

Be in the know


Скачать выпуск


Установлена единая предельная величина базы для страховых взносов на 2023 год           


С 1 января 2023 года она составит 1 917 000 руб.

Напомним, в ноябре был принят законопроект, в соответствии с которым с 1 января 2023 года единая предельная величина страховых взносов должна быть установлена с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и примененного к нему коэффициента 2,3.

Более подробно см. в выпуске LT от 28 сентября 2022 года.

Таким образом, если в 2022 году работодатель с 1 917 000 руб. платит 507 тыс. руб. страховых взносов, то в 2023 году ему придется заплатить уже 575 тыс. руб.

Это означает, что сумма страховых взносов в отношении каждого сотрудника с заработной платой свыше 1 917 000 тыс. руб. в год (около 160 тыс. руб. в месяц) станет выше на 68 тыс. руб.

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»

Судебная практика: задолженность по займам от иностранных компаний включена в налогооблагаемый доход в связи с ликвидацией кредиторов или истечением срока давности              


Российское общество привлекло займы от компаний, зарегистрированных в Гонконге и на Британских Виргинских островах (БВО).

Затем один из кредиторов был ликвидирован, а по займам перед вторым кредитором истек срок исковой давности.

По мнению налоговой инспекции, компания должна была включить сумму займа, а также начисленных, но не выплаченных процентов, в состав внереализационных доходов.

Интересно, что права требования по указанным займам были переуступлены новым кредиторам, однако инспекция сочла сделки формальными по следующим причинам:

  • уступка прав требования не подтверждена банками, являющимися агентами валютного контроля;

  • право требования по одному из займов было переуступлено физическому лицу, которое в силу своего финансового состояния было неспособно за него заплатить;

  • компания, являясь должником, не была осведомлена об изменении кредитора (это отчасти подтверждается бухгалтерскими записями);

  • договоры переуступки заключены в Москве, однако лица, подписавшие договор со стороны иностранного кредитора, не приезжали в Россию;

  • возврат займа не производился ни до, ни после таких переуступок.

Суд первой инстанции принял решение в пользу налогового органа.

Стоит заметить, что в рамках параллельного уголовного дела руководитель налогоплательщика признался в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере.

Он также сообщил, что изготовил договоры уступки, чтобы избежать привлечения к налоговой ответственности.

Источник: «Электронное правосудие»

Судебная практика: налогоплательщик не может произвольно выбирать период признания в налоговом учете штрафов, начисленных по решению суда            


В 2021 году российское общество подало уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2018 год, в которой отразило внереализационные расходы в виде неустоек и штрафов, которые:

  • были начислены обществу по решениям судов и мировым соглашениям, вступившим в силу в 2017 году;

  • относились к налоговому периоду 2017 года.

Напомним, что:

  • согласно пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде штрафов в общем случае признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда;

  • в соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ ошибки/искажения в исчислении налоговой базы прошлых периодов можно исправить одним из двух способов:
-     путем подачи уточненной декларации за период, в котором они были совершены;
-     в налоговой декларации за период, когда налогоплательщик обнаружил ошибку/искажение, ― только если невозможно определить, в каком именно периоде они совершены, или если допущенные ошибки/искажения привели к излишней уплате налога.

Отражая спорные расходы в периоде 2018 года, общество руководствовалось следующими соображениями:

  • первичная декларация за 2017 год была подана в 2018 году (до 28 марта 2018 года), налог также был уплачен в 2018 году в установленный срок;

  • в 2017 году общество получило налогооблагаемую прибыль, неотражение штрафов в расходах за 2017 год не причинило ущерб бюджету;

  • распорядиться переплатой можно в течение трех лет с даты подачи первичной декларации, то есть вплоть до 28 марта 2021 года, а уточненная декларация была подана 10 февраля 2021 года, то есть в рамках этого трехлетнего периода;

  • учесть расходы в периоде обнаружения ошибки (в 2021 году) было невозможно, поскольку с 2020 года общество перешло на упрошенную систему налогообложения.

Налоговая инспекция исключила спорные суммы из налоговой базы. Она посчитала их ошибкой/искажением прошлых периодов, поскольку:

  • общество должно было знать о существовании расходов, относящихся к 2017 году, в период вынесения судебных решений, заключения мировых соглашений и соглашений о расторжении договора, т. е. в 2017 году;

  • следовательно, их неотражение в декларации за 2017 год является ошибкой налогоплательщика, которую тот обнаружил в 2021 году.

По мнению налогового органа, эту ошибку можно было исправить только в одном из двух периодов:

  • в налоговой отчетности 2017 года, к которому относились расходы и когда была допущена ошибка/искажение;

  • в периоде обнаружения (2021 год), если соблюдены следующие условия:
-     неотражение в 2017 году привело к переплате налога;
-     в 2021 налоговом периоде получена прибыль;
-     к моменту подачи уточненной декларации не истек трехлетний срок возврата/зачета переплаты.

Суды согласились с налоговым органом в том, что общество неправомерно занизило базу по налогу на прибыль за 2018 год, заявив спорные расходы в декларации за этот период.

Таким образом, налогоплательщик проиграл спор в трех судебных инстанциях.

Источник: «Электронное правосудие»

Опубликованы проекты отчета о клиентах ― налоговых резидентах иностранных государств версии 5.06 и xsd-схемы по обеспечению контроля за данными в CRS-отчетности            


Форматы будут использоваться в отчетной кампании 2023 года.

В настоящий момент планируется публичное обсуждение. Предложения и замечания по проектам документов могут быть направлены в срок до 26 декабря 2022 года.

Источник: «Официальный сайт ФНС России»

Торговые сети могут обязать сократить срок оплаты поставок скоропортящихся товаров           


В Госдуму РФ внесен законопроект о сокращении сроков оплаты торговыми организациями поставок скоропортящихся и социально значимых продуктов питания.

В отношении данной категории товаров предлагается установить максимальный срок оплаты:

  • четыре рабочих дня для товаров со сроком годности не более пяти дней;

  • восемь рабочих дней для товаров со сроком годности шесть-девять дней;

  • 10 рабочих дней для всех социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (вне зависимости от их сроков годности).

Напоминаем, что согласно действующей норме предельный срок оплаты товаров со сроком годности менее 10 дней составляет восемь рабочих дней с момента их получения.

Авторы законопроекта отмечают, что у производителей скоропортящихся продовольственных товаров, сроки годности которых составляют менее пяти дней, на постоянной основе возникают кассовые разрывы, так как срок оплаты таких товаров организациями торговли (восемь рабочих дней) превышает два и более производственных цикла.

Кроме того, возникающая в результате данной схемы реализации отсрочка платежей фактически является скрытым бесплатным кредитованием торговых сетей производителями социально значимой продукции.

В связи с этим согласно пояснительной записке инициатива направлена на поддержку данного сектора производства.

Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»

Упрощенный порядок предоставления лицензий на производство лекарственных средств будет действовать на постоянной основе начиная с 2023 года            


Соответствующее постановление утверждено Правительством РФ.

Упрощенный порядок позволяет производителям направлять в Минпромторг России пакет электронных документов, необходимых для получения лицензий, с помощью единого портала государственных услуг.

Министерство проверяет сведения и соответствие заявителя установленным требованиям с использованием межведомственных информационных систем.

В результате срок выдачи лицензий сократится на 15 дней (с 45 до 30).

Сейчас такой порядок действует в рамках эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности, который начался в августе 2021 года.

Источник: «Официальный сайт Правительства РФ»

Минфин России не смог согласовать с ЦБ РФ легализацию криптовалют           


Об этом сообщил глава Минфина России Антон Силуанов.

По словам чиновника, ЦБ РФ не намерен вводить цифровые деньги в оборот.

История вопроса

В начале года ЦБ РФ опубликовал доклад, в соответствии с которым предложил ввести запрет на выпуск, обращение и обмен криптовалют, а также их майнинг.

Жесткую позицию регулятора не поддержали Минфин России и Правительство РФ.

Позже все ведомства пересмотрели подход к цифровым валютам и пришли к выводу о необходимости их использования при осуществлении трансграничных расчетов.

В сентябре появилась информация, что ведомства согласовали в том числе законопроект, касающийся добычи криптовалюты.

Спустя два месяца в Госдуму РФ внесли законопроект о легализации майнинга (более подробно см. в выпуске LT от 18 ноября 2022 года).

Отмечалось, что в законопроекте учтены позиции обоих ведомств.

Антон Силуанов отметил, что новый законопроект легализует только майнинг криптовалют в России, не подразумевая операций с ними с использованием российской инфраструктуры. При этом Минфин России готов предпринять и другие шаги.

Криптосообщество уже выступило с критикой законопроекта, отметив, что отрасль не нуждается в дополнительном регулировании.

Источник: «Коммерсант»

Минцифры России готовит законопроект о выплате компенсаций гражданам за утечку данных             


Речь идет о доработке законопроекта о введении оборотных штрафов за утечки персональных данных.

Его содержание обсуждается еще с весны этого года, однако финальный текст пока так и не был опубликован.

По данным «Российской газеты», законопроект предусматривает введение штрафа в размере до 1% от годовой выручки компании.

Одновременно прорабатывается и система компенсации субъектам персональных данных ущерба от произошедших утечек.

«Если компания хочет пройти по нижней границе оборотного штрафа, она должна урегулировать вопросы с не менее 2/3 тех граждан, чьи данные фигурируют в утечке», ― пояснил глава Минцифры России Максут Шадаев.

Новый законопроект должны внести на рассмотрение в Госдуму РФ до конца этого года.

Источник: «Российская газета»

Правительство РФ увеличило квоту на экспорт азотных удобрений             


Действующая экспортная квота для российских производителей азотных удобрений увеличена на 750 тыс. т.

Решение будет действовать до конца 2022 года.

Таким образом, в целом размер квоты теперь составляет более 9 млн т.

Распределение квот поручено Минпромторгу России.

Решение принято для поддержки российских производителей удобрений, у которых в условиях достаточного насыщения внутреннего рынка продукцией появится возможность отправить дополнительные объемы на экспорт.

Источник: «Официальный сайт Правительства РФ»

Опубликован проект об увеличении тарифных квот на вывоз зерновых культур


Экспортная квота вводится ежегодно во второй половине аграрного сезона ― с 15 февраля по 30 июня.

Напомним, в середине ноября Минэкономразвития России поддержало увеличение квоты на экспорт зерна в 2023 году до 25,5 млн т.

Теперь опубликован проект постановления, закрепляющий эту инициативу.  

В частности, предлагается установить тарифную квоту на вывоз зерновых культур (пшеницы и меслина, ячменя, ржи и кукурузы) в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, в объеме 25,5 млн т.

Квота будет действовать с 15 февраля по 30 июня 2023 года (включительно).

Последняя квота составляла 11 млн т, в том числе 8 млн т пшеницы и 3 млн т ячменя и кукурузы.

Повышение квоты связано с рекордным урожаем ― 152 млн т.

Источник: «Официальный портал проектов нормативных правовых актов»

Пониженные тарифы страховых взносов могут быть распространены на социально ориентированные НКО, использующие УСН


Соответствующий законопроект, опубликованный на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, предусматривает право НКО применять пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% в пределах предельной базы (0% свыше предельной базы) при соответствии следующим условиям:

  • НКО включено ‎в реестр социально ориентированных НКО, формируемый в соответствии с пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ;

  • НКО применяет УСН.

Источник: «Официальный портал проектов нормативных правовых актов»

Скачать выпуск