Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 21 июля 2023 года

Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроекты о реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики, о налоге на сверхприбыль, а также рассмотрела другие законопроекты


Принят закон об исключении иностранных лиц из цепочки владения крупными компаниями

Такие поправки были внесены ко второму чтению в законопроект № 176651-8, который изначально регулировал правила аренды государственной земли предпринимателями.
Поправки позволят российским бенефициарам значимых компаний с иностранной структурой владения получить над ними прямой контроль.
Решения об исключении иностранных лиц из цепочки владения будет выносить Арбитражный суд Московской области.
Механизм распространят только на экономически значимые организации (ЭЗО), в которых иностранным структурам из недружественных юрисдикций либо владельцам из таких стран принадлежит не менее 50%. Перечень таких компаний будет утверждать Правительство РФ без возможности оспорить включение.
В список будут вноситься компании, соответствующие следующим критериям:
  • компания должна быть крупной по финансовым показателям ― иметь более 75 млрд руб. выручки с учетом юридических лиц, входящих в одну группу, суммарную стоимость активов от 150 млрд руб., не менее 10 млрд руб. уплаченных налогов и более 4 тыс. сотрудников;
  • компания должна быть из значимой отрасли. Надо быть системно значимым банком, на 1 февраля 2022 года признаваться субъектом критически важной информационной инфраструктуры или градообразующим предприятием, внедрять технологии и программное обеспечение для общественно значимых сервисов и услуг или участвовать в создании и модернизации высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест;
  • доля прямого или косвенного участия российских владельцев в иностранном холдинге должна превышать 50%. Она может быть и более 30%, если на последнем собрании органов управления иностранного холдинга российские владельцы могли принимать решения, либо более 20%, если против акционеров холдинга или самой ЭЗО введены блокирующие санкции.
Российские собственники ЭЗО должны будут иметь основания для приостановления корпоративных прав иностранных лиц. Это возможно в обстоятельствах, когда иностранные акционеры после 24 февраля 2022 года публично заявили о прекращении деятельности ЭЗО или своем участии в ней, расторгли договоры, имеющие существенное значение для бизнеса компании, или прекратили (приостановили) исполнение обязательств по ним, направили уведомления более чем одной трети работников о сокращении штата, соблюдали санкции западных стран во вред экономике России или мешали развитию организации.
В определенных случаях корпоративные права недружественных акционеров могут быть приостановлены и иностранные холдинговые компании могут быть лишены своих акций/долей в российских компаниях, если после 24 февраля они уклонялись от управления российской компанией, воспрепятствовали нормальному управлению обществом или совершили иные действия, направленные на приостановление деятельности.

До 31 декабря 2025 года продлено действие специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности

Президент РФ продлил действие специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности, предусмотренных Указом Президента РФ от 8 марта 2022 года № 100.
Напомним, что этим указом были предусмотрены запреты и ограничения до конца 2023 года на вывоз за пределы территории России и/или ввоз на территорию России продукции и/или сырья согласно правительственным перечням, среди которых:
  • технологическое оборудование;
  • телекоммуникационное оборудование;
  • медицинское оборудование;
  • транспортные средства;
  • сельскохозяйственная техника;
  • электрическая аппаратура.
При этом запреты и ограничения не применяются в отношении продукции и/или сырья, вывозимых за пределы или ввозимые на территорию РФ российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства для личного пользования.

Предлагается распространить на ИП действие ИТ-льготы по налогу на прибыль

На рассмотрение Госдумы РФ внесен законопроект о распространении ставки 0% по налогу на прибыль, предусмотренной п. 1.15 ст. 284 НК РФ для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, на индивидуальных предпринимателей.
В законопроекте отмечается, что меры поддержки для субъектов, ведущих деятельность в области информационных технологий, доступны только юридическим лицам, прошедшим соответствующую государственную аккредитацию.
При этом согласно законопроекту и данным Единого реестра МСП по состоянию на март этого года количество субъектов МСП, основным видом деятельности которых является деятельность в области информационных технологий, составляет около 400 тыс., большинство из которых являются ИП.

Предлагается расширить перечень товаров, облагаемых по ставке 10% НДС

На рассмотрение Госдумы РФ внесен законопроект о внесении изменений в пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ, касающихся расширения перечня товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10%.
Законопроектом предлагается распространить действие ставки 10% НДС на товары категории детской мебели, социально значимых групп детских товаров, изделий для ухода за детьми, удерживающих устройств, предназначенных для использования в механических транспортных средствах, пеленок.
По мнению автора законопроекта, снижение ставки НДС для указанных видов детских товаров будет способствовать поддержке потребительского спроса, увеличению темпа роста рынка по каждой товарной группе, а также доли указанных товаров российского производства.

Российской промышленной продукции могут дать приоритет в инвестиционных проектах

Внесенным в Госдуму РФ законопроектом предусматривается:
  • определение понятий «российская промышленная продукция», «производитель российской промышленной продукции»;
  • создание системы цифровых паспортов промышленной продукции;
  • введение механизма стимулирования спроса на промышленную продукцию посредством использования логотипа государственной информационной системы промышленности (ГИСП), а также уточнения правового статуса ГИСП.
По мнению авторов законопроекта, обеспечение спроса на российскую промышленную продукцию позволит сформировать долгосрочные программы научно-технического развития для повышения конкурентоспособности производимой продукции.