Минфин России разъяснил некоторые особенности исчисления и уплаты налога на сверхприбыль
Напомним, 4 августа 2023 года закон о налоге на сверхприбыль был подписан Президентом РФ.
Более подробно см. в нашем специальном обзоре.
По общему правилу ставка налога составит 10%, при этом предусмотрена своего рода скидка в случае ранней уплаты налога посредством обеспечительного платежа.
Скидка предоставляется через механизм налогового вычета: налог можно будет уменьшить на сумму обеспечительного платежа по налогу, внесенного в октябре-ноябре 2023 года.
Размер такого вычета составит не более половины от суммы налога.
Одновременно этот же обеспечительный платеж с даты наступления срока уплаты налога (28 января 2024 года) будет признаваться суммой уплаченного налога.
Таким образом, по сути, налог можно будет уплатить в 2023 году по эффективной ставке 5%.
Такой механизм «скидки за раннюю уплату» используется в налоговых правоотношениях впервые, ввиду чего некоторые налогоплательщики выражали беспокойство по поводу его практической реализации, ожидая подтверждение правильного понимания концепции от Минфина России.
На днях ведомство в своем письме подтвердило, что в случае перечисления в октябре-ноябре обеспечительного платежа в размере половины от суммы исчисленного налога при использовании права на налоговый вычет в размере обеспечительного платежа обязанность по уплате налога по состоянию на 28 января 2024 года признается исполненной.
ОЭСР опубликовала Многостороннюю конвенцию (MLC) о сумме А в рамках Pillar 1
Напомним, Pillar 1 ― одна на из составляющих международной налоговой реформы, над которой ОЭСР работает уже не первый год.
Она включает в себя два компонента: новое право на налогообложение избыточной прибыли крупнейших и наиболее прибыльных международных групп компаний (МГК) в юрисдикциях сбыта независимо от их фактического присутствия (сумма А) и введение фиксированного уровня рентабельности для дистрибьюторов, выполняющих минимальные функции и несущих минимальные риски (сумма В).
На днях ОЭСР объявила о выпуске Многосторонней конвенции о сумме А в рамках Pillar 1.
Конвенция включает положения, которые должны предоставить юрисдикциям сбыта больше прав на налогообложение прибыли МГК, работающих на их рынках, предусмотрев при этом механизмы устранения двойного налогообложения, повысить определенность для налогоплательщиков и отменить налоги на цифровые услуги (DST) или прекратить их распространение в мире.
Процесс подписания документа еще не начат.
Согласно пояснениям конвенция будет действовать одновременно с текущими СОИДН, но превалировать над ними в части применения правил суммы А. Она вступит в силу, когда ее ратифицируют как минимум 30 юрисдикций, в том числе тех, где находится не менее 60% конечных материнских компаний МГК, предположительно входящих в сферу действия суммы А. Эффективность конвенции оценят через семь лет после вступления в силу.
ОЭСР ожидает, что посредством внедрения правил Pillar 1 юрисдикции сбыта будут получать около 200 млрд долл. США дополнительных налоговых доходов в год, а общая сумма налоговых поступлений в мире увеличится почти вдвое, причем большая их часть будет приходиться на страны с низким и средним уровнем дохода.
Минпромторг России планирует разрешить обновлять параметры уже заключенных СПИК
Согласно действующему регулированию внесение изменений в СПИК 1.0 невозможно, если объем инвестиций не превысил затраты бюджета или недополученные доходы из-за примененных налоговых льгот.
Тем не менее в последнее время большинство инвестиционных проектов, реализуемых на основании заключенных ранее СПИК 1.0, испытывают «существенные сложности» в реализации, вызванные санкциями и сложившимися нарушениями в цепочках поставок.
В связи с этим Минпромторг России предлагает разрешить вносить изменения в уже заключенные СПИК 1.0, когда в отсутствие внесенных изменений под угрозой может оказаться реализация всего инвестиционного проекта. Соответствующее решение будет приниматься Правительством РФ.
Помимо этого, предлагается смягчить правила в отношении доли в офшорных юрисдикциях ― СПИК станут доступны для юридических лиц, до 50% контролирующих активов компаний которых могут находиться в офшорных юрисдикциях.
Механизм вывода цифровых прав на традиционный рынок предложили распространить на все виды цифровых активов
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.
Он разработан с целью создания условий для обеспечения ликвидности цифровых прав и прозрачности их ценообразования.
Стоит отметить, что законом о привлечении инвестиций уже предусмотрен соответствующий механизм вывода цифровых прав на традиционный рынок капитала, однако на данный момент он применяется исключительно в отношении утилитарных цифровых прав.
Депутаты же предлагают распространить существующий механизм на любые виды цифровых активов, включив положения о нем в закон о рынке ценных бумаг.