Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 2 мая 2024 года

Обязательная репатриация и продажа валютной выручки продлены до 30 апреля 2025 года

Требование об обязательной репатриации и продаже валютной выручки было введено в октябре прошлого года и затронуло крупнейших российских экспортеров из 43 групп компаний (их перечень непубличный, каждое общество уведомлялось отдельно).
Изначально предполагалось, что мера будет действовать до конца апреля этого года, теперь принято решение продлить ее еще на один год — до 30 апреля 2025 года.
Основные параметры не поменялись.
Как и прежде, компании, на которые распространяется требование, должны зачислять на свои счета в российских банках не менее 80% иностранной валюты, полученной от экспортных контрактов.
Одновременно с 90 до 120 дней увеличен срок зачисления экспортерами валютной выручки на свои счета со дня передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ и оказания услуг в соответствии с внешнеторговыми контрактами.
На сайте Правительства РФ сообщается, что решение будет способствовать сохранению стабильности валютного курса и устойчивости российского финансового рынка.

В Госдуму РФ внесен обновленный законопроект о майнинге

Первоначальная версия законопроекта была внесена еще в 2022 году.
Тогда законопроект подвергся критике криптосообщества и было предложено его доработать.
Новая редакция законопроекта внесена в Госдуму РФ 26 апреля 2024 года.
В соответствии с законопроектом осуществлять майнинг будут вправе только российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в соответствующий реестр. Физические лица, не превышающие установленные Правительством РФ лимиты энергопотребления, будут вправе осуществлять майнинг цифровой валюты без включения в реестр.
Порядок ведения реестра будет установлен нормативным актом Правительства РФ.
Законопроектом предусматривается ряд мер, направленных на обеспечение контроля за оборотом цифровой валюты, включая обязанность майнеров предоставлять в уполномоченный орган информацию о получении цифровой валюты в результате майнинга, а также об адресах-идентификаторах.
Росфинмониторинг будет вести перечень адресов-идентификаторов, в отношении которых есть основания полагать, что операции по ним осуществлялись в целях отмывания доходов или финансирования терроризма.
Реализация цифровой валюты, полученной в результате майнинга, будет возможна, но только без использования российской информационной инфраструктуры (за исключением сетевых адресов и комплексов программно-аппаратных средств операторов связи).
При этом напрямую запрещается организация обращения цифровой валюты на территории РФ, а также устанавливается запрет на рекламу криптовалюты.
Помимо этого, предусматриваются полномочия Правительства РФ по установлению запрета на осуществление майнинговой деятельности в отдельных субъектах РФ или на отдельных их территориях, а также предлагается запретить совмещение такой деятельности с деятельностью, связанной с электроэнергетикой.

Продлены квоты на вывоз минеральных удобрений

Правительство РФ приняло решение продлить квоты на вывоз из России минеральных удобрений — они будут действовать с 1 июня по 30 ноября 2024 года.
Общий объем экспортной квоты составит свыше 19,7 млн т, в том числе для азотных удобрений — более 12,4 млн т, для сложных — около 7,3 млн т.
Распределить объемы квот между участниками внешнеторговой деятельности поручено Минпромторгу России.
На официальном сайте Правительства РФ сообщается, что принятое решение направлено на поддержание достаточных объемов удобрений на внутреннем рынке и обеспечение продовольственной безопасности страны.

Минцифры России предлагает ужесточить правила продажи SIM-карт иностранным гражданам

Соответствующий законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Им предусмотрены следующие поправки:
  • иностранные граждане и лица без гражданства смогут приобрести номер только после регистрации в Единой биометрической системе и только в официальных салонах связи или точках продаж;
  • заключение договора в интернете станет невозможным;
  • в договоре обязательно пропишут IMEI — код идентификации телефона, куда клиент собирается установить SIM-карту (операторы отключат связь, если иностранец начнет использовать данный номер на других устройствах);
  • один иностранный гражданин сможет оформить на себя не более 10 номеров.
Текущие договоры операторов с иностранными гражданами/лицами без гражданства должны быть переоформлены по новым правилам до 1 марта 2025 года, иначе услуги связи будут прекращены.

Минфин России: вычет убытка от ликвидации дочернего общества, если доли в таком обществе непрерывно принадлежали налогоплательщику более пяти лет

Ведомство отметило, что в общем случае убыток в сумме вклада в капитал дочерней организации, полученный в связи с ее ликвидацией, учитывается для целей налогообложения прибыли.
В то же время НК РФ предусматривает специальные правила определения налоговой базы при реализации или ином выбытии акций/долей, непрерывно принадлежавших налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.
При соблюдении установленных условий (доля недвижимости в активах) доходы от такой реализации/выбытия облагаются налогом на прибыль по ставке 0%.
По мнению ведомства, выбытие долей осуществляется и при ликвидации организации.
Соответственно, если налогоплательщик владел долями/акциями ликвидированного общества более пяти лет, то налоговые последствия ликвидации определяются с учетом вышеуказанных специальных правил.
Если продолжить мысль ведомства, то учесть убыток от ликвидации общества, участие в котором длится более пяти лет, не получится, так как налоговая база по операциям, облагаемым по ставке 0%, определяется отдельно от общей базы.

Минфин России: при получении от иностранного участника исключительных прав на товарный знак в качестве вклада в имущество необходимо уплатить НДС

Ведомство подчеркнуло, что безвозмездная реализация признается объектом обложения НДС, при этом нет никаких исключений для передачи имущества/имущественных прав в качестве вклада в имущество.
Местом такой реализации в ситуации, когда исключительные права на объекты интеллектуальной собственности получены российской компанией от иностранного учредителя, признается территория РФ.
В связи с этим, по мнению Минфина России, российский получатель выступает в роли налогового агента — он должен исчислить и уплатить НДС с такой реализации в бюджет.
Одновременно у него есть право принять соответствующую сумму налога к вычету (при соблюдении общих условий для вычета НДС).

Минфин России: должна ли российская организация — покупатель электронных услуг выступать налоговым агентом, если задолженность по оплате услуг была переуступлена иностранным поставщиком российскому физическому лицу до 1 октября 2022 года?

Напомним, с 1 октября 2022 года поменялись правила обложения НДС электронных услуг в сегменте В2В — с этой даты российские организации и ИП, приобретающие у иностранных компаний услуги в электронной форме, выступают в роли налоговых агентов (ранее иностранные поставщики платили налог самостоятельно).
В недавно опубликованном письме Минфина России рассматривается следующая ситуация:
  • российская компания (покупатель) заключила с иностранным поставщиком договор на оказание услуг в электронной форме;
  • во II квартале 2022 года этот иностранный поставщик уступил дебиторскую задолженность по договору физическому лицу — резиденту РФ.
Возник вопрос: выступает ли российская организация в качестве налогового агента?
Ведомство пояснило, что если российская организация приобрела у иностранного лица услуги в электронной форме, но не оплатила их до 1 октября 2022 года, а плата за данные услуги производится в адрес физического лица, то данная российская организация исчисляет и уплачивает в бюджет НДС в качестве налогового агента.

Минфин России: можно ли вернуть импортный НДС по ввезенному оборудованию, которое впоследствии было внесено в перечень оборудования, не имеющего аналогов в РФ?

Напомним, Правительством РФ утвержден перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ и ввоз которого не подлежит обложению НДС.
Ведомство пояснило, что право на освобождение от НДС возникает в том случае, если код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование ввозимого оборудования поименованы в редакции Перечня, действующей на момент регистрации декларации на товары.
При этом оснований для возврата НДС в случае включения наименования/кода ввезенного оборудования в Перечень уже после его выпуска не имеется, за исключением ситуации, когда решение о включении в Перечень имеет ретроспективное применение.

Правительство РФ расширило список товаров, при ввозе которых из недружественных государств нужно уплачивать особые таможенные пошлины

В обновленный перечень вошли:
Также для некоторых позиций конкретизированы страны, при импорте из которых действуют повышенные пошлины.

С 1 мая вступил в силу запрет на продажу товаров, подлежащих обязательной маркировке, если при проверке кода маркировки кассовое ПО выдало ошибку

Об этом напомнил Оператор системы маркировки (ЦРПТ).
Ранее Правительство РФ утвердило перечень случаев, в которых запрещена розничная продажа ряда маркированных товаров:
  • в системе маркировки отсутствует информация о маркировке средствами идентификации товара;
  • в системе маркировки отсутствуют сведения о вводе в оборот товара или нанесении на товар кода маркировки;
  • товар выведен из оборота;
  • срок годности товара истек;
  • товар запрещен к реализации по решению органов государственного контроля (надзора);
  • цена реализации товара ниже минимальной или выше максимальной розничной цены;
  • код проверки кода маркировки не соответствует характеристикам средства идентификации.
ЦРПТ также разместило на своем сайте полезную информацию о том, как торговой сети подготовиться к запуску режима проверок на кассах.

Минфин России предложил увеличить минимальные цены на спирт

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликованы два документа:
  • одним из них предлагается повысить минимальную цену на этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, с 68 до 73 рублей ‎за 1 л безводного спирта;
  • другим предлагается повысить минимальную цену спирта, произведенного из непищевого сырья, с 51 до 55 рублей за 1 л безводного спирта.
Согласно комментариям ведомства индексация уровня цен необходима для реализации мер по пресечению незаконного производства и оборота спирта.