Судебная практика: фактическое право получателя на проценты по субординированному займу и применение СОИДН с Сингапуром
Российский банк выплачивал проценты компании — налоговому резиденту Сингапура по субординированному займу и на основании СОИДН применял льготную ставку налога у источника 7,5% в 2016 году и освобождение от налогообложения в 2017 и 2018 годах.
В подтверждение этой позиции банк имел сертификат резидентства заимодателя и письма, в которых заимодатель подтверждал отсутствие признаков транзитности/кондуитности и свое фактическое право на получение процентного дохода.
Налоговый орган оспорил применение льготы, посчитав, что налог должен удерживаться по стандартной ставке 20%, поскольку заимодатель не является фактическим получателем процентного дохода.
Суды трех инстанций поддержали налогоплательщика, согласившись, что сингапурская компания не являлась транзитной/кондуитной, поскольку представляла собой международную торговую и финансовую платформу, представленную в разных странах, получала существенную прибыль в Сингапуре и значительные активы, имела высокий уровень экономического присутствия в Сингапуре (15 сотрудников, собственный офис).
Тем не менее ВС РФ отменил судебные акты предыдущих инстанций и направил дело на новое рассмотрение, отметив, что сингапурская компания действовала исключительно в качестве агента в интересах материнской компании в связи со следующим:
- сингапурская компания получила денежные средства для выдачи займа российскому банку от своей материнской компании (Каймановы острова) и в полном объеме перенаправляла ей процентные доходы в день их получения от банка (несмотря на довод о том, что таким образом оплачивались некие консультационные услуги материнской компании);
- сингапурская компания не отражала полученные проценты по займу в налоговых декларациях (в отчетность с 2016 по 2019 год были включены только суммы комиссионного вознаграждения, полученного от материнской компании за услуги по агентскому соглашению);
- в назначении платежей из Сингапура на Каймановы острова было указано «возврат для материнской компании», что в совокупности с финансовой отчетностью подтверждает реальное назначение произведенных платежей ― перечисление процентного дохода по займу в адрес материнской компании.
Налоговые органы РФ получили эту информацию от компетентных органов Сингапура (предоставлены пояснения сингапурской компании, финансовая отчетность по стандартам МСФО, выписки по банковским счетам и др.).
По мнению суда, налоговый агент должен проверить наличие фактического права на доход, запросив у контрагента соответствующие доказательства, чего в данном случае сделано не было.
Кроме того, суд указал, что высокий уровень экономического присутствия и реальная предпринимательская деятельность не имеют правового значения в ситуации, когда в рамках конкретной сделки получатель дохода выполняет посреднические функции в интересах иного лица.
Посреднический статус получателя, независимо от иных обстоятельств, автоматически означает отсутствие фактического права на доход.
Минфин России: исполнение депозитарием функций агента по НДФЛ при перечислении купона по облигациям российской и иностранной организаций на брокерские счета или на текущий счет
Доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами.
В случае выплаты депозитарием дохода в виде процента (купона) по облигациям на брокерский счет, специальный брокерский счет или банковский счет доверительного управляющего налоговым агентом по указанному доходу признается соответствующий брокер или доверительный управляющий.
Ведомство отметило, что:
- если депозитарий перечисляет доход в виде купона на брокерские счета, находящиеся в распоряжении брокера, то обязанности налогового агента исполняет брокер;
- если депозитарий перечисляет доход в виде купона российской организации непосредственно на текущий счет клиента в банке, минуя брокерские счета, то обязанности агента исполняет депозитарий;
- если депозитарий перечисляет доход в виде купона иностранной организации непосредственно на текущий счет клиента в банке, то обязанности агента депозитарий не исполняет.
Минфин России готов минимизировать налоговый эффект от расширения «черного» списка
В середине июня этого года Минфин России включил недружественные страны в налоговый «черный» список.
Обновленная редакция вступила в силу 1 июля 2023 года.
Напомним, к этому списку «привязаны» многие налоговые льготы, которые в связи с расширением «черного» списка стали недоступны некоторым компаниям.
Практически сразу же после обновления списка появилась информация о том, что Минфин России проработает меры, направленные на минимизацию налогового эффекта.
На днях в СМИ появились некоторые подробности (часть из них ведомство также озвучило в одном из своих писем).
В частности, предлагается до конца 2026 года зафиксировать применение «старого» «черного» списка для следующих льгот:
- льготы на существенное участие (ставка налога 0%) при получении дивидендов от иностранных компаний (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ и пп. 1.1 п. 3 ст. 284 НК РФ);
- освобождение от уплаты налога на прибыль при получении на безвозмездной основе имущества/имущественных прав от прямой/косвенной дочерней компании, расположенной в этих странах (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- освобождение прибыли КИК от налогообложения по основанию признания их активными иностранными холдинговыми компаниями или активными иностранными субхолдинговыми компаниями (п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ).
В отношении некоторых льгот Минфин России четко дал понять, что не готов идти на уступки ― среди них:
- признание контролируемыми сделок с лицами из стран «черного» списка (в том числе невзаимозависимыми) в том случае, если сумма сделок с ними превысит 120 млн руб.;
- обложение операций по продаже долей/акций иностранных компаний, находившихся в собственности более пяти лет, налогом на прибыль по ставке 0%.
В то же время для этих льгот рассматривается возможность отложить начало применения новой редакции «черного» списка на 1 января 2024 года.
Поправки планируется внести в ближайшее время в готовящийся ко второму чтению законопроект на другую тему — о смягчении условия применения льгот международными холдинговыми компаниями.
Утверждены страны, чьи граждане могут открыть счет в российском банке
Правительство РФ утвердило список стран, банки которых могут проводить идентификацию своих граждан и компаний для осуществления финансовых операций в России и открытия счетов в российских банках.
Всего в перечне 25 стран: Азербайджан, Алжир, Армения, Бахрейн, Беларусь, Бразилия, Египет, Индия, Индонезия, Казахстан, Катар, Киргизия, Китай, Кувейт, Малайзия, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Турция и Узбекистан.
После прохождения процедуры идентификации в своей стране турист сможет удаленно открыть счет в российском банке, а уже в России получить карту иностранного туриста.
Минфин России прорабатывает инициативу, связанную с начислением налога на имущество представителей бизнеса исходя из кадастровой стоимости
Минфин России в следующем году оценит возможность перехода на механизм расчета налога на любое недвижимое имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости.
Об этом говорится в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 и плановые 2025–2026 годы.
Представитель Минфина России отметил, что «в ближайшей перспективе такую меру вводить не планируется. Этот вопрос будет прорабатываться для оценки возможности такого перехода в более отдаленной перспективе».