Проценты в Сингапур: компании удалось доказать фактическое право получателя на доход
Российский банк выплачивал проценты компании — налоговому резиденту Сингапура по субординированному займу.
Выступая налоговым агентом, банк применял льготу по СОИДН с Сингапуром.
В подтверждение этой позиции банк имел письма-подтверждения, в которых заимодатель подтвердил постоянное местонахождение в Сингапуре, отсутствие признаков транзитности/кондуитности, а также фактическое право на получение процентного дохода.
Налоговый орган не согласился с правом иностранного заимодателя на льготу, посчитав, что налог должен удерживаться по стандартной ставке 20%, поскольку заимодатель не является фактически получателем процентного дохода.
Налоговый орган привел следующие аргументы:
факт регистрации в Сингапуре не является достаточным основанием для применения положений СОИДН;
заключая договоры с банком, заимодатель являлся агентом своей материнской компании на Каймановых островах;
процентный доход, полученный от банка, переводился материнской компании;
заимодатель не учитывал процентные доходы от банка в налоговом учете;
банку было известно о том, что фактическим получателем процентного дохода является материнская компания заимодателя;
заимодатель является «технической компанией», включенной в цепочку сделок для использования льгот по СОИДН.
Несмотря на столь веские аргументы, суд все же поддержал налогоплательщика, поскольку:
заимодатель имеет высокий уровень экономического присутствия в Сингапуре (15 сотрудников, собственное офисное пространство);
согласно учредительному договору целью учреждения компании-заимодателя являются торговля товарами и управление инвестициями;
заимодатель уплачивал налог с части полученного дохода в Сингапуре;
платежи банка не обладают «транзитным» характером — заимодатель выплачивал материнской компании вознаграждение за оказание консультационных услуг, а не перечислял «транзитом» процентный доход;
заимодатель не обладает признаками «кондуитной» компании, перечисленными в разъяснениях Минфина и ФНС России, поскольку:
— является налоговым резидентом Сингапура; — представляет собой глобальную торговую и финансовую платформу; — осуществляет деятельность с 2010 года через ряд операционных торговых и финансовых компаний в 15 юрисдикциях;
получает существенную прибыль в Сингапуре;
группа компаний заимодателя (фонд финансирования торговли биржевыми товарами) имеет на балансе значительные финансовые/инвестиционные активы;
заимодатель заключал договоры субординированного займа от своего имени и в своих интересах как самостоятельный участник гражданского оборота;
отсутствуют доказательства агентских функций заимодателя, за исключением немотивированного, по мнению суда, ответа налоговых органов Сингапура, который противоречит реальному экономическому статусу заимодателя и информации, представленной им банку при заключении договоров займа;
директора заимодателя имеют право реализовывать все полномочия компании, за исключением отнесенных к компетенции общего собрания;
сделка с банком составила лишь небольшую часть годового оборота группы компаний заимодателя;
банк не создавал схему, направленную на неправомерное применение норм СОИДН, т. к. не аффилирован с заимодателем и в заключении и совершении сделки присутствовала разумная деловая цель (сделка взаимовыгодна для обеих сторон).
При принятии решения суд сослался на предыдущую судебную практику, в том числе 2015 и 2016 годов.
Резидентам-физическим лицам разрешили получать в дар недвижимое имущество от лиц недружественных стран
Напомним, что Указом Президента РФ от 1 марта 2022 года № 81 сделки между резидентами и лицами недружественных стран, предметом которых является недвижимость/ценные бумаги, запрещены.
Осуществлять/исполнять такие сделки возможно только с разрешения Правительственной комиссии.
Одним из таких решений, принятых 26 сентября 2022 года, резидентам ― физическим лицам разрешили получать недвижимое имущество от лиц недружественных стран на безвозмездной основе.
С полным списком разрешений Правительственной комиссии можно ознакомиться по ссылке.
Работодатели и мобилизация — разъяснения Минтруда России
Напомним, что недавно Госдума РФ приняла поправки к ТК РФ, касающиеся мобилизации сотрудников.
Подробно мы писали об этом в выпуске LT от 27 сентября 2022 года.
Минтруд России также разъяснил наиболее важные для работодателей вопросы:
уволить мобилизованного сотрудника нельзя ― трудовые договоры приостанавливаются на время службы;
это в том числе касается сотрудников на срочных трудовых договорах, сотрудников на испытательном сроке, а также сотрудников, получивших уведомление о сокращении;
для приостановления действия договора работник должен предоставить повестку, а работодатель ― издать приказ о приостановлении договора (дистанционные работники и работники, участвующие в ЭДО, могут направить скан повестки с учетом порядка документооборота в компании);
начиная с 21 сентября 2022 года, если работник, получил повестку и был уволен, необходимо издать приказ об отмене приказа об увольнении, направить сведения об этом в ПФР, сделать запись об отмене приказа об увольнении в трудовой книжке (если она ведется в бумажном виде), а после этого ― издать приказ о приостановлении действия трудового договора на основании повестки о призыве на военную службу по мобилизации;
период приостановки трудового договора в случае мобилизации работника включается в его трудовой стаж;
работодатель производит все выплаты, причитающиеся работнику на момент приостановления действия трудового договора, не дожидаясь даты выплаты заработной платы;
в большем объеме выплаты производятся по решению работодателя; также позднее сотруднику могут быть выплачены премии и другие выплаты, производимые в организации по результатам работы за определенный период;
компенсация за неиспользованный отпуск свыше 28 дней может быть выплачена сотруднику по его заявлению;
все работники, призванные по мобилизации с 21 сентября 2022 года, могут вернуться на рабочее место на прежних условиях;
на время приостановки действия трудового договора работодатель может заключать срочные трудовые договоры и принимать на работу временных сотрудников.
Банк России рекомендовал банкам дать заемщикам возможность погашать валютные кредиты в рублях или валюте дружественных стран
Рекомендация распространяется на ситуации, когда ввиду санкций, введенных в отношении самой кредитной организации или заемщика, исполнение обязательств в валюте недружественных стран затруднительно.
В этом случае банкам рекомендовано дать заемщикам возможность исполнять свои обязательства в рублях или валюте дружественных стран.
Банк России уточнил правила продажи неквалифицированным инвесторам иностранных ценных бумаг из недружественных стран
Юридические лица, вне зависимости от наличия статуса квалифицированного инвестора, смогут покупать ценные бумаги недружественных эмитентов без ограничений.
Напомним, что ранее регулятор установил лимиты на сделки с такими активами для неквалифицированных инвесторов ― физических лиц:
с 1 октября 2022 года доля иностранных бумаг в портфеле инвестора не должна превышать 15%;
с 1 ноября 2022 года этот показатель составит 10%;
с 1 декабря ― 5%;
с 1 января 2023 года брокерам запрещено исполнять поручения неквалифицированного клиента, если они увеличивают позиции по ценным бумагам компаний из недружественных стран. При этом под ограничения не попадают бумаги зарубежных эмитентов, которые ведут свою основную деятельность в России.
Доля приобретаемых иностранных активов в совокупной стоимости портфеля инвестора будет рассчитываться на основании данных на конец предыдущего торгового дня.
Из резервного фонда Правительства РФ выделено 10 млрд руб. на финансирование производителям зерна части затрат на его производство и реализацию.
Средства будут распределены между 64 субъектами РФ.
Сельскохозяйственные компании получат от региональных властей денежные средства, с помощью которых смогут компенсировать до 50% своих затрат на производство и реализацию пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы.
Государство компенсирует банкам недополученные доходы по реструктурированным кредитам для крупного бизнеса
Ранее крупный бизнес реструктуризировал кредиты, взятые по плавающей процентной ставке. Для этого был предоставлен трехмесячный переходный период, в течение которого разница с рыночным уровнем процентной ставки начислялась, но не выплачивалась заемщиками.
Выплату такой разницы заемщики должны были начать с 1 января 2023 года.
Теперь при соблюдении определенных условий крупный бизнес будет полностью освобожден от уплаты разницы в процентах.
Данная сумма будет погашена государством в размере 70%, а остаток будет считаться исполненным.
Необходимые условия для освобождения заемщика от выплаты процентов:
заемщик ― налоговый резидент РФ;
он не является субъектом малого/среднего предпринимательства;
не осуществляет деятельности (добыча угля, нефти, природного газа и др. — предусмотрены приложением);
его задолженность по налогам не превышает 500 тыс. руб.;
он не имеет просроченной задолженности по кредиту, в отношении которого предоставлен переходный период, свыше 30 дней;
у него нет действующих договоров, предусматривающих перенос (перераспределение) риска увеличения процентной ставки.
На субсидии Правительство РФ выделит 25,6 млрд руб.
Декларант сможет проконсультироваться с таможенными органами в отношении выбора стоимостной основы ввозимых товаров
В случае если декларант не может определить стоимость ввезенного товара по методу стоимости сделки, он имеет право обратиться в таможенные органы за консультацией для получения информации об идентичных/однородных товарах.
Для этого декларант должен направить в таможенные органы запрос с указанием полной информации о сделке по ввозу товаров, а также указать причину, по которой невозможно использовать метод по стоимости сделки.
Запрос должен быть рассмотрен в течение семи рабочих дней.
Временные коды операций для заполнения налоговой декларации по НДС
Напомним, что не так давно в НК РФ были внесены поправки в части порядка обложения НДС отдельных операций.
В связи с этим ФНС России рекомендовала использовать некоторые новые коды для заполнения декларации по НДС:
1 011 217 ― освобождение от НДС операций по передаче исключительных прав и прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании договора коммерческой концессии;
1 011 719 ― возложение обязанности налогового агента на операторов информационных систем, в которых выпущены цифровые активы;
1 011 720 ― возложение обязанности налогового агента на российские организации и ИП в случае оказания им иностранными организациями услуг в электронной форме на территории РФ.
Эти коды рекомендовано применять до утверждения новой формы декларации.
Проект новой формы уже подготовлен ― он размещен на портале проектов нормативных правовых актов.