Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 27 декабря 2022 года

Скачать выпуск

Судебная практика: налогоплательщик проиграл спор об уплате налога у источника на сумму завышения стоимости товаров, приобретаемых через торговую компанию в Гонконге                 


Российский химико-фармацевтический завод закупал фармацевтические субстанции и оборудование иностранного производства через взаимозависимую торговую компанию в Гонконге.

Стоимость приобретенных субстанций и оборудования включалась в расходы завода для целей исчисления налога на прибыль, в том числе через механизм амортизации.

Также завод учел в базе по налогу на прибыль неустойку, которую оплатил по договорам поставки в связи с просрочкой платежа.

Налоговый орган посчитал, что гонконгский продавец является кондуитной (транзитной) компанией и искусственно включен в цепочку сделок с целью завышения стоимости приобретенных товаров, в силу следующего:

  • физическое лицо, которое подписывало документы от лица директора гонконгской компании, в действительности не являлось ее директором/учредителем;

  • на момент совершения операций Гонконг был включен в «черный» список Минфина России как офшорная юрисдикция;

  • гонконгская компания не осуществляла налоговых платежей, выплату заработной платы, не несла расходов за аренду, электроэнергию, связь;

  • управление банковскими счетами компании осуществляли российские физические лица ― сотрудники взаимозависимых российских компаний;

  • торговая компания перечисляла полученные от завода денежные средства в течение нескольких дней в адрес китайских производителей или взаимозависимых компаний, включая кредиторов;

  • при этом, например, фактическая стоимость фармацевтических субстанций, перечисляемая китайским производителям, составляла 20–28% от стоимости, предъявленной торговой компанией заводу;

  • в заключении договоров с китайскими производителями, согласовании условий и осуществлении поставок участвовала не торговая компания, а работники российских компаний группы;

  • условия договоров между заводом и торговой компанией отличались от обычаев делового оборота (отсутствие предоплаты, длительная отсрочка платежа и др.), а некоторые контракты, заключенные заводом напрямую с китайскими производителями, дословно совпадали с контрактами между заводом и торговой компанией.

Налоговый орган также указал, что под видом неустойки оборотные средства выводились в офшорную юрисдикцию и частично направлялись обратно в Россию в виде заемных средств:

  • завод имел достаточно денежных средств на расчетных счетах, чтобы оплатить поставки в срок, и другие договорные обязательства исполнял без нарушений;

  • условие о выплате неустойки было нетипичным для внутригрупповых договоров;

  • имело место «круговое» движение денежных средств внутри группы взаимосвязанных лиц, включая завод и торговую компанию: в течение 10 дней эти средства прошли два таких круга.

В результате налоговый орган исключил из налоговой базы по налогу на прибыль соответствующие расходы.

Более того, завод был признан налоговым агентом по налогу у источника с доходов торговой компании, полученных в РФ вне связи с обычной предпринимательской деятельностью (пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ).

На момент совершения спорных операций СОИДН между РФ и Гонконгом отсутствовало, поэтому налог был исчислен по ставке 20%.

Доначисление налога произведено в полном объеме, без учета «налоговой реконструкции».

Суд первой инстанции принял решение в пользу налогового органа, но при определении действительного размера налоговых обязательств постановил учесть экономически обоснованные расходы на приобретение товаров у китайских производителей.

Источник: «Электронное правосудие»

Расширены меры поддержки представителей станкоинструментальной промышленности


Покупатели станков из числа государственных компаний и организаций должны будут авансировать поставки в объеме не менее 80% стоимости заказа. Речь идет о 10 видах продукции, в отношении которых контракты заключены в 2022–2024 годах. Это в том числе разные виды станков, устройства числового программного управления и др.
Правила будут распространяться на закупки товаров при установлении в соответствии с действующим законодательством запрета на допуск таких товаров, происходящих из иностранных государств.

Источник: «Официальный сайт Правительства РФ»

Правительство РФ скорректировало правила выдачи субсидий по договорам лизинга колесных транспортных средств                     


Напомним, в 2020 году была установлена новая мера поддержки, в соответствии с которой по договорам лизинга колесных транспортных средств лизингополучатели могут рассчитывать на скидку по авансовым платежам.

Выпадающие доходы лизингодателей возмещаются за счет субсидии.

Новое постановление вносит изменения в требования к получателям субсидии: участие компаний из офшорных юрисдикций в таких организациях не может превышать 25% (ранее ограничение составляло 50%).Кроме того, заявку на получение субсидии необходимо будет подавать в электронном виде.

Ранее в ноябре в порядок предоставления субсидии также вносились изменения.

Среди основных:

  • расширился круг лизинговых организаций, которые могут претендовать на получение субсидий ― в него включены организации, попавшие под санкции, или дочерние структуры таких организаций;

  • увеличился перечень договоров, скидки по которым попадают под действие субсидии ― теперь можно получить субсидию при предоставлении скидки за авансовый платеж по лизинговому договору на приобретение электромобиля в 2022 году (при скидке до 35% от цены приобретения, но не более 925 тыс. руб.) и высокоавтоматизированных транспортных средств категории N3 (при скидке до 49% от цены приобретения, но не более 12 200 000 руб.).

В то же время Правительство РФ ужесточило требования к реализуемым транспортным средствам.

Теперь они должны соответствовать одному из двух указанных ниже условий:

  • основа для производства или шасси должны быть произведены в рамках действующего СПИК;

  • транспортное средство должно иметь заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ (применимо только для транспортных средств категории О).

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»

Производителей сахара могут вновь обязать зафиксировать цены                    


Минсельхоз России предупредил крупнейших производителей сахара о риске появления нового соглашения, ограничивающего цены на этот товар.

Об этом 26 декабря заявила заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут на совещании.

Такое развитие событий будет возможно в том случае, если в I квартале 2023 года уровень оптовой стоимости этого продукта будет выше 50–53 руб. за 1 кг.

Поводом для проведения совещания стал резкий рост оптовой стоимости сахара с 19 по 25 декабря.

Напомним, ранее уже был прецедент заключения ценовых соглашений. В 2020 году было заключено такое соглашение после того, как на рост цен на ряд продуктов публично обратил внимание Президент РФ Владимир Путин. Оно действовало до 1 июня 2021 года.     

Источник: «Ведомости»

Выдано новое разрешение на заключение запрещенных сделок в топливно-энергетической сфере                     


Напомним, что до 31 декабря 2023 года запрещено осуществление сделок с определенными активами компаний финансового и топливно-энергического сектора, принадлежащими иностранным лицам недружественных стран и лицам, которые находятся под их контролем.

Более подробно см. в выпусках LT от 5 августа 2022 года и 6 декабря 2022 года.

Осуществить такие сделки можно только на основании специального решения Президента РФ, в ином случае все сделки/операции будут признаваться ничтожными.

С момента выхода правил уже было выдано 10 таких разрешений.

Теперь выдано еще одно ― на сделки с акциями АО «Кузбасская топливная компания».   

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»

Скачать выпуск