Судебная практика: налогоплательщик проиграл спор об уплате налога у источника на сумму завышения стоимости товаров, приобретаемых через торговую компанию в Гонконге
Российский химико-фармацевтический завод закупал фармацевтические субстанции и оборудование иностранного производства через взаимозависимую торговую компанию в Гонконге.
Стоимость приобретенных субстанций и оборудования включалась в расходы завода для целей исчисления налога на прибыль, в том числе через механизм амортизации.
Также завод учел в базе по налогу на прибыль неустойку, которую оплатил по договорам поставки в связи с просрочкой платежа.
Налоговый орган посчитал, что гонконгский продавец является кондуитной (транзитной) компанией и искусственно включен в цепочку сделок с целью завышения стоимости приобретенных товаров, в силу следующего:
физическое лицо, которое подписывало документы от лица директора гонконгской компании, в действительности не являлось ее директором/учредителем;
на момент совершения операций Гонконг был включен в «черный» список Минфина России как офшорная юрисдикция;
гонконгская компания не осуществляла налоговых платежей, выплату заработной платы, не несла расходов за аренду, электроэнергию, связь;
управление банковскими счетами компании осуществляли российские физические лица ― сотрудники взаимозависимых российских компаний;
торговая компания перечисляла полученные от завода денежные средства в течение нескольких дней в адрес китайских производителей или взаимозависимых компаний, включая кредиторов;
при этом, например, фактическая стоимость фармацевтических субстанций, перечисляемая китайским производителям, составляла 20–28% от стоимости, предъявленной торговой компанией заводу;
в заключении договоров с китайскими производителями, согласовании условий и осуществлении поставок участвовала не торговая компания, а работники российских компаний группы;
условия договоров между заводом и торговой компанией отличались от обычаев делового оборота (отсутствие предоплаты, длительная отсрочка платежа и др.), а некоторые контракты, заключенные заводом напрямую с китайскими производителями, дословно совпадали с контрактами между заводом и торговой компанией.
Налоговый орган также указал, что под видом неустойки оборотные средства выводились в офшорную юрисдикцию и частично направлялись обратно в Россию в виде заемных средств:
завод имел достаточно денежных средств на расчетных счетах, чтобы оплатить поставки в срок, и другие договорные обязательства исполнял без нарушений;
условие о выплате неустойки было нетипичным для внутригрупповых договоров;
имело место «круговое» движение денежных средств внутри группы взаимосвязанных лиц, включая завод и торговую компанию: в течение 10 дней эти средства прошли два таких круга.
В результате налоговый орган исключил из налоговой базы по налогу на прибыль соответствующие расходы.
Более того, завод был признан налоговым агентом по налогу у источника с доходов торговой компании, полученных в РФ вне связи с обычной предпринимательской деятельностью (пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ).
На момент совершения спорных операций СОИДН между РФ и Гонконгом отсутствовало, поэтому налог был исчислен по ставке 20%.
Доначисление налога произведено в полном объеме, без учета «налоговой реконструкции».
Суд первой инстанции принял решение в пользу налогового органа, но при определении действительного размера налоговых обязательств постановил учесть экономически обоснованные расходы на приобретение товаров у китайских производителей.
Расширены меры поддержки представителей станкоинструментальной промышленности
Покупатели станков из числа государственных компаний и организаций должны будут авансировать поставки в объеме не менее 80% стоимости заказа. Речь идет о 10 видах продукции, в отношении которых контракты заключены в 2022–2024 годах. Это в том числе разные виды станков, устройства числового программного управления и др. Правила будут распространяться на закупки товаров при установлении в соответствии с действующим законодательством запрета на допуск таких товаров, происходящих из иностранных государств.
Правительство РФ скорректировало правила выдачи субсидий по договорам лизинга колесных транспортных средств
Напомним, в 2020 году была установлена новая мера поддержки, в соответствии с которой по договорам лизинга колесных транспортных средств лизингополучатели могут рассчитывать на скидку по авансовым платежам.
Выпадающие доходы лизингодателей возмещаются за счет субсидии.
Новое постановление вносит изменения в требования к получателям субсидии: участие компаний из офшорных юрисдикций в таких организациях не может превышать 25% (ранее ограничение составляло 50%).Кроме того, заявку на получение субсидии необходимо будет подавать в электронном виде.
Ранее в ноябре в порядок предоставления субсидии также вносились изменения.
Среди основных:
расширился круг лизинговых организаций, которые могут претендовать на получение субсидий ― в него включены организации, попавшие под санкции, или дочерние структуры таких организаций;
увеличился перечень договоров, скидки по которым попадают под действие субсидии ― теперь можно получить субсидию при предоставлении скидки за авансовый платеж по лизинговому договору на приобретение электромобиля в 2022 году (при скидке до 35% от цены приобретения, но не более 925 тыс. руб.) и высокоавтоматизированных транспортных средств категории N3 (при скидке до 49% от цены приобретения, но не более 12 200 000 руб.).
В то же время Правительство РФ ужесточило требования к реализуемым транспортным средствам.
Теперь они должны соответствовать одному из двух указанных ниже условий:
основа для производства или шасси должны быть произведены в рамках действующего СПИК;
транспортное средство должно иметь заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ (применимо только для транспортных средств категории О).
Производителей сахара могут вновь обязать зафиксировать цены
Минсельхоз России предупредил крупнейших производителей сахара о риске появления нового соглашения, ограничивающего цены на этот товар.
Об этом 26 декабря заявила заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут на совещании.
Такое развитие событий будет возможно в том случае, если в I квартале 2023 года уровень оптовой стоимости этого продукта будет выше 50–53 руб. за 1 кг.
Поводом для проведения совещания стал резкий рост оптовой стоимости сахара с 19 по 25 декабря.
Напомним, ранее уже был прецедент заключения ценовых соглашений. В 2020 году было заключено такое соглашение после того, как на рост цен на ряд продуктов публично обратил внимание Президент РФ Владимир Путин. Оно действовало до 1 июня 2021 года.
Выдано новое разрешение на заключение запрещенных сделок в топливно-энергетической сфере
Напомним, что до 31 декабря 2023 года запрещено осуществление сделок с определенными активами компаний финансового и топливно-энергического сектора, принадлежащими иностранным лицам недружественных стран и лицам, которые находятся под их контролем.
Осуществить такие сделки можно только на основании специального решения Президента РФ, в ином случае все сделки/операции будут признаваться ничтожными.
С момента выхода правил уже было выдано 10 таких разрешений.
Теперь выдано еще одно ― на сделки с акциями АО «Кузбасская топливная компания».